Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Культурная жизнь блокадного Ленинграда не замирала

1159

Культурная жизнь блокадного Ленинграда не замирала Фото: РИА "Победа РФ"

Историк, заведующий научно-методическим отделом Музея Победы Андрей Горбунов в интервью РИА «Победа РФ» рассказал о том, как музейное сообщество спасало культурное наследие в Ленинграде и Ленинградской области во время блокады, а также о продолжении культурной жизни в осадном городе.

 Андрей, когда в Ленинграде и области началась эвакуация музейных экспонатов?

Об эвакуации в России серьезно задумались в середине 30-х годов. Было ясно, что большая война будет. Неизвестно когда, но будет. В процессе проработки эвакуационных планов по Ленинграду было отмечено следующее: город эвакуировать невозможно. При этом считалось, что основная опасность для Ленинграда придет с севера. Никто не ожидал удара с запада. С эвакуацией музеев четкого плана не было. Да и что считать музейными экспонатами, когда весь город – музей? Приходилось импровизировать. Музейщикам повезло меньше, чем заводчанам. Заводы эвакуировали целенаправленно и грамотно. Музейному сообществу приходилось выискивать способы для спасения экспонатов. Если книги и иконы еще как-то удавалось вывозить, то массивные вещи, колокола например, приходилось прятать. Можно сказать, что эвакуация Ленинграда была провалена. Темпы наступления противника не позволили все вывезти.

 Какая часть музейных сотрудников осталась в блокадном городе?   

Большинство музейных сотрудников остались, хотя им предлагали эвакуироваться. Под огнем они спасали экспонаты, прятали их. Многие из них погибли. Казалось, что тайна уйдет вместе с ними, но потом, после войны, культурные ценности находились по тем документам, которые сдавались в тыл.

– Как прятали сокровища дворцовых ансамблей пригорода Ленинграда?

Золото с фонтанов и все самые большие скульптуры были спрятаны в Петергофе и недалеко от него. Так же поступили с Гатчиной и с Царским селом. Петергофу повезло больше, потому что он находится на берегу Финского залива. Директор музея заметил, что на берегу стоят зенитные батареи, которым каждый день баржи подвозят боепитание, медикаменты и прочие нужные вещи. Обратно же баржи шли порожняком либо эвакуировали раненых. Директор музея смог договориться, и на этих баржах стали эвакуировать основные фонды Петергофа в Ленинград. Картины, иконы и мебель – все это смогли вывезти. Позолоченные кресты и фрески оставили, закрыли фанерой, деревом. Но все это было обречено – немцы многое обнаружили и вывезли.

– Какие версии о судьбе «Янтарной комнаты» вы считаете наиболее достоверными?

Несмотря на немецкое отношение к русскому населению, оккупанты прекрасно понимали, что русская история очень древняя и все исторические реликвии можно здорово продать. Условно, командир немецкого корпуса мог захватить какую-нибудь картину, а потом продать ее и безбедно жить. Генерал Герман Геринг, к примеру, был большим ценителем искусства. Только на северо-западном направлении немцы создали девять специальных групп, которыми управляли хорошо разбиравшиеся в искусстве люди. Их задача была не позволять сжигать и портить реликвии, они должны  были всё разграблять и вывозить. «Янтарная комната» была одной из целей этой группы ценителей искусства. Со стен они содрали все, что только возможно, погрузили в ящики и увезли. Есть три версии дальнейшей судьбы «Янтарной комнаты». Согласно первой ее довезли до Германии, и там она разошлась по частным коллекциям. Но эта версия не подтверждается фактами, потому что какие-то части реликвии «всплыли» бы обязательно. Например, в 90-е годы. Возможно, успели довезти лишь совсем незначительные «кусочки» комнаты. Согласно второй версии «Янтарная комната» может быть где-то спрятана, например, в шахте. Ну и третья версия – «Янтарная комната» погибла в огне войны. Вторая и третья версии – наиболее достоверные.

