Участник специальной военной операции, специалист по медиакоммуникациям Иван Ченин принял участие в образовательной программе Академии Музея Победы «Противодействие фальсификации отечественной истории в информационной среде. Методы борьбы». В интервью РИА «Победа РФ» он рассказал об участии в СВО и о том, как отличить правду от фейка.
— Иван, ваша лекция называлась «Пропаганда против фактов», насколько эта тема актуальна, с вашей точки зрения?
Сегодня эта тема актуальна как никогда, потому что мы живем в век информационных технологий, где каждый пытается через свою призму донести информацию под определенным углом для завоевания мнений людей на той или иной территории. Пропаганда может быть абсолютно разной, начиная с листочков в подъезде или в каком-то учреждении и заканчивая целыми медиапроектами, которые могут спровоцировать политическую нестабильность в стране или, наоборот, урегулировать какие-то инциденты. В Великую Отечественную войну, к примеру, была дезинформация и распространялась она просто, но сегодня технологии поменялись. Если раньше, например, разбрасывали листовки «Иван, сдавайся!», то сегодня это работает по-другому. Но и мы не стоим на месте и можем разоблачать те или иные сомнительные агитационные кампании и пресекать.
— А как отличить правду от фейка?
Не торопиться гнаться за новостями. Зачастую первая новость дает точку зрения того или иного ресурса или заказчика. Для полноты картины нужно выждать определенное время, посмотреть разные источники, сравнить и найти какую-то середину. То есть заниматься фактчекингом.
— В ходе специальной военной операции вы сталкивались с пропагандой и дезинформацией?
Ну вот украинские спецслужбы, к примеру, в 2022 году взялись, можно сказать, за своего рода «обработку» населения своей и нашей страны. То есть проводили специальные психологические операции, организовывались вбросы информационные и различные провокации на улицах. И по сей день они этим занимаются, периодически вы видите, как на какие-то праздники или значимые даты они пытаются устраивать какие-либо акции, поджоги военных комиссариатов, создание каких-то исследователей и кандидатов исторических наук, которые высказываются сомнительно, в общем, всеми возможными способами пытаются создавать конспирологические теории заговора. Что, разумеется, у простого человека может посеять сомнения в правильности наших действий. Но нельзя на это поддаваться и важно самим понимать и детей своих приучать к тому, что правда — это объективная информация, а не то порой, что первое услышишь. То есть учить анализировать и сопоставлять информацию и отделять зерна от плевел.
— Вы добровольно стали участником специальной военной операции?
23 февраля в 2022 году мне пришло уведомление, что мои данные у спецслужб Украины и мне запрещен туда въезд. Я тогда был помощником депутата Государственной Думы и состоял в организации «Боевое братство», и мы с первых дней спецоперации отправляли гуманитарную помощь бойцам в ДНР. И в ходе первой миссии я записался в добровольческий отряд, отправился домой собраться и обнаружил как раз повестку. Мой боевой путь начался в Донецке, затем были другие города и населенные пункты. В общей сложности я провел в зоне спецоперации около двух лет. Попадал и под обстрелы, и под ракеты, но, к счастью, обходилось без ранений. Сейчас живу в Белгороде и периодически также помогаю, участвую в гуманитарных миссиях.
— Почему вы решили пойти на СВО?
У меня прадед — ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный строитель РСФСР. Он прошел войну с 1943 года, был сапером-разведчиком. Был ранен. У него два ордена Красной Звезды, два ордена Великой Отечественной войны и более 15 наград за войну у него было. Он в Польше встретил девушку, она немка была, он женился на ней и привез в Советский Союз. Он также создал музей в одной из школ в Новой Москве, посвященный боевому пути 70-й стрелковой дивизии. Но он умер в 1957 году, я, к сожалению, не застал его, но прабабушка-немка, она о нем много рассказывала. В музее, который создал мой прадед, я был лектором, когда учился в школе. Затем я учился в кадетском училище и в суворовском. И вся семья у меня военные, но у меня не было желания, если честно, быть профессиональным военным. Но когда началась специальная военная операция, у меня не возникал вопрос — идти или не идти, нужно было идти и помогать, я был согласен на любую позицию и поэтому пошел добровольцем.
— Можете рассказать о медали «За отвагу», за какой подвиг вас наградили?
Так случилось, что в декабре — январе 2022–2023 годов нашим расчетом был обнаружен дивизион комплекса С-300. Это пять пусковых установок и радиолокационная станция, и мы их обезвредили. Не очень мне нравится говорить про награду, я действовал не ради нее, конечно. Но для меня она имеет некую сакральную ценность, вот у моего прадеда была медаль «За боевые заслуги», и вся моя семья гордится этим, и поэтому мне тоже почетно, что у меня награда.
— Ваша лекция в Академии Музея Победы вызвала большой интерес. А как вы оцениваете свое участие в образовательной программе?
Борьба с фальсификацией истории — очень актуальная тема сейчас. Возмущают эти попытки некоторых западных политиков переписать или подтасовать те или другие факты. Поэтому нам нужно держать, что называется, руку на пульсе. И очень здорово, что это делает Академия Музея Победы. Для меня очень почетно было принять участие в образовательной программе. Я считаю, что важно знать историю своей страны и важно пропагандировать традиционные ценности и культуру.
#ак