Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Андрей Фетисов: «Ежегодно мы читаем до 400 солдатских медальонов»

208

Ежегодно во время «Вахт Памяти» поисковики со всей страны отправляются в экспедиции на места боев Великой Отечественной войны. Важнейшая часть их работы – поиск и перезахоронение красноармейцев. Зачастую, единственный способ опознать солдата, погибшего более 75 лет назад – прочитать записку из солдатского медальона. О том, как возвращают из небытия имена давно погибших бойцов, рассказал руководитель лаборатории «Солдатский медальон», председатель совета московской общественной организации «Поиск» Андрей Фетисов.

- Почему возникла необходимость создания такой лаборатории?

- Проблема в том, что чем больше времени проходит, тем тяжелее читаются вкладыши из солдатских медальонов. Если еще в 90-х годах мы читали практически все медальоны - только процентов 10-15 не читались, то в настоящее время мы можем читать только процентов 30 медальонов, и то - проведя максимум технических работ по исследованию текста.

- Сколько вы уже занимаетесь этой работой?

- Лаборатория существует с 2008 года, она имеет статус общественной организации, действует при «Московском городском поисковом центре». У нас работают эксперты и специалисты-добровольцы. Думаю, мы лидеры в том, что мы делаем. Ни ФСБ, ни МВД, ни министерство юстиции не работают с угасшими записями на таком уровне, как мы.

- Как изменились методы работы за 10 лет?

- Появились новые аппараты – видеоспектральные компараторы, которые мы используем при чтении, появилось новое программное обеспечение. Если раньше исследование проводили на уровне работы в фотошопе (Photoshop), то сейчас уже есть специализированные программы.

- Сколько за год к вам попадает медальонов?

- Не скажу, сколько их поступает, но положительных результатов по прочтению относительно много. Ежегодно мы читаем до 400 солдатских медальонов.

- Когда получаете медальон – как вы с ним работаете?

- Многое зависит от того – чем был заполнен медальон. Во время войны использовались четыре красителя. Самый основной – это графитовый карандаш, второй по распространенности – чернила на водной основе типа «Радуга», третий – химический карандаш, и последний, которым штатно должен был заполняться солдатский медальон – типографская краска.

Сейчас легче работать с графитовым карандашом. Он в спектральном компараторе замечательно читается в инфракрасном излучении. Хуже всего – чернила на водной основе, их практически невозможно прочитать.

- Сколько в среднем тратите времени на один медальон и сколько работали над самым сложным случаем?

- Самая тяжелая работа над медальоном длилась полгода. Тогда пришлось подключить и специалиста по почерковедению, и самых разных технических специалистов. Ну а в среднем на то, чтобы прочитать текст из капсулы, у одного специалиста уходит два дня. К нам же отправляют солдатские медальоны, которые требуют работы. Те, которые ребята раскручивают и читают, понятно, что они к нам не попадают.

- Кто приносит медальоны?

- Бывает, что и частники находили. Грубо говоря, выкапывали в огороде солдата, приносили медальон. Но, как правило – 98% работы нам поставляют поисковики.

- Исследуете только медальоны, или другие артефакты тоже?

- Не только. Письма, красноармейские книжки, подписные вещи военной амуниции, надписи на фляжках, ложках, котелках. Работаем не только с чернилами, но и с гравировками и даже с царапинами на металле.

- Как часто приносят артефакты?

- Апрель-май – пик работы у поисковиков, и они несут свои находки к нам. Зимой затишье и мы обычно работаем с архивными материалами. У кого-то хранятся медальоны, мы просим, нам их пересылают, и с ними работаем.

- Насколько должен был сохранившимся артефакт, чтобы вы смогли его прочитать? Бывает, что вы видите медальон и понимаете, что точно сможете его прочитать?

- Нет, такого нет сейчас. Это раньше нужно было визуально оценивать. А сейчас мы читаем даже полностью вымытые листы. Всё зависит от того, чем писали, даже с пустой на первый взгляд записки мы можем прочитать данные бойца.

- Есть какие-то рекомендации для тех, кто обнаружил медальон, чтобы максимально сохранить его?

- Да! В первую очередь – «не касайся того, что тебя не касается» - ни в коем случае не нужно производить вскрытие медальона в полевых условиях. Туда начинает поступать кислород, и процесс окисления там начинается ускоренными темпами. Пока же он закрыт, в нем всё «заморожено» и все процессы вялотекущие. Поэтому солдатский медальон при обнаружении нужно сразу упаковать в герметичный контейнер, приложить сопроводительную записку и направить специалистам.

- Все ли придерживаются таких правил? Или есть те, кто вопреки рекомендациям спешит открыть и попробовать прочитать?

- Мы с вами реалисты – конечно, такая категория есть. Сложно со всеми провести просветительскую работу. На уровне региона наши отряды стараются соблюдать эти правила, но на места боев приезжают ребята со всей страны, и белые копатели, и черные копатели, всех не научишь.

- А черные копатели тоже обращаются? Как с ними взаимодействуете, пытаетесь убедить присоединиться к поисковым отрядам?

- Да эта категория тоже есть. Как-то вразумлять не пытаемся, у них своя голова на плечах. Дай бог, чтобы сдавали нам останки.

#сб_аг

Тамирлан Дусенбаев: «Огромная честь — представлять свой фильм в Музее Победы»
Тамирлан Дусенбаев: «Огромная честь — представлять свой фильм в Музее Победы»

Российский певец и блогер казахского происхождения Тамирлан Дусенбаев стал финалистом V Международного фестиваля Правильного...