– Расскажите о том, как эвакуировались фонды «Эрмитажа» и «Русского музея»…

Фонды у этих музеев огромные, большинство экспонатов весь период блокады оставались в Ленинграде. Прятали их в подвалах. Подвалы музейные сотрудники утепляли, чтобы сырость и грибок не съели великие полотна. Важно, что коллекции музеев смогли спасти от крыс. От бомбежек спрятать в подвалах сокровища искусства было можно, а вот с крысами было сложнее.

– Это правда, что с началом осады в Ленинграде было все готово для взрыва основных объектов?

Был страх конца августа – начала сентября 1941 года, когда находились люди, которые говорили, что все нужно в городе взорвать и прорываться на восток. Но приехавший в Ленинград Георгий Жуков все это прекратил. В Ленинграде установился порядок. Взрывчатка, которая была приготовлена для мостов, для Балтийского флота, для заводов и музеев, в итоге была использована на фронте.

–  Каким образом защищали архитектуру города от авианалетов?

Маскировались купола, золотые шпили, высотные узнаваемые здания. Хотя, конечно, все спрятать не удалось. Например, громаду Исаакиевского собора укрыть было невозможно. Немцы зачастую использовали ленинградские шпили как ориентиры для указания артиллерии. Многие шпили выжили благодаря тому, что немцы не разрушали их как необходимые для себя ориентиры.

– В какой период блокады в Ленинграде восстановилась культурная жизнь?

Уже в конце 1941 года «Эрмитаж» вновь начал принимать посетителей. В 1942 году почти все реликвии были выставлены в залах «Эрмитажа». Первый шок прошел, и люди вышли на работу. По воспоминаниям тех, кто пережил блокаду, большинство музеев открыли свои двери. В целом, культурная жизнь блокадного Ленинграда не замерла. Многие деятели культуры остались в городе. Работали библиотеки. Библиотекари не использовали книги для розжига, не скурили.

Поэтому подвиг блокадного Ленинграда – это не столько про «непокоренную крепость», как обычно говорят. Нужно говорить шире: это великий подвиг человечности. Фраза «Ленинград не боится смерти. Смерть боится Ленинграда» хорошо выражает этот подвиг. Люди в нечеловеческих условиях оставались людьми. Конечно, в почти двухмиллионном городе находились «люди с гнильцой». Но грамотная работа народных дружин, милиции сохраняла порядок в городе.

#мп

 

Вячеслав Кондрашов: «Будут знать о разведчиках — больше будут Родину любить»
Вячеслав Кондрашов: «Будут знать о разведчиках — больше будут Родину любить»

Ветеран военной разведки доктор исторических наук Вячеслав Кондрашов в интервью РИА «Победа РФ» рассказал...

19.11.2024

Точка зрения

Мария Спасская: «Вложение в наше развитие — это инвестиция в будущее музеев»
Мария Спасская: «Вложение в наше развитие — это инвестиция в будущее музеев»

Участница курсов повышения квалификации «Современные тенденции в экспозиционно-выставочной деятельности музея» Академии Музея Победы, специалист...

14.11.2024

Точка зрения

Надежда Гурко: «В Музее Победы мы получили бесценный опыт»
Надежда Гурко: «В Музее Победы мы получили бесценный опыт»

Заместитель директора по воспитательной работе и руководитель музея в школе № 10 города Балашихи,...

11.11.2024

Точка зрения

Виктор Пугачев: «В воздух пришла команда: «Работаем по полной!»
Виктор Пугачев: «В воздух пришла команда: «Работаем по полной!»

Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, летчик-испытатель ОКБ имени П. О. Сухого Виктор Пугачев...

08.11.2024

Точка зрения

Виталий Степкин: «Сотрудник музея должен постоянно развиваться»
Виталий Степкин: «Сотрудник музея должен постоянно развиваться»

Участник курсов повышения квалификации «Современные тенденции в экспозиционно-выставочной деятельности музея» Академии Музея Победы, директор...

