Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Елена Цунаева: «В Музее Победы очень много оригинальных решений по передаче исторического материала»

764

Елена Цунаева: «В Музее Победы очень много оригинальных решений по передаче исторического материала» Фото: РИА "Победа РФ"

В Музее Победы 11 мая состоялась торжественная церемония награждения победителей Всероссийского конкурса «Без срока давности. Минута молчания». Он направлен на поиск новой модели сохранения исторической памяти о жертвах геноцида советского мирного населения в период Великой Отечественной. В интервью РИА «Победа РФ» ответственный секретарь Поискового движения России, депутат Государственной думы Елена Цунаева рассказала о конкурсе и некоторых аспектах сохранения исторической памяти.

— Елена Моисеевна, расскажите, как проходил конкурс «Без срока давности. Минута молчания», сколько было участников?  

Это уже второй конкурс, он стартовал в сентябре прошлого года, проходил  в два этапа: сначала на уровне вузов происходила конкурсная процедура, и студенты подавали заявки сперва в вузы. Затем их работы  апробировались на общественных защитах, куда были приглашены представители Поискового движения России и Союза архитекторов. Затем еще дорабатывались с экспертами, и сегодня они представлены на нашей выставке. Всего участвовали порядка 300 студентов из более  30 вузов. В итоге в финале оказались около 100 работ, и из них уже отобраны 8 победителей в двух номинациях. Одна номинация «Малые архитектурные формы», другая — «Временный артобъект».

— А почему молодежь и как вообще появилась идея создания конкурса?

Были определенные причины, почему мы обратились именно к архитекторам, дизайнерам... Ну, потому что творческая наша молодежь оказалась как-то далека от темы Великой Отечественной, но при этом эмоциональная составляющая, сохранение памяти об этом событии — как раз их задача. Поэтому нам очень хотелось, чтобы наши ребята молодые, архитекторы и дизайнеры, погрузились в эту тему.

Ну и как  человек, который очень много занимается темой Великой Отечественной, и в том числе с молодежью, — это моя первая и основная общественная деятельность. И мы очень часто вместе с другими общественниками обращали внимание на то, как много ошибок и неточностей при исполнении дизайнерских проектов, наружной рекламы, касающейся памяти о Великой Отечественной, и были даже скандальные истории, связанные с установлением памятников, и так далее.  И в результате у меня появилась мысль о том, что необходимо для студентов специальных вузов вводить какие-то специальные компетенции, которые бы были связаны именно с созданием памятных мест, архитектурных форм и прочее. И вот так появилось учреждение этого конкурса. Это желание показать студентам и создать какой-то такой спецкурс, который бы научил ребят перед тем, как они выйдут в большую профессиональную жизнь, работать именно с историей страны.

— По вашему мнению, у нас недостаточно памятников про Великую Отечественную?

У нас достаточно, но вот, по-моему, действительно памятных мест, связанных с темой гражданского населения, пострадавшего от геноцида, очень-очень мало. И при этом если смотреть по погибшим на оккупированных территориях, их больше, чем тех, кто погиб, сражаясь… Это дети, старики, женщины — на всех оккупированных территориях…

— Необычные архитектурные решения были среди конкурсных работ?

Да, была награда за Хиросиму, хоть немножко там не о геноциде, но… там необычное архитектурное решение, там работа с тенью, то есть там человек, стоя на площадке, видит, как появляется такая пара, которая обнимает друг друга… вот это одно из самых интересных. Тема Хиросимы, она тоже созвучна, вот там же тоже сколько пострадали, при том что военной необходимости вот этой бомбежки не было. И если сами японцы не помнят, кто их бомбил, мы не должны об этом забывать. Это история. Это опасность…

—  Как вы отметили, это второй уже конкурс, а можете сказать — какие-то идеи воплощены?

На самом деле на первом конкурсе у нас была задача просто посмотреть, откликается эта тема или нет, и там была задача разработать большие мемориальные комплексы, а они не быстро реализуемы. Поэтому во втором конкурсе мы сделали номинации, которые уже можно реализовать быстрее и менее затратно, и вот, например, у нас появилась информация о том, что власти Ямало-Ненецкого автономного округа готовы реализовать временные артобъекты, которые стали победителями…

—  А для ребят участие в этом конкурсе какое значение имеет, что дает победа?

Для ребят это в первую очередь возможность окунуться в историю, поработать с документами, более того, для них это плюс в портфолио большой, ведь они получают  рекомендательные письма экспертов. Ну и новый источник вдохновения здесь, в Музее Победы, я очень рада, что церемония награждения проходит здесь.

—  Для вас Музей Победы — особенное место?

Музей Победы для всего нашего народа особенное место, ведь Великая Отечественная «прошлась» практически по всем семьям. И важно не только грамотно хранить историческую память, но и передавать. Вот у Музея Победы есть очень много интересных решений по передаче исторического материала, то есть это новые экспозиции, новые форматы, оригинальные решения,  поэтому нам очень хотелось, чтобы участники нашего проекта здесь побывали и получили вдохновение определенное для своей будущей работы, — Музей Победы именно дает такую возможность.

#ак

Ирина Котлярова: «Великая Отечественная война — очень важная тема для нас»
Ирина Котлярова: «Великая Отечественная война — очень важная тема для нас»

Участница курса повышения квалификации в Академии Музея Победы «Традиции и инновации в экскурсионной деятельности»,...