15.05.2025

«Поклонка»

Татьяна Свиридова: «Радостно, и хочется работать дальше»
Татьяна Свиридова: «Радостно, и хочется работать дальше»

Специальный приз жюри V Международного фестиваля Правильного кино в Музее Победы получила автор документальной...

15.05.2025

«Поклонка»

Александр Герасимов: «Правильное кино несет правильные ориентиры»
Александр Герасимов: «Правильное кино несет правильные ориентиры»

Российский кинопродюсер, генеральный директор кинокомпании «Мастер-фильм», председатель Комиссии анимационного кино Союза кинематографистов России, заслуженный...

15.05.2025

«Поклонка»

Владимир Грамматиков: «Больше реальной жизни!»
Владимир Грамматиков: «Больше реальной жизни!»

Председатель Международного экспертного совета Фестиваля Правильного кино, советский и российский актер театра и кино,...

15.05.2025

«Поклонка»

Фридеман Мункельт: «Есть и другие немцы»
Фридеман Мункельт: «Есть и другие немцы»

Бывший полковник Национальной народной армии ГДР, председатель правления Союза по сохранению традиций Национальной народной...

08.05.2025

Точка зрения

Александра Молина: «Конкурс сочинений раскрыл писательский талант»
Александра Молина: «Конкурс сочинений раскрыл писательский талант»

Абсолютный победитель Международного конкурса сочинений и Фестиваля музейных экспозиций образовательных организаций «Без срока давности»...

08.05.2025

Точка зрения

Тамирлан Дусенбаев: «Огромная честь — представлять свой фильм в Музее Победы»
«Поклонка»
Тамирлан Дусенбаев: «Огромная честь — представлять свой фильм в Музее Победы»
15.05.2025
Татьяна Свиридова: «Радостно, и хочется работать дальше»
«Поклонка»
Татьяна Свиридова: «Радостно, и хочется работать дальше»
15.05.2025
Александр Герасимов: «Правильное кино несет правильные ориентиры»
«Поклонка»
Александр Герасимов: «Правильное кино несет правильные ориентиры»
15.05.2025
Владимир Грамматиков: «Больше реальной жизни!»
«Поклонка»
Владимир Грамматиков: «Больше реальной жизни!»
15.05.2025
Фридеман Мункельт: «Есть и другие немцы»
Точка зрения
Фридеман Мункельт: «Есть и другие немцы»
08.05.2025
Александра Молина: «Конкурс сочинений раскрыл писательский талант»
Точка зрения
Александра Молина: «Конкурс сочинений раскрыл писательский талант»
08.05.2025
Елена Александрова: «У них был свой счет к фашистам»
Точка зрения
Елена Александрова: «У них был свой счет к фашистам»
07.05.2025
Андрей Семенов: «Именно в Курске пришла идея делать это кино»
Точка зрения
Андрей Семенов: «Именно в Курске пришла идея делать это кино»
07.05.2025
Геннадий Лабин: «Музей Победы — святое место для всей России»
Точка зрения
Геннадий Лабин: «Музей Победы — святое место для всей России»
06.05.2025
Эдуард Смураго: «В блокаде мы выживали 330 дней»
Точка зрения
Эдуард Смураго: «В блокаде мы выживали 330 дней»
29.04.2025
Елена Кошелева: «Энергетики внесли огромный вклад в Победу»
Точка зрения
Елена Кошелева: «Энергетики внесли огромный вклад в Победу»
27.04.2025
Светлана Козлова: «Малыши побуждают поколение тридцатилетних родителей на изучение истории Великой Отечественной войны»
Точка зрения
Светлана Козлова: «Малыши побуждают поколение тридцатилетних родителей на изучение истории Великой Отечественной войны»
26.04.2025
Елена Ишмукова: «Я горжусь своим сыном»
Лента новостей
Елена Ишмукова: «Я горжусь своим сыном»
25.04.2025
Тимофей Гаранин: «Я не считаю себя героем»
Лента новостей
Тимофей Гаранин: «Я не считаю себя героем»
25.04.2025
Андрей Чигорин-Даценко: «Наш музей напрямую связан с Великой Отечественной войной»
Точка зрения
Андрей Чигорин-Даценко: «Наш музей напрямую связан с Великой Отечественной войной»
25.04.2025
Наталия Конева: «Встреча на Эльбе была красивым символом завершения войны»
Точка зрения
Наталия Конева: «Встреча на Эльбе была красивым символом завершения войны»
24.04.2025
Ирина Николаева: «Музей Победы — это единственный музей, который отстаивает принципы мира»
Точка зрения
Ирина Николаева: «Музей Победы — это единственный музей, который отстаивает принципы мира»
18.04.2025
Любовь Бодрова: «О том, что он Герой Советского Союза, мы узнали однажды, и случайно»
Точка зрения
Любовь Бодрова: «О том, что он Герой Советского Союза, мы узнали однажды, и случайно»
10.04.2025
Владимир Прохоров: «Мы стоим перед очевидным фактом, что нужно возрождать память»
Точка зрения
Владимир Прохоров: «Мы стоим перед очевидным фактом, что нужно возрождать память»
07.04.2025
Тарас Гладенко: «Отец меня наставлял: помогай всем, кому можешь»
Музей Победы
Тарас Гладенко: «Отец меня наставлял: помогай всем, кому можешь»
04.04.2025