Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации



Культурная жизнь блокадного Ленинграда не замирала

1302

Культурная жизнь блокадного Ленинграда не замирала Фото: РИА "Победа РФ"

Историк, заведующий научно-методическим отделом Музея Победы Андрей Горбунов в интервью РИА «Победа РФ» рассказал о том, как музейное сообщество спасало культурное наследие в Ленинграде и Ленинградской области во время блокады, а также о продолжении культурной жизни в осадном городе.

 Андрей, когда в Ленинграде и области началась эвакуация музейных экспонатов?

Об эвакуации в России серьезно задумались в середине 30-х годов. Было ясно, что большая война будет. Неизвестно когда, но будет. В процессе проработки эвакуационных планов по Ленинграду было отмечено следующее: город эвакуировать невозможно. При этом считалось, что основная опасность для Ленинграда придет с севера. Никто не ожидал удара с запада. С эвакуацией музеев четкого плана не было. Да и что считать музейными экспонатами, когда весь город – музей? Приходилось импровизировать. Музейщикам повезло меньше, чем заводчанам. Заводы эвакуировали целенаправленно и грамотно. Музейному сообществу приходилось выискивать способы для спасения экспонатов. Если книги и иконы еще как-то удавалось вывозить, то массивные вещи, колокола например, приходилось прятать. Можно сказать, что эвакуация Ленинграда была провалена. Темпы наступления противника не позволили все вывезти.

 Какая часть музейных сотрудников осталась в блокадном городе?   

Большинство музейных сотрудников остались, хотя им предлагали эвакуироваться. Под огнем они спасали экспонаты, прятали их. Многие из них погибли. Казалось, что тайна уйдет вместе с ними, но потом, после войны, культурные ценности находились по тем документам, которые сдавались в тыл.

– Как прятали сокровища дворцовых ансамблей пригорода Ленинграда?

Золото с фонтанов и все самые большие скульптуры были спрятаны в Петергофе и недалеко от него. Так же поступили с Гатчиной и с Царским селом. Петергофу повезло больше, потому что он находится на берегу Финского залива. Директор музея заметил, что на берегу стоят зенитные батареи, которым каждый день баржи подвозят боепитание, медикаменты и прочие нужные вещи. Обратно же баржи шли порожняком либо эвакуировали раненых. Директор музея смог договориться, и на этих баржах стали эвакуировать основные фонды Петергофа в Ленинград. Картины, иконы и мебель – все это смогли вывезти. Позолоченные кресты и фрески оставили, закрыли фанерой, деревом. Но все это было обречено – немцы многое обнаружили и вывезли.

– Какие версии о судьбе «Янтарной комнаты» вы считаете наиболее достоверными?

Несмотря на немецкое отношение к русскому населению, оккупанты прекрасно понимали, что русская история очень древняя и все исторические реликвии можно здорово продать. Условно, командир немецкого корпуса мог захватить какую-нибудь картину, а потом продать ее и безбедно жить. Генерал Герман Геринг, к примеру, был большим ценителем искусства. Только на северо-западном направлении немцы создали девять специальных групп, которыми управляли хорошо разбиравшиеся в искусстве люди. Их задача была не позволять сжигать и портить реликвии, они должны  были всё разграблять и вывозить. «Янтарная комната» была одной из целей этой группы ценителей искусства. Со стен они содрали все, что только возможно, погрузили в ящики и увезли. Есть три версии дальнейшей судьбы «Янтарной комнаты». Согласно первой ее довезли до Германии, и там она разошлась по частным коллекциям. Но эта версия не подтверждается фактами, потому что какие-то части реликвии «всплыли» бы обязательно. Например, в 90-е годы. Возможно, успели довезти лишь совсем незначительные «кусочки» комнаты. Согласно второй версии «Янтарная комната» может быть где-то спрятана, например, в шахте. Ну и третья версия – «Янтарная комната» погибла в огне войны. Вторая и третья версии – наиболее достоверные.

