Автор картины «Дорога жизни», посвященной блокадному Ленинграду и вошедшей в выставку «Вернисаж Победы», которая открылась в Музее Победы, Константин Морозов в интервью РИА «Победа РФ» рассказал об участии в проекте и о родных, которые защищали страну.
— Константин, как восприняли новость о том, что ваша картина по итогам конкурса вошла в выставочный проект «Вернисаж Победы»?
Моя картина в таком величественном месте — Музее Победы! Для меня это очень значимо, я долго стремился к этому. Я очень рад, непередаваемые ощущения. Музей Победы — особенное место, мы побывали здесь на экскурсиях, и я хочу сказать, что поражает невероятно, что в современной России такое великолепное здание и такой великолепный музей! Я нигде такого в России не видел больше.
— Расскажите, пожалуйста, о вашей работе, как пришла идея и что вас вдохновило на ее написание?
Моя картина «Дорога жизни» отражает 1942 год. Это самый тяжелый год для Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). И изображена кадровая часть красноармейцев рядом с добровольцами. Воин в устаревшем военном шлеме, символизирует кадровую армию, он на себе тащит станок от пулемета «Максим». В войну так уже не носили, но так носили до войны. Это как бы показывает в нем военного кадрового, которых очень много погибло под Ленинградом. И рядом с ним идет доброволец из народа, потому что, когда только начиналась война, сразу тысячи ленинградцев записывались в добровольцы и многие из них также погибли.
— А художники среди них были, знаете?
Да, я окончил Академию художеств по живописи классической. И вот в академии там целая стена художников, преподавателей и студентов, которые ушли на фронт.
— Персонажи вашей работы — это конкретные люди?
Некоторые — да. Например, там есть образ командира, который стоит в белом одеянии с автоматом, это я его писал со своего родственника, отца жены. Он воевал в Афганистане. То есть он тоже ветеран, только другой войны, но при этом у него лицо человека, который прошел войну. Поэтому я его попросил, нарядил, мы пошли в лес и сделали этюд, а затем уже остальное.
— А как написать картину о войне? Это сложно, волнительно?
Да, но это должно созреть внутри желание, прежде всего. У меня так получилось, что я еще очень увлекаюсь историей войны, поэтому для меня важны и события, и детали, так называемые маркеры времени. Вот, к примеру, такое-то оружие не могло появиться в 1942 году, или погоны, например. За этим я очень слежу, чтобы потом люди, которые будут смотреть и разбираются в теме, поверили. Ну, еще образы, конечно, важны. Нужно пересмотреть большое количество материалов, потому что современные лица, конечно, не такие. Для образа человека, который прошел войну, невозможно взять натурщика, который, там, в кафе работает. Это не будет правда. Ну а что касается эмоций, то у меня они начинаются с задумкой, а потом, уже когда она есть, больше математические и исторические навыки нужны.
— Вы упомянули, что многие художники отправились на защиту Родины. А в вашей семье были фронтовики?
Да, у меня дед по линии отца был летчиком, дед по линии мамы работал на заводе, а бабушка была блокадница, у нее вся семья тогда погибла, два брата, отец и мать. И она осталась одна после войны. Пусть моя картина будет данью памяти всем героическим предкам.
— Ваша семья хранит память о них?
Да, конечно. И мне кажется, что те, кто не хранил память, мы уже видим, что в соседних государствах происходит — в Литве, Латвии, уж и не говоря про Украину. Это люди, которые забыли свою историю, и это приводит их только на руины.
#ак