В Музее Победы в рамках художественной выставки «Путь воина» представили около 40 монументальных работ современных молодых художников. Милада Копелиович - выпускница факультета живописи Санкт-Петербургской Академии Художеств им. И.Е.Репина, художник - монументалист в интервью агентству «Победа РФ» рассказала о главном мотиве, побудившим писать картины о войне и о том, как пришло решение подарить работу Музею Победы.
- Милада, скажите пожалуйста, какая из Ваших картин будет представлена в Музее Победы на выставке?
Картин будет две: большой триптих «Опаленные войной», только центральная ее часть размером 200х460см, и еще одна небольшая картина под названием «Они сражались за Родину».
- «Опаленные войной» — это Ваша дипломная работа в академии?
Совершенно верно, «Опаленные войной» - моя дипломная работа. К слову, мой дипломный педагог отговаривал браться за эту тему. По его словам, женщины с такими работами очень редко справляются, но мне хотелось отдать дань людям, победившим в Великой Отечественной войне.
- Работа была оценена на «отлично» и удостоилась похвалы Государственной экзаменационной комиссии. Почему была выбрана именно тема войны?
Я сделала выбор с осознанием того, что сейчас необходимо реактуализировать эту тему. И появилось желание задать вопрос современникам, особенно женщинам, чтобы мы делали в этой ситуации, если бы началась война? Смогли бы мы сегодня пожертвовать собой ради страны, ради потомков?
- Интерес к истории был с детства?
Не с раннего детства, конечно, скорее со школы. Я очень любила читать военные истории, но не художественные, а именно историческую хронику и архивные документы. У меня воевали и дедушка, и бабушка. Однако из-за того, что жили мы в разных странах виделись очень редко и в эти короткие встречи они мало что рассказывали о войне. Знаю по рассказам родителей, что они прошли войну с первого дня до последнего.
- Главные герои на картине женщины. Почему именно такой выбор?
У нас есть свойство примирять события на себя: будь то прочитанный роман, судьба главного героя или война. Мы как бы переносим события на себя - а как бы я поступил в конкретной ситуации. Тоже самое произошло и со мной. Я - женщина, у меня есть мама, сестра, меня всегда в жизни окружали женщины. Герои триптиха — это женщины, дети и старики, попавшие в самую ужасную мясорубку истории человечества. На картине - фигуры, их эмоций и чувств. Герои почти бесцветны, будто сошедшие со старых фотопленок. Но, несмотря на кажущуюся безысходность и смерть в боковых сегментах триптиха – магистральной линией дипломного проекта является Жизнь. В центре средней части триптиха изображена Мать, прижимающая к сердцу Младенца в белых одеждах. Символ ребенка становится смысловым стержнем, композиционным центром, в котором сконцентрирован основной замысел произведения: ребенок открывает подлинную цель жизни, его чистоту, истину бесконечности и красоты жизни.
- Тема сюжета пришла сразу или в процессе написания картины?
Наверное, там нет одного центрального сюжета. Мне было важно передать момент героической смерти и момент преодоления боли и страдания в надежде на жизнь. Возвращаясь к предыдущему вопросу «почему женщины», если бы не они, ничего бы и не было. Женщины рожают детей, воспитывают, дают новые жизни. Женщина здесь как символ надежды. И, если откровенно, на мой взгляд мужчинам и так посвящено очень много произведений. Мужчины воевали, да, они герои. А женский подвиг? Почему-то зачастую он остается в стороне.
- Какие эмоции Вы испытывали когда писали эту работу?
Серьезность. Да, именно серьезность. Я осознавала, что такая работа не предполагает шуточного настроения или смешных поз, которые так любят рисовать студенты. Я понимала, что пишу работу не для себя и очень хотела, чтобы картина стала своеобразным эмоциональным мостиком между прошлым, настоящим и будущим. Поэтому при написании картины были использованы современные приемы. За счет них я надеялась привлечь молодого зрителя к этой теме.
- Трудной ли была защита такой непростой дипломной работы?
О, защита длилась почти час. Можно сказать, что я отстаивала свою работу перед комиссией и аудиторией. К слову, на защиту приехали и незнакомые, обычные люди, интересующиеся искусством. Среди них оказалась бабушка. Она рассказывала, как пережила блокаду Ленинграда и призналась, что глядя на картину ей хочется плакать из-за нахлынувших воспоминаний и о том, что такие серо-желтые тона, похожие на огненное зарево от разорвавшихся бомб на фоне низкого Ленинградского неба, она помнит до сих пор и именно таких людей она встречала. По ее словам, я показала людей такими, какими они были, не уменьшив их достоинство. В какой степени ее слова благодарности оказались даже важнее самой защиты, ведь картина сделала самое главное - сумела дотронуться до сердец людей. На защиту пришло и много молодых людей. По их лицам было видно, что и у них картина вызывает отклик.
- Где Вы собирали материал для картины?
Материал для картины, фактуру, лица, все это я собирала в Музее Победы. Я приезжала в Москву специально в Музей Победы посмотреть на артефакты, на выставки, меня очень впечатлили диорамы. В общей сложности я делала зарисовки почти четыре часа, фотографировала и собирала материал к работе. Поэтому после защиты я подумала, что будет справедливо подарить работу Музея Победу.
- Это очень серьезный шаг. Вам как художнику не жалко будет ее отдавать?
Для меня это будет огромной честью, ведь для любой картины очень важно жить дальше, чтобы ее увидели как можно больше людей. Моя картина призывает задуматься о войне. И, надо понимать, что война — это не вопрос свершившегося прошлого. Она и вопрос будущего. Чтобы не повторять ошибок прошлого мы не просто должны знать прошлое, мы должны о нем помнить.
#ик