– Расскажите о том, как эвакуировались фонды «Эрмитажа» и «Русского музея»…

Фонды у этих музеев огромные, большинство экспонатов весь период блокады оставались в Ленинграде. Прятали их в подвалах. Подвалы музейные сотрудники утепляли, чтобы сырость и грибок не съели великие полотна. Важно, что коллекции музеев смогли спасти от крыс. От бомбежек спрятать в подвалах сокровища искусства было можно, а вот с крысами было сложнее.

– Это правда, что с началом осады в Ленинграде было все готово для взрыва основных объектов?

Был страх конца августа – начала сентября 1941 года, когда находились люди, которые говорили, что все нужно в городе взорвать и прорываться на восток. Но приехавший в Ленинград Георгий Жуков все это прекратил. В Ленинграде установился порядок. Взрывчатка, которая была приготовлена для мостов, для Балтийского флота, для заводов и музеев, в итоге была использована на фронте.

–  Каким образом защищали архитектуру города от авианалетов?

Маскировались купола, золотые шпили, высотные узнаваемые здания. Хотя, конечно, все спрятать не удалось. Например, громаду Исаакиевского собора укрыть было невозможно. Немцы зачастую использовали ленинградские шпили как ориентиры для указания артиллерии. Многие шпили выжили благодаря тому, что немцы не разрушали их как необходимые для себя ориентиры.

– В какой период блокады в Ленинграде восстановилась культурная жизнь?

Уже в конце 1941 года «Эрмитаж» вновь начал принимать посетителей. В 1942 году почти все реликвии были выставлены в залах «Эрмитажа». Первый шок прошел, и люди вышли на работу. По воспоминаниям тех, кто пережил блокаду, большинство музеев открыли свои двери. В целом, культурная жизнь блокадного Ленинграда не замерла. Многие деятели культуры остались в городе. Работали библиотеки. Библиотекари не использовали книги для розжига, не скурили.

Поэтому подвиг блокадного Ленинграда – это не столько про «непокоренную крепость», как обычно говорят. Нужно говорить шире: это великий подвиг человечности. Фраза «Ленинград не боится смерти. Смерть боится Ленинграда» хорошо выражает этот подвиг. Люди в нечеловеческих условиях оставались людьми. Конечно, в почти двухмиллионном городе находились «люди с гнильцой». Но грамотная работа народных дружин, милиции сохраняла порядок в городе.

#мп

 

Варвара Ерохина: «Планируем добавить новые истории – бесценные свидетельства о подвигах»
Варвара Ерохина: «Планируем добавить новые истории – бесценные свидетельства о подвигах»

Руководитель Всенародного исторического проекта Музея Победы «Лица Победы», правнучка Маршала Советского Союза Георгия Константиновича...

04.12.2025

Точка зрения

Ильнур Абдуллин: «Работа в Музее Победы – это возможность глубже узнать историю страны»
Ильнур Абдуллин: «Работа в Музее Победы – это возможность глубже узнать историю страны»

Участник проекта Музея Победы «Дети — детям», в рамках которого экскурсии для школьников проводят...

01.12.2025

Точка зрения

Максим Зарубин: «Донорский опыт должен быть у каждого»    
Максим Зарубин: «Донорский опыт должен быть у каждого»    

Участник торжественной церемонии награждения победителей и лауреатов конкурса «Донорство крови. Связь поколений» Всероссийской акции...

01.12.2025

Точка зрения

Наталия Засковец: «Участники СВО – герои нашего времени»
Наталия Засковец: «Участники СВО – герои нашего времени»

Главный хранитель Музея Победы Наталия Засковец в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о том,...

28.11.2025

Точка зрения

Наталья Овчарова: «Каждый человек заслуживает, чтобы его помнили»    
Наталья Овчарова: «Каждый человек заслуживает, чтобы его помнили»    

Директор Красногорского филиала Музея Победы Наталья Овчарова в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о создании Центра...

27.11.2025

Точка зрения

Мария Гуменюк: «Новогоднее приключение становится уроком истории»
Мария Гуменюк: «Новогоднее приключение становится уроком истории»

Руководитель проекта «Елка Победы» Мария Гуменюк в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о новшествах...

