Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Сергей Липовой: «У каждого поколения своя война»

6353

Сергей Липовой: «У каждого поколения своя война» Фото: пресс-служба Музея Победы

Военный летчик, генерал-майор, Герой России, участник Афганской, первой и второй чеченских войн, а также войны в Таджикистане, председатель президиума Общероссийской организации «Офицеры России» Сергей Липовой в интервью РИА «Победа РФ» рассказал о том, как сегодня «Офицеры России» поддерживают участников СВО и их семьи, о своих разговорах с бойцами и поделился историями героев своей семьи.

— Сергей Анатольевич, недавно в Музее Победы вы награждали авторов лучших рассказов о героях специальной военной операции, вошедших в сборник «Героями не рождаются. Zа Родину!». Какие истории оказались для вас самыми пронзительными? 

Мне запомнился рассказ о Герое Российской Федерации офицере Максиме Шоломове, который в результате боевых действий в составе своего подразделения попал под обстрел, получил тяжелые ранения, лишился одной руки. Но он сумел самостоятельно перевязать себя, сделал себе обезболивающий укол и еще помог затащить раненых товарищей в санитарную машину, в которую сел и сам. Но во время транспортировки раненых ВСУ направило в эту санитарную машину дрон. В результате раненые получили повторные ранения, а этот парень потерял вторую руку. Однако в итоге он не просто выжил, но и не потерял бодрости духа, веры в справедливость. На сегодняшний день он — подполковник, проходит курс реабилитации, не собирается на «гражданку», а хочет продолжать служить. Наша организация «Офицеры России» уже взяла над ним шефство, мы помогаем ему решать и бытовые вопросы, и вопросы реабилитации.

Также я выделил уникальный рассказ об эвенке Эдуарде Карамзине. Он сейчас воюет на Запорожском направлении, и помимо того что по ночам участвует в операциях в составе штурмовых разведывательных групп, днем, когда все его боевые товарищи отдыхают, он идет в ближайший поселок помогать восстанавливать дома, которые еще подлежат восстановлению, помогает одиноким пенсионерам.

Есть еще один пример — парень приехал их Эквадора в Иркутск учиться в медицинском институте. Через два месяца заключил контракт с Министерством обороны и сейчас воюет на Херсонском направлении. Он проникся духом, историей России.

И таких рассказов много. Они вошли уже в третий сборник. Первые два сборника были распределены по школам, библиотекам. Это хранение современной истории, настоящая соль сегодняшней войны, летопись подвигов наших ребят. Поэтому считаю, что работа по сбору рассказов и изданию таких сборников очень важна. Думаю, что после нашей Победы эти сборники должны войти в какое-то общее издание по томам. Это бесценная информация, которую необходимо сохранить. История должна знать своих героев.

— Вы часто посещаете патриотические мероприятия в Музее Победы. Как вы оцениваете работу музея и его вклад в дело сохранения исторической правды?

Честно говоря, на сегодняшний день в Москве Музей Победы — единственное место исторического и патриотического воспитания нашей молодежи. В этом музее собраны огромные пласты нашей истории, связанной с подвигами нашей страны, с подвигами трудового народа. В музее отражено именно то, что не найдешь ни в интернете, ни в книгах, ни в каких-то других источниках. Самое главное, что музей очень современный: герои, отдельно взятые эпизоды военных сражений оживают на интерактивных экранах. Школьник погружается в эту историю и переживает ее вместе с теми бойцами фронта, медсестрами и работниками тыла.  Он может понять, как сражались наши бабушки и дедушки и что именно с них нужно брать пример. Получился самый современный интерактивный исторический патриотический комплекс, куда нужно приводить молодежь, где нужно проводить различные мероприятия. Руководство этого музея при поддержке города выбрало правильный путь. Музей нашел свое место в жизни Москвы, свою нишу и сегодня вносит огромный вклад в патриотическое воспитание нашей молодежи. Москве повезло, что у нее есть такой музей.

— Расскажите о сегодняшней работе организации «Офицеры России». Насколько возросла роль организации с началом специальной военной операции?

Конечно, сегодня роль нашей организации возросла в разы. До СВО мы занимались семьями военнослужащих, защитой их прав. Несмотря на то, что существует целый ряд законов по защите прав военнослужащих, все равно есть масса перекосов, недоработок, выявляются слабые места в законодательстве, ущемляющие права военнослужащих. Также наша организация вела патриотическую работу и поддерживала отдельные категории населения — такие как малолетние узники нацизма, блокадники, дети войны. Нет федеральных законов, подтверждающих их статус, права и льготы. Поэтому наша организация взяла над ними шефство. Мы их поздравляем в праздники, организуем для них отдых. Есть у нас еще такая категория, как вдовы погибших военнослужащих. Они самоорганизовались, у них есть своя общественная организация, но мы стараемся поддерживать и их.

