Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Римма Моисеева: «Казалось бы, простой фильм»

82

Документальный фильм «День войны», который был создан в 1942 году, до конца лета будут показывать в музеях-партнерах проекта «Территория победы». О работе над фильмом, его предпосылках и отличиях от кинокартин того времени рассказала в интервью агентству «Победа РФ» заместитель директора Российского государственного архива кинофотодокументов по организационным вопросам и связям с общественностью Римма Моисеева.

- Как возникла идея фильма «День войны»?

- Создать этот фильм побуждало то, что можно было показать разноплановые сюжеты о стране, которая живет не только на фронте, но и в тылу, живет буднями войны. Поэтому 13 июня 1942 года 160 операторов были направлены в разные концы Советского союза, и все они снимали определенные сюжеты.

- 160 операторов – это довольно большой коллектив, где набрали столько специалистов?

- По разным данным в годы войны на передовой работали свыше 300 фронтовых кинооператоров. 160 операторов - это примерно половина от призванных на фронт. Они смогли отснять материалы во всех регионах нашей страны. Эти операторы – работники Центральной студии документальных фильмов, Ленинградской студии документальных фильмов, региональных студий. Затем все эти кадры свел воедино очень талантливый режиссер Михаил Слуцкий.

- О чем рассказывает фильм, интересен ли он в наше время?

- Вся страна в едином порыве – для нас сейчас это звучит как штамп, но это реалии того времени. Ценность этого фильма в том, что показаны не только фронтовые будни, но и сюжеты из тыла. При этом силы абсолютно всех героев направлены на то, чтобы победить в войне. Даже артисты, которые выступают перед солдатами – они это делают для того, чтобы возродить боевой дух солдат, чтобы одержать победу. Фильм имел огромную популярность, но сейчас его показывают достаточно редко, хотя, когда его случается – он имеет необычайный успех. Люди в новом ракурсе видят быт войны.

Фильмы «Разгром немецких войск под Москвой», «Битва за Сталинград», «Битва на Курской дуге», «Битва за освобождение Европы» – много таких фильмов существует, они очень ценные и они показывают героизм наших солдат в освобождении Европы и Советского Союза. Но этот фильм немного другой – он рассказывает о жизни в войну и для периода 40-х годов это совершенно не типичный фильм.

- Почему он нетипичен?

- В то время снимали фильмы в двух направлениях: героизм советского солдата и страдания советского народа. Безусловно, и то и другое – очень важно, очень эмоционально, очень значимо, как исторический документ. Не зря многие хроникальные съемки времен Великой Отечественной войны служили документальными доказательствами на Нюрнбергском процессе. А фильм «День войны» повествует о бытовой жизни, это совершенно типичный и ничем не примечательный день 13 июня 1942 года. Просто показана жизнь страны: уборка хлеба в Средней Азии, шахтеры ведут добычу, летит самолет с продуктами для осажденного Ленинграда, артисты выступают для солдат. Неполитизированно и просто показан быт советских людей. И вместе с тем, когда смотришь фильм, ты понимаешь – всё, что происходит в этот день и в 365 других таких же дней – направлено на победу. Там есть и трагические моменты, но в основном кадры повествуют о будничной жизни одного из дней войны. Фактически каждый день был таким же. Именно в будничном проявлении войны кроется героика, пафос и значимость этой картины.

- Насколько большим получился фильм, учитывая объем съемок?

- Фильм идет чуть больше 70 минут. Он небольшой по времени, но в нем в сжатом виде показана жизнь всего Советского Союза.

- Насколько широко он был показан?

- В эпоху отсутствия телевидения, когда выходили фильмы – их показывали в кинозалах. И любой такой фильм создавал очереди в кинотеатрах и люди смотрели его с большим интересом. Работали кинопередвижки, то есть такие фильмы показывали в самых отдаленных уголках нашей страны – куда можно добраться только на самолете, или даже на оленях.

- Как его принимают в наше время?

- Я его сама возила в Екатеринбург на фестиваль документального кино, и там зрители не только заполнили все места в зале, но многие сидели на ступеньках, стояли в проходах. Я переживала, как воспримут этот фильм, сидела на первом ряду и очень боялась, что люди покинут зал, потому что нынешнее поколение не привыкло смотреть черно-белое кино со специфической манерой съемки. Когда зажегся свет – я повернулась к залу и предложила задать вопросы, и вы знаете – зал поднялся в едином порыве и направился к сцене. И каждый стал рассказывать историю своей семьи, как кто-то трудился в колхозе и падал от изнеможения, как стояли детки на ящиках у станков, как однажды цеху выдали парашют и на платье девочкам отрезали по кусочку парашютной ткани, и какое это было счастье. Казалось бы, простой фильм, повествующий о быте, всколыхнул такие сильные эмоции в людях. Война шла четыре года, мы больше говорим о пафосе и героике, но забываем, что четыре года – это очень большой срок, который нужно было прожить. И эта жизнь отражена в фильме «День войны».

#сб_аг

Наталья Лузикова: «Благодаря Музею Победы мы создали свою экспозицию о войне»
Наталья Лузикова: «Благодаря Музею Победы мы создали свою экспозицию о войне»

Руководитель музея московской школы № 2109 (корпус «Импульс») Наталья Лузикова в интервью РИА «Победа...

