В филиале Музея Победы – музее «Г.О.Р.А.» («Главные оружейные реликвии армии») проходят бесплатные кинопоказы фильмов о войне в рамках проекта «Самостоянье человека».
Автор проекта, режиссер, продюсер, глава компании «Военфильм» Игорь Угольников в интервью агентству РИА «Победа РФ» рассказал о проекте и о принципах военно-патриотического кино.
- Как родился проект «Самостоянье человека»?
- Проект родился достаточно просто. Мы решили объединить все четыре картины, которые я сделал – это «Брестская крепость», «Женский батальон», «Подольские курсанты» и «Учености плоды» - для показа в нескольких городах. Прежде всего, конечно, здесь - в моем родном Музее Победы - и в Медыни (Калужская область) на съемочной площадке «Военфильма», а также в Калуге и Туле.
Мы вышли с предложением поддержать этот проект и провести кинопоказы к Президентскому фонду культурных инициатив. Я придумал название «Самостоянье человека», поскольку это Пушкин, это замечательные его слова о русских людях:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека
Залог величия его.
Именно вот это самостоянье – это то, что присутствует во всех наших картинах. Это самостоянье русского человека, который помнит об отеческих гробах и защищает свое Отечество всеми доступными и недоступными способами.
- На какую аудиторию рассчитан проект?
- Мы бы хотели, прежде всего, чтобы эти фильмы смотрели молодые люди, потому что именно к ним обращены эти картины. Особенно сейчас, когда за их умы идет такая борьба. И я понимаю, что эта борьба ведется не просто так. Ну, конечно, хорошо бы, чтобы эти картины посмотрели и взрослые зрители.
- Какими должны быть фильмы о войне, чтобы заинтересовать зрителя? На Ваш взгляд, надо ли снимать военно-исторические фильмы?
- Фильмы о Великой Отечественной войне должны быть прежде всего достоверными, чтобы зритель доверял им. А снимать их надо именно для того, чтобы их не сняли другие. Если мы не будем снимать кино о Великой Отечественной, его снимут наши западные коллеги.
И окажется тогда, что не мы брали Берлин, и что подвига русского солдата практически не существует. Потому что всеми мыслимыми и немыслимыми путями Запад пытается доказать всему миру, что советский солдат практически не участвовал в войне.
- Можно ли на фильмах воспитать чувство патриотизма у молодежи и подрастающего поколения?
- Для того, чтобы воспитать патриотизм, повторюсь, надо снимать фильмы достоверные и эмоциональные, чтобы кино попадало и в мозг, и в сердце. Порой бывает так, что мои коллеги не стремятся к достоверности, снимая фильмы о войне. Смотря такие кинокартины, зритель теряет доверие к собственному кино. Потом это доверие приходится возвращать с большим трудом. Это действительно большая задача.
У наших детей, и это тоже удивительно, сохраняется в крови память о войне. И они чувствуют где правда, а где нет. Казалось бы, они об этом мало чего знают, и не хотят знать. А вот считывают эмоционально информацию, и их уже не обманешь.
- Какие вопросы чаще всего задают зрители после кинопоказов?
- Они задают вопрос: «Как Вы это сделали?» И это самый лучший вопрос, который только может быть.
- И как Вы это сделали?
- А это уже моя тайна… (смеется)
- Будет ли востребовано такое кино через 20 – 30 лет?
- Военно-патриотическое кино будет востребовано всегда, потому что война Запада против России велась и ведется до сих пор. Патриотическое кино нужно о той войне, которая была, и о нынешних событиях. Надо обязательно рассказывать и показывать правду нашим детям и внукам. Иначе они будут лишены возможности думать, сопереживать, а главное – защищать свое Отечество.
- Это уже второй кинопоказ в музее «Г.О.Р.А.» в рамках проекта «Самостояние человека». Почему выбрана именно эта площадка столицы для демонстрации фильмов?
- Ну я уже считаю Музей Победы своим вторым домом. Здесь при моем участии сделаны экспозиции «Подвиг народа» и «Битва за Москву. Первая Победа!». Эта площадка для меня практически родная, и очень важная. А еще здесь на людей воздействуют и эмоции, и информация в полном объеме. Побывав в музее, люди выходят отсюда другими.
- В Ваших фильмах все детали отражают историю военного времени – декорации, одежда, техника. Скажите, на Ваш взгляд отражена ли историческая правда в экспозиции музея «Г.О.Р.А.»?
- Поскольку я имею отношение и к музею «Г.О.Р.А.», то могу сказать, мы старались достичь максимальной достоверности в создании экспозиции этой площадки.
- На Ваш взгляд, можно ли сказать о том, что музей воспитывает чувство патриотизма у посетителей?
- Музей Победы не просто воспитывает чувство патриотизма у посетителей, он дает ту самую пищу для сердца и для ума, и поэтому музей выполняет прежде всего самую главную задачу – он не оставляет людей равнодушными.
- Вы снимали фильм-реконструкцию для новой экспозиции музея «Битва за Москву. Первая Победа». Планирует ли что-нибудь еще снять для Музея Победы?
- Будем думать. Сейчас я пока занят производством фильма о народном ополчении. Все силы брошены на это. Но безусловно, будем надеяться, что еще удастся снять что-то и для музея.
#оп