Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Милада Копелиович: «Надо понимать, что война — это не вопрос свершившегося прошлого»

284

В Музее Победы в рамках художественной выставки «Путь воина» представили около 40 монументальных работ современных молодых художников. Милада Копелиович - выпускница факультета живописи Санкт-Петербургской Академии Художеств им. И.Е.Репина, художник - монументалист в интервью агентству «Победа РФ» рассказала о главном мотиве, побудившим писать картины о войне и о том, как пришло решение подарить работу Музею Победы. 

- Милада, скажите пожалуйста, какая из Ваших картин будет представлена в Музее Победы на выставке?

Картин будет две: большой триптих «Опаленные войной», только центральная ее часть размером 200х460см, и еще одна небольшая картина под названием «Они сражались за Родину».

- «Опаленные войной» — это Ваша дипломная работа в академии? 

Совершенно верно, «Опаленные войной» - моя дипломная работа. К слову, мой дипломный педагог отговаривал браться за эту тему. По его словам, женщины с такими работами очень редко справляются, но мне хотелось отдать дань людям, победившим в Великой Отечественной войне.

- Работа была оценена на «отлично» и удостоилась похвалы Государственной экзаменационной комиссии. Почему была выбрана именно тема войны?

Я сделала выбор с осознанием того, что сейчас необходимо реактуализировать эту тему. И появилось желание задать вопрос современникам, особенно женщинам, чтобы мы делали в этой ситуации, если бы началась война? Смогли бы мы сегодня пожертвовать собой ради страны, ради потомков?

- Интерес к истории был с детства?

Не с раннего детства, конечно, скорее со школы. Я очень любила читать военные истории, но не художественные, а именно историческую хронику и архивные документы. У меня воевали и дедушка, и бабушка. Однако из-за того, что жили мы в разных странах виделись очень редко и в эти короткие встречи они мало что рассказывали о войне. Знаю по рассказам родителей, что они прошли войну с первого дня до последнего.

- Главные герои на картине женщины. Почему именно такой выбор?

У нас есть свойство примирять события на себя: будь то прочитанный роман, судьба главного героя или война. Мы как бы переносим события на себя  - а как бы я поступил в конкретной ситуации. Тоже самое произошло и со мной. Я - женщина, у меня есть мама, сестра, меня всегда в жизни окружали женщины. Герои триптиха — это женщины, дети и старики, попавшие в самую ужасную мясорубку истории человечества. На картине - фигуры, их эмоций и чувств. Герои почти бесцветны, будто сошедшие со старых фотопленок. Но, несмотря на кажущуюся безысходность и смерть в боковых сегментах триптиха – магистральной линией дипломного проекта является Жизнь. В центре средней части триптиха изображена Мать, прижимающая к сердцу Младенца в белых одеждах. Символ ребенка становится смысловым стержнем, композиционным центром, в котором сконцентрирован основной замысел произведения: ребенок открывает подлинную цель жизни, его чистоту, истину бесконечности и красоты жизни.

- Тема сюжета пришла сразу или в процессе написания картины? 

Наверное, там нет одного центрального сюжета. Мне было важно передать момент героической смерти и момент преодоления боли и страдания в надежде на жизнь. Возвращаясь к предыдущему вопросу «почему женщины», если бы не они, ничего бы и не было. Женщины рожают детей, воспитывают, дают новые жизни. Женщина здесь как символ надежды. И, если откровенно, на мой взгляд мужчинам и так посвящено очень много произведений. Мужчины воевали, да, они герои. А женский подвиг? Почему-то зачастую он остается в стороне.

- Какие эмоции Вы испытывали когда писали эту работу? 

Серьезность. Да, именно серьезность. Я осознавала, что такая работа не предполагает шуточного настроения или смешных поз, которые так любят рисовать студенты. Я понимала, что пишу работу не для себя и очень хотела, чтобы картина стала своеобразным эмоциональным мостиком между прошлым, настоящим и будущим. Поэтому при написании картины были использованы современные приемы. За счет них я надеялась привлечь молодого зрителя к этой теме.

- Трудной ли была защита такой непростой дипломной работы? 

О, защита длилась почти час. Можно сказать, что я отстаивала свою работу перед комиссией и аудиторией. К слову, на защиту приехали и незнакомые, обычные люди, интересующиеся искусством. Среди них оказалась бабушка. Она рассказывала, как пережила блокаду Ленинграда и призналась, что глядя на картину ей хочется плакать из-за нахлынувших воспоминаний и о том, что такие серо-желтые тона, похожие на огненное зарево от разорвавшихся бомб на фоне низкого Ленинградского неба, она помнит до сих пор и именно таких людей она встречала. По ее словам, я показала людей такими, какими они были, не уменьшив их достоинство. В какой степени ее слова благодарности оказались даже важнее самой защиты, ведь картина сделала самое главное - сумела дотронуться до сердец людей. На защиту пришло и много молодых людей. По их лицам было видно, что и у них картина вызывает отклик.

- Где Вы собирали материал для картины?

Материал для картины, фактуру, лица, все это я собирала в Музее Победы. Я приезжала в Москву специально в Музей Победы посмотреть на артефакты, на выставки, меня очень впечатлили диорамы. В общей сложности я делала зарисовки почти четыре часа, фотографировала и собирала материал к работе. Поэтому после защиты я подумала, что будет справедливо подарить работу Музея Победу.

- Это очень серьезный шаг. Вам как художнику не жалко будет ее отдавать? 

Для меня это будет огромной честью, ведь для любой картины очень важно жить дальше, чтобы ее увидели как можно больше людей. Моя картина призывает задуматься о войне. И, надо понимать, что война — это не вопрос свершившегося прошлого. Она и вопрос будущего. Чтобы не повторять ошибок прошлого мы не просто должны знать прошлое, мы должны о нем помнить.