26.11.2025

Точка зрения

Варвара Ерохина: «Планируем добавить новые истории – бесценные свидетельства о подвигах»
Точка зрения
Варвара Ерохина: «Планируем добавить новые истории – бесценные свидетельства о подвигах»
04.12.2025
Ильнур Абдуллин: «Работа в Музее Победы – это возможность глубже узнать историю страны»
Точка зрения
Ильнур Абдуллин: «Работа в Музее Победы – это возможность глубже узнать историю страны»
01.12.2025
Максим Зарубин: «Донорский опыт должен быть у каждого»    
Точка зрения
Максим Зарубин: «Донорский опыт должен быть у каждого»    
01.12.2025
Наталия Засковец: «Участники СВО – герои нашего времени»
Точка зрения
Наталия Засковец: «Участники СВО – герои нашего времени»
28.11.2025
Наталья Овчарова: «Каждый человек заслуживает, чтобы его помнили»    
Точка зрения
Наталья Овчарова: «Каждый человек заслуживает, чтобы его помнили»    
27.11.2025
Мария Гуменюк: «Новогоднее приключение становится уроком истории»
Точка зрения
Мария Гуменюк: «Новогоднее приключение становится уроком истории»
26.11.2025
Иван Колегаев: «Наш проект – это вклад в сохранение памяти»
Точка зрения
Иван Колегаев: «Наш проект – это вклад в сохранение памяти»
25.11.2025
Светлана Юрченко: «Вдохновляемся работой коллег»
Точка зрения
Светлана Юрченко: «Вдохновляемся работой коллег»
24.11.2025
Ирина Кулешова: «Отмечаем повышенный интерес к истории нашей страны»
Точка зрения
Ирина Кулешова: «Отмечаем повышенный интерес к истории нашей страны»
24.11.2025
Максим Шоломов: «Сколько у нас героев!»
Точка зрения
Максим Шоломов: «Сколько у нас героев!»
21.11.2025
Антон Рубшев: «Формируем правдивое представление об исторических событиях»
Точка зрения
Антон Рубшев: «Формируем правдивое представление об исторических событиях»
21.11.2025
Марина Максимчук: «Территория Победы» стремится к тому, чтобы сохранить историческую правду»
Точка зрения
Марина Максимчук: «Территория Победы» стремится к тому, чтобы сохранить историческую правду»
20.11.2025
Екатерина Манюк: «Наша задача — выстраивание единого патриотического пространства»
Точка зрения
Екатерина Манюк: «Наша задача — выстраивание единого патриотического пространства»
19.11.2025
Лара Помыканова: «Акцент на современное российское кино»
Точка зрения
Лара Помыканова: «Акцент на современное российское кино»
18.11.2025
Гульзада Руденко: «Наша работа помогает формировать живое эмоциональное восприятие подвига предков»
Точка зрения
Гульзада Руденко: «Наша работа помогает формировать живое эмоциональное восприятие подвига предков»
17.11.2025
Варвара Ерохина: «Сохраним истории семей в истории Великой Победы вместе!»
Лица Победы
Варвара Ерохина: «Сохраним истории семей в истории Великой Победы вместе!»
12.11.2025
Ольга Морякова: «Каждая карточка военнопленного — это личность»
Точка зрения
Ольга Морякова: «Каждая карточка военнопленного — это личность»
10.11.2025
Людмила Болилая: «Нам нужно в детях воспитывать патриотизм»
Точка зрения
Людмила Болилая: «Нам нужно в детях воспитывать патриотизм»
07.11.2025
Варвара Ерохина: «Выставка «С парада — на фронт» показывает мощь советского народа»
Точка зрения
Варвара Ерохина: «Выставка «С парада — на фронт» показывает мощь советского народа»
06.11.2025
Фильмы о мужестве и солидарности покажут в Ливане
Uncategorized
Фильмы о мужестве и солидарности покажут в Ливане
06.11.2025