Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Федор Смуглин: «Живу, как учили: «Раньше думай о Родине, а потом – о себе»

673

Федор Смуглин: «Живу, как учили: «Раньше думай о Родине, а потом – о себе» Фото: РИА "Победа РФ"

11 марта заместителю директора  Музея Победы, кавалеру государственных наград вице-адмиралу Федору Савельевичу Смуглину исполняется 70 лет. Он закончил Высшее военно-морское училище имени Фрунзе, Военно-политическую академию имени Ленина, более 40 лет прослужил в Военно-Морском Флоте и вот уже 5 лет предан главному музею Великой Отечественной войны. В преддверии юбилейного дня рождения в интервью РИА «Победа РФ» Федор Савельевич рассказал о службе и о работе в музее.

– Федор Савельевич, расскажите, почему вы выбрали флот, службу?

Своей службой на флоте я продолжил нашу российскую традицию, по которой испокон веков земля русская рождала сынов, делом жизни которых было служение Отчизне. Этому нас учили с детства. Я родился и вырос в нескольких километрах от «Вороньего камня», что в Эстонии, на берегу Чудского озера, на месте Ледового побоища 1242 года. Поселок так и назывался – Причудье. Учителя хотели, чтобы мы были настоящими патриотами нашей страны. Они учили нас любви к своей Родине и к нашему великому русскому языку. Этому же учил и я во время своей службы на флоте. Учу и теперь, в Музее Победы, когда выступаю перед школьниками и молодежью.

– В годы учебы непосредственно по профессии кто был примером для вас?

Изучая морские карты во время учебы в высшем военно-морском училище, я с гордостью обращал внимание, что на них нанесены имена русских моряков. Этим людям были свойственны не напускной патриотизм, а чистые помыслы и целеустремленность, огромный творческий потенциал и умение с открытым сердцем идти навстречу суровым испытаниям, желание жить и работать на благо нашей родины. Среди них был, к примеру, капитан 3 ранга С. И. Челюскин, русский полярный исследователь ХVIII века, открывший самую северную точку европейского континента, названную в его честь – Мыс Челюскина. Многие годы своей военно-морской службы я посвятил формированию военных моряков – патриотов. Так было во время моей службы в Нахимовском военно-морском училище, в учебном отряде Ленинградской военно-морской базы, на большой подводной лодке дважды Краснознаменного Балтийского флота, на атомной подводной лодке Краснознаменного Северного флота, да и в последующих периодах службы.

– Интересно, как вам, выпускнику факультета противолодочного вооружения, удалось занимать должности заместителя командира корабля по политической части?

Воспитательной работой среди личного состава я начал заниматься еще в военном училище, когда выполнял функции секретаря комсомольской организации. Это была хорошая площадка для проверки своих политических взглядов. Я много занимался самоподготовкой, когда учился и в военно-политической академии. На практике имел возможность проверять выбор своего призвания. Считаю, что основы быть вожаком молодежи, в хорошем смысле слова, были заложены в школе, а позже – в военно-морском училище. Моим героем всегда был и остается князь Александр Невский, 800-летие со дня его рождения Россия отметила в 2021 году. В моей жизни были отличные наставники. Так, до сего дня добрыми словами вспоминаю, какое положительное влияние на меня оказал замполит начальника факультета ВВМУ им. М. В. Фрунзе капитан 1 ранга Георгий Иванович Гавриленко. Более 30 лет он собирал материалы о гибели моряков-подводников. Об их героизме он опубликовал монографию. Уж так вышло по жизни, что в качестве воспитателя я оказался гораздо нужнее, и об этом не жалею. Проверить себя на этом поприще предоставляла среда морской службы. Большую роль в этом сыграли старшие по званию военные моряки.

– Скажите, Федор Савельевич, у заместителя командира по воспитательной работе есть какие-либо особенности в несении службы?

На корабле все живут по одному и тому же четкому графику. Но у зама по воспитательной работе есть одна маленькая особенность. Она заключается в том, что он не имеет определенного графика своего рабочего времени. Он принадлежит другим. Поэтому должен иметь крепкое здоровье, чтобы быть готовым к преодолению аскетических условий. Здоровый дух и крепкая закалка дают вдохновение окружающим людям. Мой главный девиз – делать все для народа.