#ик

Амир Абушавир: «Хочу, чтобы мои сверстники знали настоящую историю»
Амир Абушавир: «Хочу, чтобы мои сверстники знали настоящую историю»

Участник Форума победителей Международного исторического конкурса, приуроченного к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне,...

03.07.2025

Точка зрения

Надежда Козырева: «Дети очень интересуются историей»
Надежда Козырева: «Дети очень интересуются историей»

Учитель истории и обществознания, руководитель школьного краеведческого музея МБУ «Дьектиевская средняя общеобразовательная школа» Надежда...

02.07.2025

Точка зрения

Ирина Котлярова: «Великая Отечественная война — очень важная тема для нас»
Ирина Котлярова: «Великая Отечественная война — очень важная тема для нас»

Участница курса повышения квалификации в Академии Музея Победы «Традиции и инновации в экскурсионной деятельности»,...

26.06.2025

Точка зрения

Людмила Доброва: «Творчество мужа отвергали»
Людмила Доброва: «Творчество мужа отвергали»

Вдова народного художника России Геннадия Доброва — Людмила Доброва — передала в дар Музею...

25.06.2025

Точка зрения

Егор Бутенко: «Стараемся вернуть эти имена из небытия»
Егор Бутенко: «Стараемся вернуть эти имена из небытия»

В преддверии Дня памяти и скорби в Музее Победы прошла торжественная церемония вручения семьям...

23.06.2025

Точка зрения

Татьяна Борщ: «Фейки о Второй мировой войне — это бесконечная тема»
Татьяна Борщ: «Фейки о Второй мировой войне — это бесконечная тема»

В кинотеатре «Поклонка» Музея Победы прошел специальный показ фестиваля «RT.Док: Время наших героев» в...

20.06.2025

Точка зрения

Амир Абушавир: «Хочу, чтобы мои сверстники знали настоящую историю»
Точка зрения
Амир Абушавир: «Хочу, чтобы мои сверстники знали настоящую историю»
03.07.2025
Надежда Козырева: «Дети очень интересуются историей»
Точка зрения
Надежда Козырева: «Дети очень интересуются историей»
02.07.2025
Ирина Котлярова: «Великая Отечественная война — очень важная тема для нас»
Точка зрения
Ирина Котлярова: «Великая Отечественная война — очень важная тема для нас»
26.06.2025
Людмила Доброва: «Творчество мужа отвергали»
Точка зрения
Людмила Доброва: «Творчество мужа отвергали»
25.06.2025
Егор Бутенко: «Стараемся вернуть эти имена из небытия»
Точка зрения
Егор Бутенко: «Стараемся вернуть эти имена из небытия»
23.06.2025
Татьяна Борщ: «Фейки о Второй мировой войне — это бесконечная тема»
Точка зрения
Татьяна Борщ: «Фейки о Второй мировой войне — это бесконечная тема»
20.06.2025
Алексей Петрович: «Молдавия исчезает с карты мира»
Точка зрения
Алексей Петрович: «Молдавия исчезает с карты мира»
19.06.2025
Ольга Шувалова: «Пытаюсь сохранить то, что связывает нас с Россией»
Точка зрения
Ольга Шувалова: «Пытаюсь сохранить то, что связывает нас с Россией»
18.06.2025
Владимир Крестов: «Очень большая честь попасть в Музей Победы»
Точка зрения
Владимир Крестов: «Очень большая честь попасть в Музей Победы»
16.06.2025
Нелли Якуненко: «Россия для меня — это дом»
Точка зрения
Нелли Якуненко: «Россия для меня — это дом»
16.06.2025
Наталья Лузикова: «Благодаря Музею Победы мы создали свою экспозицию о войне»
Точка зрения
Наталья Лузикова: «Благодаря Музею Победы мы создали свою экспозицию о войне»
27.05.2025
Екатерина Шрам: «В Музее Победы впечатлил подход, направленный на интерактив и иммерсивность»
Академия МП
Екатерина Шрам: «В Музее Победы впечатлил подход, направленный на интерактив и иммерсивность»
23.05.2025
Наталья Федорова: «Я приехала узнать о новых аспектах в музейной работе»
Точка зрения
Наталья Федорова: «Я приехала узнать о новых аспектах в музейной работе»
23.05.2025
Людвиг Климов: «То, что пережили наши предки, — нигде и никогда такого не было»
Точка зрения
Людвиг Климов: «То, что пережили наши предки, — нигде и никогда такого не было»
23.05.2025
Александр Шолохов: «Войну дедушка пропускал через себя»
Точка зрения
Александр Шолохов: «Войну дедушка пропускал через себя»
21.05.2025
Константин Морозов: «Для образа человека, который прошел войну, невозможно взять натурщика»
Точка зрения
Константин Морозов: «Для образа человека, который прошел войну, невозможно взять натурщика»
19.05.2025
Дарья Ловать: «Наша музыка объединяет людей»
Точка зрения
Дарья Ловать: «Наша музыка объединяет людей»
16.05.2025
Тамирлан Дусенбаев: «Огромная честь — представлять свой фильм в Музее Победы»
«Поклонка»
Тамирлан Дусенбаев: «Огромная честь — представлять свой фильм в Музее Победы»
15.05.2025
Татьяна Свиридова: «Радостно, и хочется работать дальше»
«Поклонка»
Татьяна Свиридова: «Радостно, и хочется работать дальше»
15.05.2025
Александр Герасимов: «Правильное кино несет правильные ориентиры»
«Поклонка»
Александр Герасимов: «Правильное кино несет правильные ориентиры»
15.05.2025