С момента начала СВО у нас появился еще один массив направления нашей работы в виде организации поддержки тем, кто находится в зоне СВО, тем, кто оттуда возвращается, и поддержки их семей. Поэтому работы прибавилось. Эта работа зачастую выходит на передний план. Мы стараемся помогать ребятам с тяжелыми увечьями с получением протезов, реабилитацией, трудоустройством. Ребята приезжают напрямую в наш офис. Также помогаем детям, которые потеряли своих отцов. Работаем с представителями Государственной думы, Правительства России, Совета Федерации, Министерства обороны.

— Как военный человек, Герой России какие советы вы даете бойцам СВО?

За период моей службы мне пришлось участвовать в четырех войнах, и хочу сказать, что ни одна война не похожа на другую. У каждого поколения своя война. Кто-то воюет на своей территории, кто-то воюет, защищая интересы России по всему земному шару. Нет легких воин, но когда ты с оружием в руках защищаешь интересы нашей страны где-то там далеко, ты себя чувствуешь гораздо легче чисто психологически, нежели когда воюешь на своей территории, когда ты понимаешь, что за твоей спиной — твоя семья, твои соотечественники. России на сегодняшний день приходится выполнять свою историческую миссию: уничтожать нацизм. Россия — это уникальная страна с уникальным народом, которая может сделать то, что не не может сделать ни одно государство в мире. Россия выполнила свою историческую миссию в прошлом столетии, когда победила нацизм, но не уничтожила его полностью. За 30 лет с момента распада Советского Союза нацизм был перекрашен — сейчас это называется демократией. На сегодняшний день у нас идет война со всем Западом за выживание славянского мира. Против нас воют профессионалы. И чтобы выжить в современном бою, нужно стать не просто профессионалом, а быть на порядок выше тех профессионалов, которые работают против нас. Ведь фактически против нас работают инструкторы-наемники НАТО, которые прошли не один военный конфликт. Для того чтобы их победить, времени для сна у наших парней практически не должно быть. Они должны постоянно тренироваться. Все свободное время они должны изучать противника, в совершенстве владеть  современными системами высокоточного оружия. За командирами есть еще личный состав, который нужно сохранить. Выполнить задание, сохранить личный состав и вернуться на базу — очень сложная и ответственная задача, которую могут решить только подготовленные в военном деле специалисты. Поэтому я всегда говорю: «Ребята, когда идете на войну, в вашем распорядке дня не должно быть времени для сна. Если вы хотите вернуться домой — надо постоянно тренироваться».

— Расскажите о вашем личном боевом опыте...   

С НАТО я начал воевать еще с 1984 года, когда попал в Афганистан. Сразу понял, что для того чтобы выжить, нужно быть профессионалом. Поэтому я постоянно учился: когда был лейтенантом, когда был капитаном, когда был полковником, когда был генералом. Я закончил три высших учебных заведения: Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков, Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина, Академию Генерального штаба. У меня никогда не было такого периода, чтобы я сказал: я все знаю, все умею. Я понимал, что время идет вперед, появляются новые технологии, новая техника, новые приемы. Поэтому нужно постоянно учиться и стараться применить полученные знания на практике.

В самый разгар войны в Афганистане требовалось большое количество летчиков армейской авиации, нас всех готовили для Афганистана. Я должен был служить в пограничной авиации, то есть летать на границе. Но в Афганистан я попал быстрее, чем мои товарищи, которые пошли в армейскую авиацию. Я очень быстро понял, что на границе никогда не бывает мирного времени. Эта тишина, которую показывают в фильмах — горная красота, солнце светит, птицы поют и так далее, — на самом деле ее не существует.  На границах все время идет скрытая война. 15 февраля 1989 года, когда мы видели кадры, облетевшие весь мир, как наша 40-я армия выходила из Афганистана, наши пограничники все еще там находились. Потом тихо, без фанфар собрались и вышли. Так закончилась Афганская война. Потом опять же с НАТО мы встретились в Таджикистане, потом на Кавказе.

— В Таджикистане, когда вы командовали Душанбинским отдельным вертолетным авиаполком, во время боевого задания ваш вертолет получил тяжелейшие повреждения от обстрелов, но вы сумели привести его на аэродром. После этого получили звание Героя Российской Федерации. Что важно для военного в такие моменты?