06.11.2024

Точка зрения

Елена Глухова: «Музей — это самое лучшее место на свете»
Елена Глухова: «Музей — это самое лучшее место на свете»

Начальник отдела проектной деятельности Музея истории и культуры Камбарского района (Республика Удмуртия), участница курса...

05.11.2024

Точка зрения

Вячеслав Кондрашов: «Будут знать о разведчиках — больше будут Родину любить»
Точка зрения
Вячеслав Кондрашов: «Будут знать о разведчиках — больше будут Родину любить»
19.11.2024
Мария Спасская: «Вложение в наше развитие — это инвестиция в будущее музеев»
Точка зрения
Мария Спасская: «Вложение в наше развитие — это инвестиция в будущее музеев»
14.11.2024
Надежда Гурко: «В Музее Победы мы получили бесценный опыт»
Точка зрения
Надежда Гурко: «В Музее Победы мы получили бесценный опыт»
11.11.2024
Виктор Пугачев: «В воздух пришла команда: «Работаем по полной!»
Точка зрения
Виктор Пугачев: «В воздух пришла команда: «Работаем по полной!»
08.11.2024
Виталий Степкин: «Сотрудник музея должен постоянно развиваться»
Точка зрения
Виталий Степкин: «Сотрудник музея должен постоянно развиваться»
06.11.2024
Елена Глухова: «Музей — это самое лучшее место на свете»
Точка зрения
Елена Глухова: «Музей — это самое лучшее место на свете»
05.11.2024
Анастасия Митрошина: «Полученные знания вдохновят на новые выставки»
Точка зрения
Анастасия Митрошина: «Полученные знания вдохновят на новые выставки»
02.11.2024
Юлия Костюченко «Для нас важно понимать и фиксировать изменения»
Точка зрения
Юлия Костюченко «Для нас важно понимать и фиксировать изменения»
01.11.2024
Наталья Дочкина: «Мы сохраняем память о защитниках Донбасса»
Точка зрения
Наталья Дочкина: «Мы сохраняем память о защитниках Донбасса»
28.10.2024
Татьяна Седых: «О таком высоком человеческом общении нужно снимать фильмы»
Точка зрения
Татьяна Седых: «О таком высоком человеческом общении нужно снимать фильмы»
24.10.2024
Марина Рамонова: «Молодежь Осетии гордится предками»
Точка зрения
Марина Рамонова: «Молодежь Осетии гордится предками»
15.10.2024
«На привале» рассказали о войне
Uncategorized
«На привале» рассказали о войне
30.09.2024
Сентябрь проводили с музыкой
Uncategorized
Сентябрь проводили с музыкой
28.09.2024
Наталья Назарова: «Музей Победы — образец подачи исторического материала»
Точка зрения
Наталья Назарова: «Музей Победы — образец подачи исторического материала»
27.09.2024
Кирилл Самойлов: «К выставке в Музее Победы мы шли три года»
Точка зрения
Кирилл Самойлов: «К выставке в Музее Победы мы шли три года»
26.09.2024
Евгения Сорокина: «В Музей Победы нас отправляли всем поселком»
Точка зрения
Евгения Сорокина: «В Музей Победы нас отправляли всем поселком»
25.09.2024
Елена Фогель: «Музей Победы каждый раз рождает новые эмоции»
Точка зрения
Елена Фогель: «Музей Победы каждый раз рождает новые эмоции»
25.09.2024
Тамара Тищенко: «Почувствовать себя частью истории России может каждый»
Точка зрения
Тамара Тищенко: «Почувствовать себя частью истории России может каждый»
23.09.2024
Екатерина Костина: «Курсы стали стимулом к перезагрузке»
Точка зрения
Екатерина Костина: «Курсы стали стимулом к перезагрузке»
20.09.2024
Герой принял поздравления
Uncategorized
Герой принял поздравления
19.09.2024