Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Культурная жизнь блокадного Ленинграда не замирала

1141

Культурная жизнь блокадного Ленинграда не замирала Фото: РИА "Победа РФ"

Историк, заведующий научно-методическим отделом Музея Победы Андрей Горбунов в интервью РИА «Победа РФ» рассказал о том, как музейное сообщество спасало культурное наследие в Ленинграде и Ленинградской области во время блокады, а также о продолжении культурной жизни в осадном городе.

 Андрей, когда в Ленинграде и области началась эвакуация музейных экспонатов?

Об эвакуации в России серьезно задумались в середине 30-х годов. Было ясно, что большая война будет. Неизвестно когда, но будет. В процессе проработки эвакуационных планов по Ленинграду было отмечено следующее: город эвакуировать невозможно. При этом считалось, что основная опасность для Ленинграда придет с севера. Никто не ожидал удара с запада. С эвакуацией музеев четкого плана не было. Да и что считать музейными экспонатами, когда весь город – музей? Приходилось импровизировать. Музейщикам повезло меньше, чем заводчанам. Заводы эвакуировали целенаправленно и грамотно. Музейному сообществу приходилось выискивать способы для спасения экспонатов. Если книги и иконы еще как-то удавалось вывозить, то массивные вещи, колокола например, приходилось прятать. Можно сказать, что эвакуация Ленинграда была провалена. Темпы наступления противника не позволили все вывезти.

 Какая часть музейных сотрудников осталась в блокадном городе?   

Большинство музейных сотрудников остались, хотя им предлагали эвакуироваться. Под огнем они спасали экспонаты, прятали их. Многие из них погибли. Казалось, что тайна уйдет вместе с ними, но потом, после войны, культурные ценности находились по тем документам, которые сдавались в тыл.

– Как прятали сокровища дворцовых ансамблей пригорода Ленинграда?

Золото с фонтанов и все самые большие скульптуры были спрятаны в Петергофе и недалеко от него. Так же поступили с Гатчиной и с Царским селом. Петергофу повезло больше, потому что он находится на берегу Финского залива. Директор музея заметил, что на берегу стоят зенитные батареи, которым каждый день баржи подвозят боепитание, медикаменты и прочие нужные вещи. Обратно же баржи шли порожняком либо эвакуировали раненых. Директор музея смог договориться, и на этих баржах стали эвакуировать основные фонды Петергофа в Ленинград. Картины, иконы и мебель – все это смогли вывезти. Позолоченные кресты и фрески оставили, закрыли фанерой, деревом. Но все это было обречено – немцы многое обнаружили и вывезли.

– Какие версии о судьбе «Янтарной комнаты» вы считаете наиболее достоверными?

Несмотря на немецкое отношение к русскому населению, оккупанты прекрасно понимали, что русская история очень древняя и все исторические реликвии можно здорово продать. Условно, командир немецкого корпуса мог захватить какую-нибудь картину, а потом продать ее и безбедно жить. Генерал Герман Геринг, к примеру, был большим ценителем искусства. Только на северо-западном направлении немцы создали девять специальных групп, которыми управляли хорошо разбиравшиеся в искусстве люди. Их задача была не позволять сжигать и портить реликвии, они должны  были всё разграблять и вывозить. «Янтарная комната» была одной из целей этой группы ценителей искусства. Со стен они содрали все, что только возможно, погрузили в ящики и увезли. Есть три версии дальнейшей судьбы «Янтарной комнаты». Согласно первой ее довезли до Германии, и там она разошлась по частным коллекциям. Но эта версия не подтверждается фактами, потому что какие-то части реликвии «всплыли» бы обязательно. Например, в 90-е годы. Возможно, успели довезти лишь совсем незначительные «кусочки» комнаты. Согласно второй версии «Янтарная комната» может быть где-то спрятана, например, в шахте. Ну и третья версия – «Янтарная комната» погибла в огне войны. Вторая и третья версии – наиболее достоверные.

– Расскажите о том, как эвакуировались фонды «Эрмитажа» и «Русского музея»…

Фонды у этих музеев огромные, большинство экспонатов весь период блокады оставались в Ленинграде. Прятали их в подвалах. Подвалы музейные сотрудники утепляли, чтобы сырость и грибок не съели великие полотна. Важно, что коллекции музеев смогли спасти от крыс. От бомбежек спрятать в подвалах сокровища искусства было можно, а вот с крысами было сложнее.

– Это правда, что с началом осады в Ленинграде было все готово для взрыва основных объектов?

Был страх конца августа – начала сентября 1941 года, когда находились люди, которые говорили, что все нужно в городе взорвать и прорываться на восток. Но приехавший в Ленинград Георгий Жуков все это прекратил. В Ленинграде установился порядок. Взрывчатка, которая была приготовлена для мостов, для Балтийского флота, для заводов и музеев, в итоге была использована на фронте.

–  Каким образом защищали архитектуру города от авианалетов?

Маскировались купола, золотые шпили, высотные узнаваемые здания. Хотя, конечно, все спрятать не удалось. Например, громаду Исаакиевского собора укрыть было невозможно. Немцы зачастую использовали ленинградские шпили как ориентиры для указания артиллерии. Многие шпили выжили благодаря тому, что немцы не разрушали их как необходимые для себя ориентиры.

– В какой период блокады в Ленинграде восстановилась культурная жизнь?

Уже в конце 1941 года «Эрмитаж» вновь начал принимать посетителей. В 1942 году почти все реликвии были выставлены в залах «Эрмитажа». Первый шок прошел, и люди вышли на работу. По воспоминаниям тех, кто пережил блокаду, большинство музеев открыли свои двери. В целом, культурная жизнь блокадного Ленинграда не замерла. Многие деятели культуры остались в городе. Работали библиотеки. Библиотекари не использовали книги для розжига, не скурили.

