В Музее Победы профессиональный независимый театр для всей семьи «Мамин театр» показал интерактивный спектакль «Дорогой дневник», который зрители «смотрели» с масками на глазах. О необычной постановке, об истории ее создания и воплощения на сцене агентству РИА «Победа РФ» рассказала директор театра Варвара Гапоненко.
– Варвара Анатольевна, как возникла идея такого «спектакля на ощупь»?
– Этот спектакль нельзя увидеть, там в начале зрители надевают маски на глаза, и они должны быть в полном погружении до конца представления.
В 2018 году появилась идея создать спектакль для незрячих и о зрячих. Сценарий написала Дарья Витан, и целый год он у нас пролежал, мы не могли найти спонсоров для постановки спектакля. В Новый год в прямом смысле этого слова Дарья написала письмо Деду Морозу и отправила его на почту. Она просила его найти такого человека, чтобы нам помогли создать этот спектакль. И буквально через две недели нам позвонили из департамента культуры города Москва и предложили с этим проектом принять участие в конкурсе «Открытая сцена», на котором в результате мы победили. Нам были выделены деньги на постановку этого спектакля.
Премьера состоялась 30 мая 2019 года. С того момента мы сыграли уже больше 100 спектаклей. С ним мы объездили 32 города России.
– Кто все-таки стал основным зрителем «Дорогого дневника»?
– Изначально спектакль играли для незрячих и слабовидящих людей. Мы ездили по интернатам РФ. После этого сразу нашлось много спонсоров, которые нам помогли. Первый из них – это фонд Алишера Усманова. Он выделил деньги для показа спектакля именно в регионах, в интернатах для незрячих. Но, пообщавшись с детьми в этих интернатах, мы поняли, что они очень хотят быть не просто в своей ауре, общаться среди тех, с кем они все время в диалоге. Они хотят выходить и общаться с людьми, у которых нет критических проблем со здоровьем.
Тогда пришла идея, что мы все-таки желаем играть этот спектакль на обычных площадках и приглашать к нам незрячих, слабовидящих, людей с разной инвалидностью, необязательно только по зрению.
В 2022 году мы выиграли грант Президентского фонда культурных инициатив, нам были выделены деньги на 25 показов в Москве. На эти спектакли мы приглашаем как людей с инвалидностью, так и обычных зрителей.
– Какой главный посыл и мудрость постановки?
– На что рассчитан этот спектакль? Наш главный орган, которым живет вполне здоровый человек, – это зрение, а все остальное прикладывается к нему. У незрячего человека, наоборот, развиты другие органы чувств, например, обоняние, тактильные ощущения.
Наш зритель является участником театрализованного процесса, спектакль идет вокруг него. Он надевает маску на глаза, и при помощи звуков, запахов, тактильного участия человек погружается внутрь этого представления. Мы специально выстраиваем звук на площадке, артисты играют вокруг зрителей. У человека, который сидит в маске, создается полное ощущение, что он внутри спектакля. Например, у нас есть сцена в лифте. Зритель в маске с помощью определенных приемов воспринимает, что он находится именно в лифте. Или, допустим, есть кусок, когда героини идут на стадион болеть за своих школьных друзей. И когда они идут, зритель в маске полностью понимает, что под ногами у этих героинь хрустит снег. Мы добиваемся этого разными приемами. Мы полностью погружаем зрителя в ту реальность, о которой говорим.
Зрители, у которых нет критических проблем со зрением, после спектакля всегда подходят к нам со словами: «Спасибо! За этот час мы поняли, чем мы обладаем в жизни». У людей происходит переоценка жизненных ценностей.
Ведь основной смысл нашего спектакля в том, что главная героиня не может найти себя в жизни: ей кажется, что родители ее не любят, подругу вот ценят, а ее нет. И когда девочка знакомится с незрячим мальчиком, который и на рояле играет, и в концертах участвует, и бегает на соревнованиях, побеждает на них, и ходит в художественную школу, добивается чего-то в жизни, – и вот на его примере она тоже начинает понимать, что ей дано в этой жизни и кем она хочет быть. Также в этом спектакле мы рассказываем о незрячих людях – как российских, так и зарубежных. Которые, будучи абсолютно слепыми, добились таких высот и славы! Вообще, изначально на этот спектакль ходили подростки, мы о многом рассказывали, и для них было откровением повествование о таких личностях. Но лично для меня стало откровением, когда на спектакль начали приходить взрослые люди, которые тоже мало что знали о слепоте знаменитостей. Ну, понятно, все знают про поэта Эдуарда Асадова, а вот про паралимпийца Николая Полухина знают далеко не все. Для многих даже взрослых людей это открытие.
Мы не хотели делать спектакль только для незрячих людей, мы хотели, чтобы на него приходили все, и главное, чтобы разные люди соприкасались друг с другом. Тем более что за последние годы люди с инвалидностью все больше появляются в общественном пространстве, в отличие от прошлых времен, когда они сидели по своим квартирам и не могли никуда выходить. Кстати, дети с ограниченными возможностями могут смотреть наши постановки бесплатно, однако некоторые принципиально покупают билеты. Они говорят, что хотят быть как все, потому что ничем не отличаются от обычных детей. Также на наши спектакли ходят бесплатно люди из малообеспеченных и многодетных семей. К слову, в Музее Победы спектакль был сыгран впервые. Его посмотрели бесплатно в рамках гранта. Зрителями стали люди из различных фондов, они записывались заранее.
#еу