Участница курса повышения квалификации в Академии Музея Победы «Традиции и инновации в экскурсионной деятельности», главный научный сотрудник Государственного археологического музея-заповедника «Костёнки» (Воронежская область), руководитель отдела экскурсионной, выставочной и научно-просветительской деятельности Ирина Котлярова в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о важности экскурсионной работы и о том, что происходило в селе Костёнки во время Великой Отечественной войны.
— Ирина Владимировна, расскажите о вашем музее.
Наш музей создавался в 60-е годы XX века Академией наук СССР именно как археологический. Костёнки — это очень известное место для археологов всего мира. В селе Костёнки Воронежской области, на Дону, сосредоточено огромное количество памятников верхнего палеолита, относящихся к огромному хронологическому промежутку, начиная от 50–45 тысяч лет назад и заканчивая 20 тысячами лет назад. И каждая эта эпоха представлена разными культурными явлениями. Здесь есть возможность проследить развитие культуры этого колоссального периода времени «в одном флаконе». Кроме того, на определенных этапах можно посмотреть, как эта культура развивалась, как развивались отдельные человеческие коллективы, как они между собой взаимодействовали. Но поскольку палеолит — это та эпоха, о которой нет ни одного слова, то есть это только археологический источник, нет ни одного письменного источника, рассказать о ней достаточно сложно. Не владея языком археологии, сложно донести это до современного человека. И вот задача нашего отдела состоит в том, чтобы этот сложный язык, на котором говорят ученые, конвертировать в понятный для обычного человека. Поэтому курс в Академии Музея Победы меня заинтересовал тем, что он как раз посвящен экскурсионной работе.
— Что вы уже почерпнули для своей дальнейшей работы?
Все лекторы потрясающие совершенно, все очень интересно, поскольку экскурсионная работа — это визитная карточка любого музея, в ней стыкуется, в ней сходится абсолютно всё. Даже выставку нельзя сделать без того, знаешь ли ты психологию посетителей, знаешь ли ты, как они приблизительно будут реагировать. Поэтому экскурсия — это концентрация всего, что происходит в музее. И здесь мы много интересного узнали. Например, сейчас была прекрасная лекция по работе с соцсетями, как делать это современно. Также нам рассказали, как расположить к себе аудиторию. Об этике экскурсоводов поговорили. Это тоже очень интересно. Поговорили и об этике посетителей, потому что если мы друг друга не будем уважать, то, соответственно, тот потрясающий продукт, который называется экскурсия, у нас с вами не получится. Потому что любая экскурсия — это работа двух сторон: и музея в лице экскурсовода, и посетителя, который пришел эту экскурсию слушать.
— Вы уже побывали на экскурсии по иммерсивной экспозиции «Подвиг Народа» в Музее Победы. Что можете сказать с профессиональной точки зрения?
Совершенно фантастическое впечатление производит! Это совершенно особенный подход к подаче материала. Используются все способы подачи информации. И через визуальный контент, мультимедийный контент, и через разговоры экскурсоводов с посетителями, и через статистов, которые там находятся, происходит полное воссоздание событий того времени, погружение в эпоху. И, конечно же, экспонаты, без которых ни один музей немыслим, которые энергетику того времени содержат, они, собственно, нас всех погружают в эту атмосферу. И это соединение всего, мне кажется, это просто невероятный прорыв с точки зрения музейной работы. И это очень большое будущее имеет. И огромное спасибо Музею Победы, что нам этот вариант работы с посетителем показали.
— Поделитесь, как вы привлекаете аудиторию? Кто ваши основные посетители?
Совсем недавно у нас была иностранная делегация. Там были пакистанцы, представители практически всего ближнего зарубежья, были у нас из Венгрии гости, из Сербии, даже из Австрии. К нам много людей едет. Но вообще мы очень любим работать с детской аудиторией, проводим огромное количество разных мероприятий. Одно из наших брендовых мероприятий — «Ночь в музее». Мы начали его проводить очень давно. И ставку мы сделали именно на детей. Хотелось показать, что музей — это не что-то скучное, пыльное, что музей — это безумно интересная, современная вещь. И сначала у нас приехали всего два класса, а уже на следующий год их было гораздо больше. И мы пропускали за 5 часов 1,5 тысячи человек, учитывая, что музей находится в деревне, в 45 километрах от областного центра. То есть начали мы с этого, и к нам потянулась детская аудитория. А дальше мы сделали ставку на них. Мы решили не ждать, когда они к нам приедут. Мы решили сами выезжать в школы. И у нас появились централизованные программы. Это метод погружения. Дети оказываются неожиданно в другой эпохе. Появляется человек из того времени, и, собственно, закручивается все действие. Начали мы с каменного века, потом перешли к теме Великой Отечественной войны.
— А как эта тема представлена у вас в музее? Что происходило во время Великой Отечественной войны на Воронежской земле?
Великая Отечественная война для нас, конечно, очень важная тема. Потому что, может ли человек называться русским, если у него не сжимается горло, когда рассказывается о Великой Отечественной войне? А в те годы на нашей земле происходило очень много тяжелого и печального. Территория села Костёнки находится на правом берегу Дона. И правобережье Дона стало той последней чертой, той последней линией, где остановились фашистские оккупанты. На левый берег Дона, на левый берег реки Воронеж они не зашли. Они спустились южнее, через Калач-на-Дону, и пошли к Сталинграду. И Воронеж, его окрестности, в том числе и Костёнки, на протяжении всей Сталинградской битвы оттягивали на себя внимание фашистов. Особенно когда было массированное наступление в августе — сентябре 1942 года с нашей стороны, с левого берега, для того чтобы создать плацдармы. И вот в Костёнках как раз один из таких плацдармов должен был быть создан. Но, к сожалению, не был создан. Ребята погибли. И совсем недавно их останки были найдены и захоронены на территории села в братской могиле. Поэтому тему Великой Отечественной войны мы отдельно разрабатывали и создали выставку «Костёнки. Тьма фашистской оккупации». Экспозицию мы разделили на четыре блока: «Вторжение», «Выселение», «Уничтожение» и «Освобождение». Мы в хронологическом порядке собрали все документы и воспоминания местных жителей. Представлены предметы того времени: вещи немецких солдат и их мадьярских союзников. Вообще в селе Костёнки, как в капле, отразилась вся региональная история.
— Поделитесь каким-нибудь интересным историческим фактом о вашем регионе.
Например, у нас был Петр I. Что он делал? В Воронеже корабли строил? Нет, он узнал, что в Костёнках находятся огромные кости (поэтому село так и называется) и отправил туда солдата — преображенца Филимона Катасонова — для того, чтобы он эти кости раскопал и привез ему. Мы по этому поводу сделали выставку, которая называется «Сказ о том, как царь Петр Костёнки изучал». И что меня поразило после изучения этой темы — это интерес великого самодержца к теме охраны наследия, который потом перерос в создание первого русского музея — Кунсткамеры. То есть это вышло не из заграничных его походов. Это было еще за год до того, как он отправился в «Великое посольство». Так что этот интерес в нашем самодержце был уже укоренен, ему все было интересно, а там он просто увидел, как это можно воплотить в жизнь.
То есть в Костёнках происходило много исторических событий, и мы рассказываем об этом посетителям. Наш основной контент — каменный век — конечно, очень интересен людям. Но мы стараемся развивать наш музей в разных направлениях.
#нп