Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Как Дед Мороз помог выпустить в свет «спектакль на ощупь»

430

Как Дед Мороз помог выпустить в свет «спектакль на ощупь» Фото: РИА «Победа РФ»

В Музее Победы профессиональный независимый театр для всей семьи «Мамин театр» показал интерактивный спектакль «Дорогой дневник», который зрители «смотрели» с масками на глазах. О необычной постановке, об истории ее создания и воплощения на сцене агентству РИА «Победа РФ» рассказала директор театра Варвара Гапоненко.

– Варвара Анатольевна, как возникла идея такого «спектакля на ощупь»?

– Этот спектакль нельзя увидеть, там в начале зрители надевают маски на глаза, и они должны быть в полном погружении до конца представления.

В 2018 году появилась идея создать спектакль для незрячих и о зрячих. Сценарий написала Дарья Витан, и целый год он у нас пролежал, мы не могли найти спонсоров для постановки спектакля. В Новый год в прямом смысле этого слова Дарья написала письмо Деду Морозу и отправила его на почту. Она просила его найти такого человека, чтобы нам помогли создать этот спектакль. И буквально через две недели нам позвонили из департамента культуры города Москва и предложили с этим проектом принять участие в конкурсе «Открытая сцена», на котором в результате мы победили. Нам были выделены деньги на постановку этого спектакля.

Премьера состоялась 30 мая 2019 года. С того момента мы сыграли уже больше 100 спектаклей. С ним мы объездили 32 города России.

– Кто все-таки стал основным зрителем «Дорогого дневника»?

– Изначально спектакль играли для незрячих и слабовидящих людей. Мы ездили по интернатам РФ. После этого сразу нашлось много спонсоров, которые нам помогли. Первый из них – это фонд Алишера Усманова. Он выделил деньги для показа спектакля именно в регионах, в интернатах для незрячих. Но, пообщавшись с детьми в этих интернатах, мы поняли, что они очень хотят быть не просто в своей ауре, общаться среди тех, с кем они все время в диалоге. Они хотят выходить и общаться с людьми, у которых нет критических проблем со здоровьем.

Тогда пришла идея, что мы все-таки желаем играть этот спектакль на обычных площадках и приглашать к нам незрячих, слабовидящих, людей с разной инвалидностью, необязательно только по зрению.

В 2022 году мы выиграли грант Президентского фонда культурных инициатив, нам были выделены деньги на 25 показов в Москве. На эти спектакли мы приглашаем как людей с инвалидностью, так и обычных зрителей.

– Какой главный посыл и мудрость постановки?

– На что рассчитан этот спектакль? Наш главный орган, которым живет вполне здоровый человек, – это зрение, а все остальное прикладывается к нему. У незрячего человека, наоборот, развиты другие органы чувств, например, обоняние, тактильные ощущения.

Наш зритель является участником театрализованного процесса, спектакль идет вокруг него. Он надевает маску на глаза, и при помощи звуков, запахов, тактильного участия человек погружается внутрь этого представления. Мы специально выстраиваем звук на площадке, артисты играют вокруг зрителей. У человека, который сидит в маске, создается полное ощущение, что он внутри спектакля. Например, у нас есть сцена в лифте. Зритель в маске с помощью определенных приемов воспринимает, что он находится именно в лифте. Или, допустим, есть кусок, когда героини идут на стадион болеть за своих школьных друзей. И когда они идут, зритель в маске полностью понимает, что под ногами у этих героинь хрустит снег. Мы добиваемся этого разными приемами. Мы полностью погружаем зрителя в ту реальность, о которой говорим.

Зрители, у которых нет критических проблем со зрением, после спектакля всегда подходят к нам со словами: «Спасибо! За этот час мы поняли, чем мы обладаем в жизни». У людей происходит переоценка жизненных ценностей.

Ведь основной смысл нашего спектакля в том, что главная героиня не может найти себя в жизни: ей кажется, что родители ее не любят, подругу вот ценят, а ее нет. И когда девочка знакомится с незрячим мальчиком, который и на рояле играет, и в концертах участвует, и бегает на соревнованиях, побеждает на них, и ходит в художественную школу, добивается чего-то в жизни, – и вот на его примере она тоже начинает понимать, что ей дано в этой жизни и кем она хочет быть. Также в этом спектакле мы рассказываем о незрячих людях – как российских, так и зарубежных. Которые, будучи абсолютно слепыми, добились таких высот и славы! Вообще, изначально на этот спектакль ходили подростки, мы о многом рассказывали, и для них было откровением повествование о таких личностях. Но лично для меня стало откровением, когда на спектакль начали приходить взрослые люди, которые тоже мало что знали о слепоте знаменитостей. Ну, понятно, все знают про поэта Эдуарда Асадова, а вот про паралимпийца Николая Полухина знают далеко не все. Для многих даже взрослых людей это открытие.

Мы не хотели делать спектакль только для незрячих людей, мы хотели, чтобы на него приходили все, и главное, чтобы разные люди соприкасались друг с другом. Тем более что за последние годы люди с инвалидностью все больше появляются в общественном пространстве, в отличие от прошлых времен, когда они сидели по своим квартирам и не могли никуда выходить. Кстати, дети с ограниченными возможностями могут смотреть наши постановки бесплатно, однако некоторые принципиально покупают билеты. Они говорят, что хотят быть как все, потому что ничем не отличаются от обычных детей. Также на наши спектакли ходят бесплатно люди из малообеспеченных и многодетных семей. К слову, в Музее Победы спектакль был сыгран впервые. Его посмотрели бесплатно в рамках гранта. Зрителями стали люди из различных фондов, они записывались заранее.