– Работа с людьми, насколько я понимаю, продолжилась в Музее Победы, где вы трудитесь вот уже пять лет?

Да, и я хочу подчеркнуть, что с гордостью работаю в Музее Победы. Наш музей создавался как учреждение для пропаганды исторической правды Великой Победы советского народа в борьбе с германским нацизмом в годы Великой Отечественной войны. Через историю тех военных лет мы стараемся формировать национальный патриотизм. Историческая правда о Великой Отечественной войне у нас размещена на 40 гектарах площади. Тут имеется целый комплекс музейных реликвий времен войны, начиная от самолета до морского боевого корабля в окружении реликтовых деревьев Парка Победы. Музей ведет огромную научно-исследовательскую, культурно-просветительскую работу по организации встреч молодежи с ветеранами войны. В залах боевой славы проводят экскурсии наши специалисты. По документам, подлинным вещам посетители убеждаются в силе и величии духа советских людей. Через экспозиции мы показываем историческое лицо нашей Победы. Посетив наш музей, Президент Российской Федерации Владимир Путин в книге почетных гостей записал: «Спасибо за сохранение исторической памяти и правды. Впечатляет, очень талантливо, выразительно и эмоционально».

– Я знаю, что порой по собственной инициативе вы лично проводите экскурсии. Расскажете об этом?

Да, я считаю, все проекты, которые есть сегодня в музее, они очень нужны и важны. Будь то работа с ветеранскими организациями, будь то работа с молодежью, будь то работа со школьниками. Я стараюсь всем этим направлениям уделять достойное внимание. Мы проводим форумы, научные конференции, и я стараюсь так делать, чтобы были вовлечены и ветераны, и действующие военнослужащие, и курсанты, и кадеты, и школьники. Я регулярно  работаю в «Школьном музее Победы», выступаю перед кадетами, юнармейцами и порой делаю это, когда просто классами дети приходят на экскурсию. Я стараюсь и хочу, чтобы у подрастающего поколения дорожка глубоко была проложена к музею и они росли настоящими патриотами своей страны. Вот с прошлого года мы создали традицию – возложение цветов Солдату-победителю, и я рассказываю о Зале Славы, о Героях и затем провожу по выставкам.

– Федор Савельевич, а в юбилейный день рождения, какие мысли, какие планы?   

Вообще, я не чувствую себя на 70 лет, поэтому не собираюсь подводить большие итоги, планирую работать и трудиться так же, как и работал всегда на любом посту. У нас впереди новые проекты и подготовка ко Дню Победы.

# ак

Наталья Агре: «Взрослым нужно быть лучше, а дети подтянутся»
Наталья Агре: «Взрослым нужно быть лучше, а дети подтянутся»

Директор Института изучения детства, семьи и воспитания, заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации...

17.04.2024

Точка зрения

Янез Уйчич: «Несмотря на давление, мы продолжим сохранять правду»
Янез Уйчич: «Несмотря на давление, мы продолжим сохранять правду»

Директор Международного исследовательского центра Второй мировой войны в Мариборе (Словения) Янез Уйчич в интервью...

11.04.2024

Точка зрения

Арчил Тодуа: «Мы хотим, чтобы монгольские дети знали, как русские помогали отстаивать независимость Монголии»
Арчил Тодуа: «Мы хотим, чтобы монгольские дети знали, как русские помогали отстаивать независимость Монголии»

В мае текущего года в Монголии на Халхин-Голе при поддержке Фонда президентских грантов состоится...

09.04.2024

Точка зрения

Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»
Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»

Заведующая Ржевским филиалом Музея Победы Марина Копаева в интервью РИА «Победа РФ» рассказал о...

28.03.2024

Лента новостей

Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»
Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»

Музыкальный руководитель проекта «Главные детские песни», заслуженный работник культуры РФ, композитор, продюсер, лауреат премии...

