Руководитель музея московской школы № 2109 (корпус «Импульс») Наталья Лузикова в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о том, как курсы повышения квалификации в Академии Музея Победы побудили ее к созданию экспозиции, посвященной жизни столицы в годы Великой Отечественной войны, и о важности патриотической работы с подрастающим поколением.
— Наталья Александровна, расскажите о курсах, которые вы прошли в Музее Победы.
Я проходила обучение в Академии Музея Победы под руководством Екатерины Ивановны Патриной и Елены Александровны Черновой. Курс назывался «Организация работы школьного музея». Это было в ноябре 2024 года. Честно скажу, что я пришла туда опустошенной, потому что музеями занимаюсь с 2011 года. Но в последнее время я как учитель еще очень сильно была загружена. Впрочем, и сейчас остаюсь. Сил на музей не хватало. Поэтому я попросила, чтобы администрация отправила меня на такую «перезагрузку». И, в общем-то, я думала, что, наверное, это последний год моей работы в школьном музее, потому что было очень сложно совмещать и учительскую деятельность, и классное руководство, и еще школьный музей. Но объем знаний и эмоции, которые я испытала, проходя это обучение, пробудили во мне, наверное, какие-то скрытые ресурсы. Я очень долго переваривала информацию этих трехдневных курсов. Там было очень много полезной и, самое главное, вдохновляющей информации и атмосферы.
Я была потрясена, конечно, теми экскурсиями, которые были созданы в Музее Победы. Мы прошли всеми улочками-закоулочками, мы увидели всю изнанку этого огромного труда. Мы увидели, как экскурсоводы заинтересовывают даже таких искушенных зрителей, как мы, взрослые. Мы все-таки профессионалы, скажем так, на школьном уровне. Тем не менее для нас это было прям какое-то открытие. Я не побоюсь сказать такие слова за всех участников этого обучения.
— И после этого у вас появилась идея создать собственную экспозицию, посвященную Великой Отечественной войне?
Да, спустя месяц после курсов я поняла, что не могу оставаться в стороне от такого великого события — 80-летия Победы — и просто обязана что-то сделать. И вот так началась наша подготовка к созданию экспозиции. К счастью, есть коллеги, которые меня поддержали, администрация, которая услышала призыв и тоже оказала содействие. А самое главное — нашлись дети, которые тоже впечатлились экскурсией «Битва за Москву. Первая Победа!», потому что я их отправила в Музей Победы и сказала, чтобы они обязательно посмотрели эту экскурсию. Они съездили классом и стали, можно сказать, моими и вдохновителями, и соратниками, и помощниками, и волонтерами, и актерами, и авторами текстов. То есть у нас действительно сложилось такое уникальное рабочее сообщество, с помощью которого этот проект и реализовался. Ребята, отразившие образы членов семьи, о которых идет речь в экскурсии, вдохновлялись разными источниками: кто-то читал воспоминания, кто-то, в принципе, интересуется историей нашей страны и пользовался какими-то общедоступными сведениями, а кто-то поехал к бабушке, узнал о боевом пути своего прадеда и воплотил его образ, изображая одного из героев этой истории. Также мы изучали немецкие карты и архивные материалы Музея Победы.
— О чем ваша экскурсия?
Наша экскурсия называется «Москва. Фронт и тыл». История начинается с того, что мы путешествуем по какой-то выдуманной улице Москвы 40-х годов. И в этот момент начинается война. Происходят изменения в облике Москвы, в людях, в их жизни. Мы обо всем этом рассказываем. А потом мы посещаем коммунальную квартиру, в которой живет семья Громовых. Мы долго придумывали им фамилию, ребята голосовали, предлагали свои варианты. И вот мы попадаем в квартиру Громовых и видим фрагменты их жизни. Мы видим, как старший сын прибавил себе год, записался в ополчение и уходит на фронт. Сестра-девятиклассница грезит медициной, она учится на курсах медсестер и всеми правдами и неправдами тоже пытается попасть в формируемый военно-санитарный поезд. Мы взяли за основу историю знаменитого поезда 312, хотя он, конечно, из Москвы не уходил никогда, но тем не менее решили немножко погрешить против правды для того, чтобы это было интересно ребятам. Младшая сестра, третьеклассница, рассказывает о том, как она учится в школе, каким образом проходит обучение в эти военные годы. Мы вместе с ребятами попадаем и на Преображенский рынок, видим, как там происходит процесс торговли, как дорого стоят продукты питания, самые элементарные продукты, и что главная героиня отдает за минимальный набор продуктов золотые мамины сережки. Мы видим, как город прячут от немецких бомбардировщиков. Там есть такой макет передвигаемый, и младшеклассники с огромным интересом двигают эти планшеты с картонными домами для того, чтобы закрыть Красную площадь, закрыть Москву-реку. У нас есть макет зажигательной бомбы, который девятиклассник разработал с помощью программы 3D-моделирования и напечатал на 3D-принтере. Он опирался на настоящие чертежи, переводил дюймы в сантиметры. И, в общем, тоже был очень заинтересован этой работой. Вот он рассказывает о том, как работала система местной противовоздушной обороны.
Сейчас ребята задумали создать еще уголок и в нем воплотить госпиталь. Это мы будем уже к сентябрю готовить, потому что нужно подбирать какие-то экспонаты, находить их, чтобы они заняли полноправное место в нашем музее.
— Почему, по вашему мнению, сегодня необходимо рассказывать подрастающему поколению о событиях Великой Отечественной войны?
Эта работа очень важна, ведь с каждым годом остается все меньше очевидцев войны. А устные истории, архивные материалы, литература, искусство, музеи сохраняют живую память о том времени. Самая осмысленная информация — это та, которая прошла через сердце! Поэтому в нашем школьном музее мы постарались оживить историю, сделать ее близкой и понятной современным детям. И, в конце концов, противопоставить потокам лжи, искажающим историческую память нашего народа, свою нерушимую позицию: «Мы — внуки и правнуки победителей фашизма»!
#нп
- Фото из личного архива Натальи Лузиковой
- Фото из личного архива Натальи Лузиковой
- Фото из личного архива Натальи Лузиковой
- Фото из личного архива Натальи Лузиковой
- Фото из личного архива Натальи Лузиковой
- Фото из личного архива Натальи Лузиковой
- Фото из личного архива Натальи Лузиковой
- Фото из личного архива Натальи Лузиковой
- Фото из личного архива Натальи Лузиковой