#еу

Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»
Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»

Заведующая Ржевским филиалом Музея Победы Марина Копаева в интервью РИА «Победа РФ» рассказал о...

28.03.2024

Лента новостей

Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»
Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»

Музыкальный руководитель проекта «Главные детские песни», заслуженный работник культуры РФ, композитор, продюсер, лауреат премии...

27.03.2024

Точка зрения

Александр Дьяконов: «Главная задача ветеранов — общение с молодежью»
Александр Дьяконов: «Главная задача ветеранов — общение с молодежью»

Ветеран военной службы, в прошлом заместитель командующего Северным флотом по воспитательной работе контр-адмирал Александр...

20.03.2024

Точка зрения

Агния Шагдурова: «Музей Победы — это больше, чем музей»
Агния Шагдурова: «Музей Победы — это больше, чем музей»

Участница курсов повышения квалификации «Стратегия управления музеем в современном мире» Академии Музея Победы, директор...

19.03.2024

Точка зрения

Сергей Липовой: «У каждого поколения своя война»
Сергей Липовой: «У каждого поколения своя война»

Военный летчик, генерал-майор, Герой России, участник Афганской, первой и второй чеченских войн, а также...

18.03.2024

Точка зрения

Андрей Широков: «Истинная история начинается с семьи»
Андрей Широков: «Истинная история начинается с семьи»

Андрей Широков — руководитель проекта Музея Победы «Лица Победы», который был признан лучшим просветительским проектом...

27.02.2024

Лица Победы

Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»
Лента новостей
Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»
28.03.2024
Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»
Точка зрения
Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»
27.03.2024
Александр Дьяконов: «Главная задача ветеранов — общение с молодежью»
Точка зрения
Александр Дьяконов: «Главная задача ветеранов — общение с молодежью»
20.03.2024
Агния Шагдурова: «Музей Победы — это больше, чем музей»
Точка зрения
Агния Шагдурова: «Музей Победы — это больше, чем музей»
19.03.2024
Сергей Липовой: «У каждого поколения своя война»
Точка зрения
Сергей Липовой: «У каждого поколения своя война»
18.03.2024
Андрей Широков: «Истинная история начинается с семьи»
Лица Победы
Андрей Широков: «Истинная история начинается с семьи»
27.02.2024
Ксения Алешина: «Считаю своим долгом сохранять память о героях»
Точка зрения
Ксения Алешина: «Считаю своим долгом сохранять память о героях»
21.02.2024
Михаил Кузнецов: «После рассказов деда о службе я не мыслил свою жизнь вне армии»
Точка зрения
Михаил Кузнецов: «После рассказов деда о службе я не мыслил свою жизнь вне армии»
14.02.2024
Даурен Абаев: «Победа — символ нашего исторического единства»
Точка зрения
Даурен Абаев: «Победа — символ нашего исторического единства»
06.02.2024
Ирина Хрулёва: «Предлагаю создать «Ассоциацию городов трудовой доблести» под эгидой Музея Победы»
Точка зрения
Ирина Хрулёва: «Предлагаю создать «Ассоциацию городов трудовой доблести» под эгидой Музея Победы»
05.02.2024
Любовь Емельянова: «Для меня было честью рассказать о бабушке в Музее Победы»
Точка зрения
Любовь Емельянова: «Для меня было честью рассказать о бабушке в Музее Победы»
01.02.2024
Эдуард Кудрявцев: «Память о бойцах-авроровцах бабушка пронесла через всю жизнь»
Точка зрения
Эдуард Кудрявцев: «Память о бойцах-авроровцах бабушка пронесла через всю жизнь»
31.01.2024
Сергей Корсаков: «В народное ополчение записались почти все сотрудники Института философии»
Точка зрения
Сергей Корсаков: «В народное ополчение записались почти все сотрудники Института философии»
25.01.2024
Зинаида Алексеева: «В блокаду погибла вся моя семья»
Точка зрения
Зинаида Алексеева: «В блокаду погибла вся моя семья»
17.01.2024
Зоя Сильванская: «Мечтала, хоть бы лето наступило, хоть бы травки поесть»
Точка зрения
Зоя Сильванская: «Мечтала, хоть бы лето наступило, хоть бы травки поесть»
16.01.2024
Мая Кузьмина: «Мы всегда верили в Победу! И сейчас мы верим! И она будет»
Точка зрения
Мая Кузьмина: «Мы всегда верили в Победу! И сейчас мы верим! И она будет»
15.01.2024
Марина Жданович: «На фронте шоколад был напоминанием о семье, мирной жизни, детстве и доме»
Точка зрения
Марина Жданович: «На фронте шоколад был напоминанием о семье, мирной жизни, детстве и доме»
28.12.2023
Ирина Булдашова: «Юных музейщиков нужно поощрять»
Точка зрения
Ирина Булдашова: «Юных музейщиков нужно поощрять»
21.12.2023
Елизавета Солонинченкова: «Работа на «Ёлках Победы» — наш подарок детям»
Точка зрения
Елизавета Солонинченкова: «Работа на «Ёлках Победы» — наш подарок детям»
15.12.2023
Александра Павкина: «Для наших защитников мы шьем с любовью»
Точка зрения
Александра Павкина: «Для наших защитников мы шьем с любовью»
12.12.2023