26.06.2025

Точка зрения

Людмила Доброва: «Творчество мужа отвергали»
Людмила Доброва: «Творчество мужа отвергали»

Вдова народного художника России Геннадия Доброва — Людмила Доброва — передала в дар Музею...

25.06.2025

Точка зрения

Егор Бутенко: «Стараемся вернуть эти имена из небытия»
Егор Бутенко: «Стараемся вернуть эти имена из небытия»

В преддверии Дня памяти и скорби в Музее Победы прошла торжественная церемония вручения семьям...

23.06.2025

Точка зрения

Татьяна Борщ: «Фейки о Второй мировой войне — это бесконечная тема»
Татьяна Борщ: «Фейки о Второй мировой войне — это бесконечная тема»

В кинотеатре «Поклонка» Музея Победы прошел специальный показ фестиваля «RT.Док: Время наших героев» в...

20.06.2025

Точка зрения

Алексей Петрович: «Молдавия исчезает с карты мира»
Алексей Петрович: «Молдавия исчезает с карты мира»

Участник 53-го заседания Всемирного координационного совета соотечественников, председатель Координационного совета российских соотечественников в Молдавии,...

19.06.2025

Точка зрения

Ольга Шувалова: «Пытаюсь сохранить то, что связывает нас с Россией»
Ольга Шувалова: «Пытаюсь сохранить то, что связывает нас с Россией»

Член Всемирного координационного совета соотечественников, почетный председатель и член правления Координационного совета организаций российских...

18.06.2025

Точка зрения

Ирина Котлярова: «Великая Отечественная война — очень важная тема для нас»
Точка зрения
Ирина Котлярова: «Великая Отечественная война — очень важная тема для нас»
26.06.2025
Людмила Доброва: «Творчество мужа отвергали»
Точка зрения
Людмила Доброва: «Творчество мужа отвергали»
25.06.2025
Егор Бутенко: «Стараемся вернуть эти имена из небытия»
Точка зрения
Егор Бутенко: «Стараемся вернуть эти имена из небытия»
23.06.2025
Татьяна Борщ: «Фейки о Второй мировой войне — это бесконечная тема»
Точка зрения
Татьяна Борщ: «Фейки о Второй мировой войне — это бесконечная тема»
20.06.2025
Алексей Петрович: «Молдавия исчезает с карты мира»
Точка зрения
Алексей Петрович: «Молдавия исчезает с карты мира»
19.06.2025
Ольга Шувалова: «Пытаюсь сохранить то, что связывает нас с Россией»
Точка зрения
Ольга Шувалова: «Пытаюсь сохранить то, что связывает нас с Россией»
18.06.2025
Владимир Крестов: «Очень большая честь попасть в Музей Победы»
Точка зрения
Владимир Крестов: «Очень большая честь попасть в Музей Победы»
16.06.2025
Нелли Якуненко: «Россия для меня — это дом»
Точка зрения
Нелли Якуненко: «Россия для меня — это дом»
16.06.2025
Наталья Лузикова: «Благодаря Музею Победы мы создали свою экспозицию о войне»
Точка зрения
Наталья Лузикова: «Благодаря Музею Победы мы создали свою экспозицию о войне»
27.05.2025
Екатерина Шрам: «В Музее Победы впечатлил подход, направленный на интерактив и иммерсивность»
Академия МП
Екатерина Шрам: «В Музее Победы впечатлил подход, направленный на интерактив и иммерсивность»
23.05.2025
Наталья Федорова: «Я приехала узнать о новых аспектах в музейной работе»
Точка зрения
Наталья Федорова: «Я приехала узнать о новых аспектах в музейной работе»
23.05.2025
Людвиг Климов: «То, что пережили наши предки, — нигде и никогда такого не было»
Точка зрения
Людвиг Климов: «То, что пережили наши предки, — нигде и никогда такого не было»
23.05.2025
Александр Шолохов: «Войну дедушка пропускал через себя»
Точка зрения
Александр Шолохов: «Войну дедушка пропускал через себя»
21.05.2025
Константин Морозов: «Для образа человека, который прошел войну, невозможно взять натурщика»
Точка зрения
Константин Морозов: «Для образа человека, который прошел войну, невозможно взять натурщика»
19.05.2025
Дарья Ловать: «Наша музыка объединяет людей»
Точка зрения
Дарья Ловать: «Наша музыка объединяет людей»
16.05.2025
Тамирлан Дусенбаев: «Огромная честь — представлять свой фильм в Музее Победы»
«Поклонка»
Тамирлан Дусенбаев: «Огромная честь — представлять свой фильм в Музее Победы»
15.05.2025
Татьяна Свиридова: «Радостно, и хочется работать дальше»
«Поклонка»
Татьяна Свиридова: «Радостно, и хочется работать дальше»
15.05.2025
Александр Герасимов: «Правильное кино несет правильные ориентиры»
«Поклонка»
Александр Герасимов: «Правильное кино несет правильные ориентиры»
15.05.2025
Владимир Грамматиков: «Больше реальной жизни!»
«Поклонка»
Владимир Грамматиков: «Больше реальной жизни!»
15.05.2025
Фридеман Мункельт: «Есть и другие немцы»
Точка зрения
Фридеман Мункельт: «Есть и другие немцы»
08.05.2025