Участница курса повышения квалификации в Академии Музея Победы, который проходит в рамках реализации культурно-исторического проекта «Хранители Победы», экскурсовод музейного комплекса «Дорога памяти» и храма Вооруженных Сил Российской Федерации Светлана Козлова в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о том, как заинтересовать людей военной историей, и о важности работы с подрастающим поколением.
— Светлана Ивановна, вы трудитесь в особенном месте, которое хранит память о военной истории России и подвигах нашего народа. Расскажите об этом.
Я работаю экскурсоводом музейного комплекса «Дорога памяти» и храма Вооруженных Сил Российской Федерации (находятся в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооруженных Сил РФ «Патриот», расположенном в Одинцовском округе Московской области. — Прим. ред.). Храм — это замечательное место, оно очень патриотическое, очень душевное. На мозаичных панно этого храма отражены эпохи наших войн, начиная с Ледового побоища. И, безусловно, особое место занимает Великая Отечественная война - она неотъемлемая часть этого большого музейного комплекса. Люди приходят туда узнавать историю, и, когда я веду экскурсию по «Дороге памяти», бывает, что приходят внуки участников войны и попадают на рассказ об их героических предках. Это действительно очень приятно. А порой и они со мной делятся какой-то ценной информацией. И это делает мой рассказ ещё более полным.
— Какие исторические личности интересны именно вам?
Я начала работать экскурсоводом в 2009 году и очень люблю тему Великой Отечественной войны, люблю находить какие-то интересные факты о наших полководцах, люблю рассказывать о Константине Константиновиче Рокоссовском, Льве Доваторе, о дивизии имени генерала Панфилова. Я не работаю по методичке, я рассказываю истории, которые льются от души, которые будут понятны любому туристу и зацепят его. Вот, например, примечательный факт о Рокоссовском. У него мать была из Белоруссии, а отец из Польши. И не удивительно, что он стал маршалом и СССР, и Польши. Еще интересный момент этой семьи, что прадед Константина Константиновича, Йозеф Рокоссовский, в 1812 году был в армии Наполеона, которая была многонациональной. А его правнук - защищал нашу большую страну и освобождал Польшу. Также он написал много книг. Я очень люблю такие факты. И изучая истории Отечественных войн - 1812 года, 1941-1945 годов, могу с уверенностью сказать, что многое, так или иначе, повторяется.
— Светлана Ивановна, вы побывали на экскурсиях в Музее Победы. По вашему мнению, насколько важно сегодня рассказывать о событиях Великой Отечественной войны?
Да, я помню, как здесь все начиналось в 1995 году. Тогда было всего 6 диорам, которые представляли: «Битву под Москвой», «Блокада Ленинграда», «Курскую дугу», «Сталинградская битва», «Форсирование Днепра» и «Штурм Берлина». В основном водили по этой экспозиции. Также показывали Зал Скорби и Зал Славы. Сейчас это масштабная организация — даже не музей, а целое такое «производство» патриотического направления. Здесь детям с малых лет доступно рассказывают, что такое война. Мы с нашей группой проходили по тому месту, где нам говорили о Брестской крепости. За нами шла группа малышей. Им очень грамотно подали информацию — в соответствии с возрастом, не трогая психику. Это очень здорово! Это очень грамотно воспитывает в них патриотизм.
Опираясь на свой опыт, могу сказать, что сейчас многие 30-летние мамы, у которых дети первоклассники, второклассники, к сожалению, обладают весьма размытыми знаниями о Великой Отечественной войне. И дети, бывая в этом музее и в других музеях военно-патриотических, начинают интересоваться прошлым. И мама, которая как бы отодвигала эту тему, — уже 80 лет прошло — начинает рассказывать ребенку о его прабабушках и прадедушках. И это создает в ребенке такое тепло по отношению к предкам и гордость за нашу страну. То есть эти малыши поднимают поколение тридцатилетних мам и пап, и они начинают ходить по музеям. Я их вижу!
— Вы проходите курсы в Академии Музея Победы. Что удалось почерпнуть для себя в профессиональном плане?
Любой музей должен строиться на историях. И сегодняшний коуч нам тоже об этом сказал. Знаете, на самом деле, вымирает тенденция сохранения физического состояния музея — потрогать, увидеть экспонаты, не на мониторах, не на проходящих слайдах. А попросить музейного работника дать потрогать, дать применить этот экспонат, чтобы почувствовать свою причастность к истории. Может быть, даже поискать, например, на даче какие-то старинные вещи и передать в дар музею, чтобы их сохранить. Вот на занятиях нам как раз рассказывали о сохранении музейных ценностей, чьих-то личных вещей. Это тоже очень интересно. Курсы Академии Музея Победы - это бесценный опыт, и он мне пригодится в моей дальнейшей работе.
#нп