Поэтому подвиг блокадного Ленинграда – это не столько про «непокоренную крепость», как обычно говорят. Нужно говорить шире: это великий подвиг человечности. Фраза «Ленинград не боится смерти. Смерть боится Ленинграда» хорошо выражает этот подвиг. Люди в нечеловеческих условиях оставались людьми. Конечно, в почти двухмиллионном городе находились «люди с гнильцой». Но грамотная работа народных дружин, милиции сохраняла порядок в городе.

#мп

 

Музеи Петербурга объединят семьи
Музеи Петербурга объединят семьи

Семейный просветительский фестиваль «Открытый урок» впервые состоится в Летнем саду Русского музея 31 августа....

27.08.2024

Uncategorized

Владимир Грамматиков: «Главный совет — остаться самим собой»
Владимир Грамматиков: «Главный совет — остаться самим собой»

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, кинорежиссер Владимир Грамматиков в интервью РИА «Победа РФ» рассказал...

22.08.2024

Точка зрения

Анастасия Никуличева: «Музей Победы меня поразил»
Анастасия Никуличева: «Музей Победы меня поразил»

Хранитель музейных предметов фонда керамики Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, участница курсов повышения квалификации «Музейные...

21.08.2024

Точка зрения

Татьяна Можар: «Дружба России и Белоруссии крепнет»
Татьяна Можар: «Дружба России и Белоруссии крепнет»

Режиссер белорусской делегации фестиваля Союзного государства «Творчество юных» Татьяна Можар в интервью РИА «Победа...

20.08.2024

Точка зрения

Александр Картавцев: «Музейное дело очень ценно в противодействии фальсификации истории»
Александр Картавцев: «Музейное дело очень ценно в противодействии фальсификации истории»

Директор Центра военно-патриотического воспитания «Музей-диорама» города Воронежа, участник курсов повышения квалификации «Музейные фонды: формирование,...

19.08.2024

Точка зрения

Эдгард Запашный: «Россия — это наша крепость»
Эдгард Запашный: «Россия — это наша крепость»

Народный артист России, директор Большого Московского государственного цирка Эдгард Запашный в интервью РИА «Победа...

16.08.2024

Точка зрения

Музеи Петербурга объединят семьи
Uncategorized
Музеи Петербурга объединят семьи
27.08.2024
Владимир Грамматиков: «Главный совет — остаться самим собой»
Точка зрения
Владимир Грамматиков: «Главный совет — остаться самим собой»
22.08.2024
Анастасия Никуличева: «Музей Победы меня поразил»
Точка зрения
Анастасия Никуличева: «Музей Победы меня поразил»
21.08.2024
Татьяна Можар: «Дружба России и Белоруссии крепнет»
Точка зрения
Татьяна Можар: «Дружба России и Белоруссии крепнет»
20.08.2024
Александр Картавцев: «Музейное дело очень ценно в противодействии фальсификации истории»
Точка зрения
Александр Картавцев: «Музейное дело очень ценно в противодействии фальсификации истории»
19.08.2024
Эдгард Запашный: «Россия — это наша крепость»
Точка зрения
Эдгард Запашный: «Россия — это наша крепость»
16.08.2024
Андрей Жариков: «Музей Победы создает качественный контент для своего зрителя»
Лента новостей
Андрей Жариков: «Музей Победы создает качественный контент для своего зрителя»
23.07.2024
Екатерина Фирсова: «Я надеюсь, Музей Победы оценит нашу ноту в общем хоре»
Точка зрения
Екатерина Фирсова: «Я надеюсь, Музей Победы оценит нашу ноту в общем хоре»
17.07.2024
Анатолий Кирьянов: «Защищать Родину и быть полезным своей стране — это патриотизм»
Точка зрения
Анатолий Кирьянов: «Защищать Родину и быть полезным своей стране — это патриотизм»
10.07.2024
Любовь и верность пронесли сквозь года
Uncategorized
Любовь и верность пронесли сквозь года
08.07.2024
Парад прошагал по Минску
Uncategorized
Парад прошагал по Минску
03.07.2024
Владимир Романов: «Мы возвращаемся к осознанию своей исторической роли во времени»
Точка зрения
Владимир Романов: «Мы возвращаемся к осознанию своей исторической роли во времени»
27.06.2024
Александр Яковенко: «Программа курсов — это высший пилотаж»
Точка зрения
Александр Яковенко: «Программа курсов — это высший пилотаж»
24.06.2024
Фарзона Рахимова: «Наши прадеды воевали ради общей Победы»
Точка зрения
Фарзона Рахимова: «Наши прадеды воевали ради общей Победы»
20.06.2024
Юбилей города запечатлели в кадре
Uncategorized
Юбилей города запечатлели в кадре
11.06.2024
Алексей Петрович: «Большая честь — представлять свой проект в Музее Победы»
Точка зрения
Алексей Петрович: «Большая честь — представлять свой проект в Музее Победы»
06.06.2024
Юлия Москвичева: «Создание выставки начинается с вдохновения»
Точка зрения
Юлия Москвичева: «Создание выставки начинается с вдохновения»
05.06.2024
Часовые пояса не стали преградой для дружбы
Uncategorized
Часовые пояса не стали преградой для дружбы
03.06.2024
Андрей Жариков: «Дети Донбасса и Новороссии сохранили память о героях»
Точка зрения
Андрей Жариков: «Дети Донбасса и Новороссии сохранили память о героях»
30.05.2024
Виталий Молев: «Детям из новых регионов важно показать миру истории своих героев»
Точка зрения
Виталий Молев: «Детям из новых регионов важно показать миру истории своих героев»
29.05.2024