Руслан Гагкуев: «Контекст мировой истории при изучении истории российской должен быть понятен учащимся»

Фото: tass.ru

Концепцию отношения к отечественной истории представил помощник президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский в ходе форума «История для будущего. Новый взгляд». Свою оценку отдельным положениям этой доктрины озвучил доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Руслан Гагкуев в ходе интервью агентству «Победа РФ».

– Руслан Григорьевич, какие положения концепции, на Ваш взгляд, являются ключевыми?

– Владимир Мединский выделил несколько ключевых пунктов, которые можно свести, на мой взгляд, к основным двум. Первый – в стране должна быть государственная политика в сфере истории. Второй – при изучении истории в школе необходимо уделять большое внимание сопоставлению российской истории и всемирной. С точки зрения Мединского, это необходимо для понимания тех процессов, которые происходили в других странах, во всем мире. Иными словами – исторические события не должны быть вырваны из контекста.

– Удастся ли реализовать на практике эти основные пункты?

– По первому пункту в стране уже проведена большая работа. Хочу напомнить, что в 2014 году по инициативе руководства страны был принят Историко-культурный стандарт. Его принятие позволило унифицировать содержание школьных учебных курсов, а также дать взвешенную оценку сложным событиям нашей истории.

– В чём заключается основная проблема синхронизации при изучении российской и всемирной истории?

– Сейчас история преподаётся в двух курсах – это всеобщая история, которая начинается в пятом классе с истории Древнего мира, а также история России, которая начинает изучаться с шестого класса. Сейчас оба курса учащиеся проходят уже по линейной схеме. То есть, всеобщая – с пятого по десятый класс, России – с шестого по десятый.

Как правило, эти курсы изучаются последовательно. Основная мысль Мединского, насколько я ее понял, заключается в том, чтобы учащиеся изучали историю России и всемирную историю параллельно, возможно даже в одном курсе.

– Что для этого нужно?

– Подобные изменения потребовали достаточно серьезных изменений содержания всего курса истории, действующих документов, определяющих содержание образования. Целесообразность этих изменений, конечно, необходимо обсуждать как с образовательным сообществом, так и с научным. Надо сказать, что во многих странах мира всемирная история в школах не изучается вовсе. Основное внимание уделяется истории своей страны. В нашей же стране традиционно большое внимание уделяется и отечественной, и зарубежной истории. То, о чем говорит сегодня Владимир Ростиславович — давно принято во многих странах. Но еще раз повторю — любые изменения требуют широкого обсуждения.

– Почему это важно для подрастающего поколения?

– Ребята должны уметь сопоставлять события, происходившие в нашей стране и за рубежом. Умения сравнивать и анализировать события прошлого — важны как для развития, так и для формирования граждан нашей страны.

Форум «История для будущего. Новый взгляд» прошел 5 октября в стенах Музея Победы. Мероприятие посвящено вопросам изучения и преподавания отечественной истории, в том числе проблеме искажения исторических фактов и попыткам их фальсификации. В дискуссиях на форуме принимали участие ведущие учёные, политические и общественные деятели, журналисты.

#дс