Доверенное лицо коллекционера, филантропа, немецкого культурного деятеля Петера Кристиана Ноймана Людвиг Климов передал в дар Музею Победы фотографии периода Великой Отечественной войны, среди которых и снимки легендарного военкора Евгения Халдея. В интервью РИА «Победа РФ» Людвиг Климов рассказал о том, как Великая Отечественная война отразилась на его семье, и о том, как важно передавать память о подвигах предков следующим поколениям.
— Людвиг, в Музей Победы вы передали фотографии легендарного военкора. Вы впервые здесь?
Да, в здании Музея Победы я впервые. Я был здесь в 90-х годах, ну тогда здесь еще не было музея. Потом несколько месяцев назад, мы привозили фотографии на экспертизу, ну тогда мы были в административном здании. А сегодня вот я здесь! Без преувеличения, это потрясающее здание, просто на планете, я думаю, такого нет. Я много где был, много объехал, но вот это — наше достояние, я считаю. Я очень хочу побывать на экскурсиях здесь и погрузиться в историю Великой Отечественной войны.
Фотографии, что я передаю в Музей Победы, — это снимки военного времени, которые были созданы фотокорреспондентом Евгением Халдеем. Я передаю привет от нашего немецкого друга, который как раз купил эти фотографии на разных аукционах и теперь дарит их. И здесь знаменательно то, что тот человек, который называет себя другом нашей страны, дарит эти вещи, которые он покупал за достаточно большие деньги, и передает на хранение в их настоящую семью — в Российскую Федерацию. То, что это потомок нации, которая была виновата в двух войнах, я думаю, это очень знаково. При всем том, что, находясь здесь, он потерял большое количество своих западных друзей из-за своей четкой позиции по поводу нашей страны, и по поводу того, что сейчас мы делаем, и по поводу исторической памяти. Более того, он сказал, что фотографы, которые находятся на передовой, стреляют в будущее, прошлое и настоящее, так же как бойцы, которые ликвидируют врага.
— Среди ваших родственников были фронтовики или труженики тыла?
Да, мой дед, Стефан Новиков, с первых дней войны. Я думаю, у него были немецкие корни, он окончил Военно-медицинскую академию имени Кирова, и он прошел войну, но был убит уже в завершение, в Потсдаме. Там и похоронен был, уже полковником медицинской службы, спасшим тысячи офицеров и бойцов — красноармейцев. Он оперировал военачальника, но мне неизвестно какого, я только знаю, что всех, кто участвовал в операции (она проходила на первом этаже госпиталя), расстреляли. У меня осталась после него пилотка со звездой и, конечно, его фотография.
— Вы и ваша семья, как я понимаю, храните его историю?
Да, конечно. Вот в этом году моя жена ходила с его портретом в «Бессмертном полку», это было потрясающе! В Санкт-Петербурге было самое большое количество народа в «Бессмертном полку», и это было просто неизгладимое впечатление. Я родом из Санкт-Петербурга, прожил больше 20 лет в Нью-Йорке и уже с 2014 года постоянно вновь живу в Санкт-Петербурге.
— Расскажите немного о себе и вашем друге, который передал снимки Евгения Халдея в Музей Победы?
Ну мы с моим другом и партнером Петером Кристианом Нойманом по его инициативе сняли фильм, называется «Черное, белое, красное». В прошлом году была его премьера в Каннах. Петер, помимо того что он коллекционер, он еще кинопродюсер, автор сценария и т. д. Сейчас мы вновь собираемся работать над новым фильмом.
— Можете сказать, что вы чувствовали, когда держали в руках исторические фотографии и передавали их в музей?
Ну у меня руки буквально тряслись, потому что я видел, как Петер относится к ним. И он требует, чтобы это всегда было в перчатках. Эти фотографии, как и те, которые еще остались в Петербурге, до этого хранились в специальном хранилище и никогда и нигде не выставлялись. Публика видит их впервые. Каждая фотография имеет свою историю, то, как он их приобретал.
— С вашей точки зрения, сохранение исторической памяти очень важно?
Да, конечно, вот у меня тоже есть маленький сын, ему 10 лет. И меня поражает, насколько отличаются уроки по истории Второй мировой войны. Не так, как нас учили в 70-е годы. И сейчас вот, благодаря такого рода художественным проектам, это вновь возвращается, и это очень важно. И вот, когда правнук узнает про прапрадеда и про подвиг наших солдат, это же непередаваемые чувства. Я как будто заново окунулся в юность. В принципе, юность я провел на окраине Питера (город Санкт-Петербург), где была передовая недалеко от Кировского завода, и там еще оставались окопы, когда мы туда переехали из центра города. Там находили каски, патронов была куча, еще какие-то артефакты вот в этом леске. И я до сих пор с содроганием смотрю на хронику. И то, что мы видим на фотографии, — это, конечно, удивительно. И то, что сейчас происходит на Украине, — мы понимаем, что повторяется все то же самое. Один в один — подвиг, героические поступки простых людей, меня это не может оставлять равнодушным.
И сейчас очень актуально, я считаю, сохранение исторической памяти, потому что был период, когда об этом вообще никто не говорил. Но то, что пережили наши предки, — нигде же и никогда такого не было. И какое количество умерло и сколько пострадало. Я вот благодаря этому проекту вновь начал изучать «Блокадную книгу» Даниила Гранина и Алексея Адамовича — там аж мурашки бегут.
#ак