27.03.2024

Точка зрения

Александр Дьяконов: «Главная задача ветеранов — общение с молодежью»
Александр Дьяконов: «Главная задача ветеранов — общение с молодежью»

Ветеран военной службы, в прошлом заместитель командующего Северным флотом по воспитательной работе контр-адмирал Александр...

20.03.2024

Точка зрения

Наталья Агре: «Взрослым нужно быть лучше, а дети подтянутся»
Точка зрения
Наталья Агре: «Взрослым нужно быть лучше, а дети подтянутся»
17.04.2024
Янез Уйчич: «Несмотря на давление, мы продолжим сохранять правду»
Точка зрения
Янез Уйчич: «Несмотря на давление, мы продолжим сохранять правду»
11.04.2024
Арчил Тодуа: «Мы хотим, чтобы монгольские дети знали, как русские помогали отстаивать независимость Монголии»
Точка зрения
Арчил Тодуа: «Мы хотим, чтобы монгольские дети знали, как русские помогали отстаивать независимость Монголии»
09.04.2024
Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»
Лента новостей
Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»
28.03.2024
Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»
Точка зрения
Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»
27.03.2024
Александр Дьяконов: «Главная задача ветеранов — общение с молодежью»
Точка зрения
Александр Дьяконов: «Главная задача ветеранов — общение с молодежью»
20.03.2024
Агния Шагдурова: «Музей Победы — это больше, чем музей»
Точка зрения
Агния Шагдурова: «Музей Победы — это больше, чем музей»
19.03.2024
Сергей Липовой: «У каждого поколения своя война»
Точка зрения
Сергей Липовой: «У каждого поколения своя война»
18.03.2024
Андрей Широков: «Истинная история начинается с семьи»
Лица Победы
Андрей Широков: «Истинная история начинается с семьи»
27.02.2024
Ксения Алешина: «Считаю своим долгом сохранять память о героях»
Точка зрения
Ксения Алешина: «Считаю своим долгом сохранять память о героях»
21.02.2024
Михаил Кузнецов: «После рассказов деда о службе я не мыслил свою жизнь вне армии»
Точка зрения
Михаил Кузнецов: «После рассказов деда о службе я не мыслил свою жизнь вне армии»
14.02.2024
Даурен Абаев: «Победа — символ нашего исторического единства»
Точка зрения
Даурен Абаев: «Победа — символ нашего исторического единства»
06.02.2024
Ирина Хрулёва: «Предлагаю создать «Ассоциацию городов трудовой доблести» под эгидой Музея Победы»
Точка зрения
Ирина Хрулёва: «Предлагаю создать «Ассоциацию городов трудовой доблести» под эгидой Музея Победы»
05.02.2024
Любовь Емельянова: «Для меня было честью рассказать о бабушке в Музее Победы»
Точка зрения
Любовь Емельянова: «Для меня было честью рассказать о бабушке в Музее Победы»
01.02.2024
Эдуард Кудрявцев: «Память о бойцах-авроровцах бабушка пронесла через всю жизнь»
Точка зрения
Эдуард Кудрявцев: «Память о бойцах-авроровцах бабушка пронесла через всю жизнь»
31.01.2024
Сергей Корсаков: «В народное ополчение записались почти все сотрудники Института философии»
Точка зрения
Сергей Корсаков: «В народное ополчение записались почти все сотрудники Института философии»
25.01.2024
Зинаида Алексеева: «В блокаду погибла вся моя семья»
Точка зрения
Зинаида Алексеева: «В блокаду погибла вся моя семья»
17.01.2024
Зоя Сильванская: «Мечтала, хоть бы лето наступило, хоть бы травки поесть»
Точка зрения
Зоя Сильванская: «Мечтала, хоть бы лето наступило, хоть бы травки поесть»
16.01.2024
Мая Кузьмина: «Мы всегда верили в Победу! И сейчас мы верим! И она будет»
Точка зрения
Мая Кузьмина: «Мы всегда верили в Победу! И сейчас мы верим! И она будет»
15.01.2024
Марина Жданович: «На фронте шоколад был напоминанием о семье, мирной жизни, детстве и доме»
Точка зрения
Марина Жданович: «На фронте шоколад был напоминанием о семье, мирной жизни, детстве и доме»
28.12.2023