Это был момент истины. В такие моменты важно не растеряться.

— Кто из вашей семьи воевал в годы Великой Отечественной? На кого вы равнялись в юности и, может быть, какой-то конкретный человек повлиял на ваше желание стать военным?

У меня не было профессиональных военных в семье, но оба мои деда воевали. Я сам родом с Дона, с Ростовской области. Мой дед по линии отца — Сергей Корнилович Липовой — был самым образованным в совхозе, у него было три класса образования, он был учетчиком. В 1941 году дед ушел на войну рядовым. Вернулся командиром бронепоезда, офицером. Освобождал Кенигсберг. Уже после освобождения города его бронепоезд находился на запасных путях. В то время на немецкой стороне города еще оставались вражеские снайперы. Снайпер выстрелил в деда, пуля каким-то чудом не до дошла до сердца, но ранение было тяжелым. После 9 мая дед был комиссован, вернулся на родину, восстанавливал хозяйство. Но все-таки то ранение дало о себе знать, дед внезапно умер в 1946 году.

Другой мой дед — Михаил Устинович Бобров — жил в Ростове, занимался строительством. Буквально в 15-х числах июня 1941 года ему руководство дает отпуск, он берет жену, 8-летнюю дочку (мою маму) и едет к себе на родину в Белоруссию, на самую границу. Три дня деревня гуляла по поводу приезда родственника. Когда в небе послышался гул самолетов, председатель сельсовета уверял, что это всего лишь учебные маневры... Так, на второй день войны они оказались в глубоком немецком тылу. Дед ушел в лес к партизанам, сразу попал в отряд известного белорусского партизана Константина Заслонова. Провоевал до 1944 года, а когда наши войска освободили Белоруссию — деда комиссовали, через три года он вернулся в Ростов. На месте общежития, где они жили, зияла огромная воронка. Все документы, архив, вещи были уничтожены. Бабушка рассказывала, что у нашей семьи была родственная связь с героем Отечественной войны 1812 года Денисом Давыдовым. В том архиве как раз хранились письма из переписки с потомками Давыдова.

На примере дедов я с детства знал, что нужно защищать Родину. В школе моими любимыми книгами были книги о войне и летчиках. Когда дело дошло до 9-10 класса, я уже понимал, что хочу стать военным летчиком.

— Сергей Анатольевич, что вы думаете о нашей современной молодежи? Как, по вашему мнению, лучше развивать у молодых людей чувства любви и уважения к своей стране?

Во-первых, с молодежью надо разговаривать на их языке. Говорить не только о будущем, но и о прошлом, чтобы молодежь знала свои корни. Вот сколько раз убеждался, встречаясь со школьниками и студентами… Когда задаешь вопрос: «Можешь назвать фамилию, имя, отчество твоего прадедушки, рассказать, кем он был по специальности?» — в аудитории поднимаются одна-две руки. Остальные молчат. Для того чтобы наши молодые люди стала настоящими патриотами, которые будут готовы защищать нашу Родину, им в первую очередь надо знать историю своей семьи. Потом уже нужно изучать историю своей школы, своего края, своего города, а потом уже — историю нашего государства. Вот тогда у молодого человека будет понимание, что было в прошлом, что происходит сегодня и чего ожидать завтра. Также нужно объяснять молодежи, что защищать интересы страны необязательно с оружием в руках. Их можно защищать экономически, научно, политически. Наша молодежь очень талантлива, очень грамотна, просто с ней надо уметь разговаривать.

#мп

Юлия Приходько: «Музей Победы – лучший музей»
Юлия Приходько: «Музей Победы – лучший музей»

Участница курсов повышения квалификации «Современные тенденции в экспозиционно-выставочной деятельности музея» Академии Музея Победы, заведующая...

27.04.2024

Точка зрения

Наталья Агре: «Взрослым нужно быть лучше, а дети подтянутся»
Наталья Агре: «Взрослым нужно быть лучше, а дети подтянутся»

Директор Института изучения детства, семьи и воспитания, заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации...

17.04.2024

Точка зрения

Янез Уйчич: «Несмотря на давление, мы продолжим сохранять правду»
Янез Уйчич: «Несмотря на давление, мы продолжим сохранять правду»

Директор Международного исследовательского центра Второй мировой войны в Мариборе (Словения) Янез Уйчич в интервью...

