Участница курса повышения квалификации «Современные тенденции развития школьного музея как ресурса воспитания» Академии Музея Победы, учитель истории, руководитель музея школы № 4 им. Героя Советского Союза В. Л. Савельева города Судака (Республика Крым) Ирина Булдашова в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о трудностях при создании своего школьного музея, о желании присоединиться к программе «Школьный музей Победы» и поделилась ожиданиями от обучения.
— Ирина Викторовна, как давно существует ваш школьный музей и чему он посвящен?
Наш музей истории Отечества «И память в нас жива» работает всего год. В январе 2022 года мы зарегистрировались в реестре школьных музеев и получили свидетельство. Это такой историко-краеведческий музей. При создании мы объявили сбор экспонатов, обращались к нашим преподавателям, ученикам, родителям. Экспонаты к нам в музей стали поступать. Но все у нас развивается не очень активно. На курсах в Музее Победы мы как раз хотим научиться привлекать дарителей экспонатов. Основываясь на историях экспонатов, наши дети пишут научно-исследовательские работы, занимают призовые места на различных муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсах. Хоть наш музей только зародился, нам уже есть что показать.
— Как ваши ученики отнеслись к тому, что в школе появился музей? Много ли у вас активистов?
Многие ребята активно включились в жизнь музея, в основном это ученики класса, в котором я являюсь руководителем. Они входят и в наш школьный исторический кружок. Силами музейных активистов мы проводим школьные музейные уроки, в том числе и для начальной школы. Активисты выступают экскурсоводами, рассказывают младшим ребятам о музее. Первый из наших уроков был посвящен партизанскому движению в Крыму. Важно, чтобы музейные активисты были заинтересованы. Из-под палки, как говорится, получается совсем не то. Мы это уже проверяли. Если ребенок заинтересован, владеет информацией, то он знает, как эту информацию преподнести другим ребятам.
— Ученики вашей школы интересуются историей Великой Отечественной войны, как вы оцениваете?
Конечно. Наш город Судак был оккупирован немцами, они знают и помнят этот период истории. Параллельно с созданием музея мы ходатайствовали к администрации города с тем, чтобы нашей школе присвоили звание Героя Советского Союза Василия Львовича Савельева, танкиста, который освобождал Судак от немецко-нацистских захватчиков. В ноябре 2022 года это звание нашей школе было присвоено.
— А какие экспонаты, связанные с Героем, есть в вашем музее?
Пока у нас нет личных вещей Василия Савельева. У нас размещены только его фотографии и информация о нем. Но мы эту работу ведем. Нам многому предстоит научиться: как получать информацию, куда обращаться, как правильно оформлять экспонаты, переданные в дар музею.
— Расскажите, пожалуйста, как вы узнали о программе «Школьный музей Победы»?
Как учителю истории, кандидату исторических наук, мне было интересно познакомиться с этой программой. Я зашла на сайт программы, изучила ее. Сейчас мы все подготавливаем для того, чтобы подать заявку на участие в программе. Директор нашей школы Юлия Сабко поспособствовала тому, чтобы мы отправились в Москву в Музей Победы на обучение. Мы поняли, что нам нужно пополнить свои знания. Потому что учитель истории — это одно, а музейная деятельность — совсем другое.
— Какие у вас ожидания об обучения в Академии Музея Победы? Какие знания вы бы хотели почерпнуть в первую очередь?
Во-первых, нам важно узнать, как организовывать музейное пространство. Не хочется, чтобы наш музей превратился в беспорядочный склад собранных экспонатов. Мы бы хотели узнать о том, как можно привлекать наших школьников к сбору информации, к организации выставок. У нас есть такие дети-активисты, но их пока не много. Еще нас интересует правильное сохранение экспонатов. В Музее Победы я видела экземпляры газет военного времени. В нашем музее тоже есть номера газет 1941-1942 годов, но их нужно уметь правильно хранить. Также мы бы хотели сделать интерактивный музей, и этому нам тоже бы хотелось научиться. Хочется внедрить экспонаты, работу школьного музея в нашу школьную программу.
— Вы приехали на обучение небольшой школьной делегацией. Какие педагоги приехали вместе с вами?
Да, перенимать опыт решили учительским коллективом. Обучение в Академии Музея Победы пройдут наша учитель математики Елена Долгих, завуч по методической работе и учитель английского языка Зоя Романова и учитель информатики Виктор Квасов.
— Ирина Викторовна, а вы впервые в Музее Победы?
Да, впервые. Это была моя мечта — сюда попасть. Мы увидели экспозиции «Подвиг Народа», «Битва за Москву. Первая Победа!», побывали в диорамном комплексе... Вы знаете, я во многих российских музеях была, но этот музей действительно впечатляет, вызывает чувство гордости за свой народ! Видно, что музей работает с душой. И важно, что экскурсоводы Музея Победы не формально подходят к своей работе. Ты вместе с ними как будто проживаешь все исторические события. Обязательно теперь привезу в Музей Победы своих учеников. Но знаете, тут есть проблема. Не все дети могут позволить себе поехать в другой город в музей. Есть дети из многодетных семей, для которых такие поездки очень часто просто недоступны. Было бы правильно, если бы у нас появилась программа по поощрению такими поездками детей — музейных активистов. Ведь они работают в школьных музеях на добровольной основе, необходимо их поддерживать. Наша школа насколько может поддерживает таких ребят, но хотелось бы, чтобы существовала какая-то программа на всероссийском уровне. Это же профориентационная деятельность. В будущем из этих ребят могут вырасти музейщики, ученые или архивисты.
#мп