11.04.2024

Точка зрения

Арчил Тодуа: «Мы хотим, чтобы монгольские дети знали, как русские помогали отстаивать независимость Монголии»
Арчил Тодуа: «Мы хотим, чтобы монгольские дети знали, как русские помогали отстаивать независимость Монголии»

В мае текущего года в Монголии на Халхин-Голе при поддержке Фонда президентских грантов состоится...

09.04.2024

Точка зрения

Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»
Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»

Заведующая Ржевским филиалом Музея Победы Марина Копаева в интервью РИА «Победа РФ» рассказал о...

28.03.2024

Лента новостей

Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»
Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»

Музыкальный руководитель проекта «Главные детские песни», заслуженный работник культуры РФ, композитор, продюсер, лауреат премии...

27.03.2024

Точка зрения

Юлия Приходько: «Музей Победы – лучший музей»
Точка зрения
Юлия Приходько: «Музей Победы – лучший музей»
27.04.2024
Наталья Агре: «Взрослым нужно быть лучше, а дети подтянутся»
Точка зрения
Наталья Агре: «Взрослым нужно быть лучше, а дети подтянутся»
17.04.2024
Янез Уйчич: «Несмотря на давление, мы продолжим сохранять правду»
Точка зрения
Янез Уйчич: «Несмотря на давление, мы продолжим сохранять правду»
11.04.2024
Арчил Тодуа: «Мы хотим, чтобы монгольские дети знали, как русские помогали отстаивать независимость Монголии»
Точка зрения
Арчил Тодуа: «Мы хотим, чтобы монгольские дети знали, как русские помогали отстаивать независимость Монголии»
09.04.2024
Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»
Лента новостей
Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»
28.03.2024
Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»
Точка зрения
Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»
27.03.2024
Александр Дьяконов: «Главная задача ветеранов — общение с молодежью»
Точка зрения
Александр Дьяконов: «Главная задача ветеранов — общение с молодежью»
20.03.2024
Агния Шагдурова: «Музей Победы — это больше, чем музей»
Точка зрения
Агния Шагдурова: «Музей Победы — это больше, чем музей»
19.03.2024
Андрей Широков: «Истинная история начинается с семьи»
Лица Победы
Андрей Широков: «Истинная история начинается с семьи»
27.02.2024
Ксения Алешина: «Считаю своим долгом сохранять память о героях»
Точка зрения
Ксения Алешина: «Считаю своим долгом сохранять память о героях»
21.02.2024
Михаил Кузнецов: «После рассказов деда о службе я не мыслил свою жизнь вне армии»
Точка зрения
Михаил Кузнецов: «После рассказов деда о службе я не мыслил свою жизнь вне армии»
14.02.2024
Даурен Абаев: «Победа — символ нашего исторического единства»
Точка зрения
Даурен Абаев: «Победа — символ нашего исторического единства»
06.02.2024
Ирина Хрулёва: «Предлагаю создать «Ассоциацию городов трудовой доблести» под эгидой Музея Победы»
Точка зрения
Ирина Хрулёва: «Предлагаю создать «Ассоциацию городов трудовой доблести» под эгидой Музея Победы»
05.02.2024
Любовь Емельянова: «Для меня было честью рассказать о бабушке в Музее Победы»
Точка зрения
Любовь Емельянова: «Для меня было честью рассказать о бабушке в Музее Победы»
01.02.2024
Эдуард Кудрявцев: «Память о бойцах-авроровцах бабушка пронесла через всю жизнь»
Точка зрения
Эдуард Кудрявцев: «Память о бойцах-авроровцах бабушка пронесла через всю жизнь»
31.01.2024
Сергей Корсаков: «В народное ополчение записались почти все сотрудники Института философии»
Точка зрения
Сергей Корсаков: «В народное ополчение записались почти все сотрудники Института философии»
25.01.2024
Зинаида Алексеева: «В блокаду погибла вся моя семья»
Точка зрения
Зинаида Алексеева: «В блокаду погибла вся моя семья»
17.01.2024
Зоя Сильванская: «Мечтала, хоть бы лето наступило, хоть бы травки поесть»
Точка зрения
Зоя Сильванская: «Мечтала, хоть бы лето наступило, хоть бы травки поесть»
16.01.2024
Мая Кузьмина: «Мы всегда верили в Победу! И сейчас мы верим! И она будет»
Точка зрения
Мая Кузьмина: «Мы всегда верили в Победу! И сейчас мы верим! И она будет»
15.01.2024
Марина Жданович: «На фронте шоколад был напоминанием о семье, мирной жизни, детстве и доме»
Точка зрения
Марина Жданович: «На фронте шоколад был напоминанием о семье, мирной жизни, детстве и доме»
28.12.2023