27.05.2025

Точка зрения

Екатерина Шрам: «В Музее Победы впечатлил подход, направленный на интерактив и иммерсивность»
Екатерина Шрам: «В Музее Победы впечатлил подход, направленный на интерактив и иммерсивность»

Хранитель ГБУ «Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына» Екатерина Шрам в интервью...

23.05.2025

Академия МП

Наталья Федорова: «Я приехала узнать о новых аспектах в музейной работе»
Наталья Федорова: «Я приехала узнать о новых аспектах в музейной работе»

Участница курса повышения квалификации «Музейные фонды: формирование, учет, хранение, использование» стартовал в Академии Музея...

23.05.2025

Точка зрения

Людвиг Климов: «То, что пережили наши предки, — нигде и никогда такого не было»
Людвиг Климов: «То, что пережили наши предки, — нигде и никогда такого не было»

Доверенное лицо коллекционера, филантропа, немецкого культурного деятеля Петера Кристиана Ноймана Людвиг Климов передал в...

23.05.2025

Точка зрения

Александр Шолохов: «Войну дедушка пропускал через себя»
Александр Шолохов: «Войну дедушка пропускал через себя»

Внук писателя Михаила Шолохова, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по культуре Александр...

21.05.2025

Точка зрения

Константин Морозов: «Для образа человека, который прошел войну, невозможно взять натурщика»
Константин Морозов: «Для образа человека, который прошел войну, невозможно взять натурщика»

Автор картины «Дорога жизни», посвященной блокадному Ленинграду и вошедшей в выставку «Вернисаж Победы», которая...

19.05.2025

Точка зрения

Наталья Лузикова: «Благодаря Музею Победы мы создали свою экспозицию о войне»
Точка зрения
Наталья Лузикова: «Благодаря Музею Победы мы создали свою экспозицию о войне»
27.05.2025
Екатерина Шрам: «В Музее Победы впечатлил подход, направленный на интерактив и иммерсивность»
Академия МП
Екатерина Шрам: «В Музее Победы впечатлил подход, направленный на интерактив и иммерсивность»
23.05.2025
Наталья Федорова: «Я приехала узнать о новых аспектах в музейной работе»
Точка зрения
Наталья Федорова: «Я приехала узнать о новых аспектах в музейной работе»
23.05.2025
Людвиг Климов: «То, что пережили наши предки, — нигде и никогда такого не было»
Точка зрения
Людвиг Климов: «То, что пережили наши предки, — нигде и никогда такого не было»
23.05.2025
Александр Шолохов: «Войну дедушка пропускал через себя»
Точка зрения
Александр Шолохов: «Войну дедушка пропускал через себя»
21.05.2025
Константин Морозов: «Для образа человека, который прошел войну, невозможно взять натурщика»
Точка зрения
Константин Морозов: «Для образа человека, который прошел войну, невозможно взять натурщика»
19.05.2025
Дарья Ловать: «Наша музыка объединяет людей»
Точка зрения
Дарья Ловать: «Наша музыка объединяет людей»
16.05.2025
Тамирлан Дусенбаев: «Огромная честь — представлять свой фильм в Музее Победы»
«Поклонка»
Тамирлан Дусенбаев: «Огромная честь — представлять свой фильм в Музее Победы»
15.05.2025
Татьяна Свиридова: «Радостно, и хочется работать дальше»
«Поклонка»
Татьяна Свиридова: «Радостно, и хочется работать дальше»
15.05.2025
Александр Герасимов: «Правильное кино несет правильные ориентиры»
«Поклонка»
Александр Герасимов: «Правильное кино несет правильные ориентиры»
15.05.2025
Владимир Грамматиков: «Больше реальной жизни!»
«Поклонка»
Владимир Грамматиков: «Больше реальной жизни!»
15.05.2025
Фридеман Мункельт: «Есть и другие немцы»
Точка зрения
Фридеман Мункельт: «Есть и другие немцы»
08.05.2025
Александра Молина: «Конкурс сочинений раскрыл писательский талант»
Точка зрения
Александра Молина: «Конкурс сочинений раскрыл писательский талант»
08.05.2025
Елена Александрова: «У них был свой счет к фашистам»
Точка зрения
Елена Александрова: «У них был свой счет к фашистам»
07.05.2025
Андрей Семенов: «Именно в Курске пришла идея делать это кино»
Точка зрения
Андрей Семенов: «Именно в Курске пришла идея делать это кино»
07.05.2025
Геннадий Лабин: «Музей Победы — святое место для всей России»
Точка зрения
Геннадий Лабин: «Музей Победы — святое место для всей России»
06.05.2025
Эдуард Смураго: «В блокаде мы выживали 330 дней»
Точка зрения
Эдуард Смураго: «В блокаде мы выживали 330 дней»
29.04.2025
Елена Кошелева: «Энергетики внесли огромный вклад в Победу»
Точка зрения
Елена Кошелева: «Энергетики внесли огромный вклад в Победу»
27.04.2025
Светлана Козлова: «Малыши побуждают поколение тридцатилетних родителей на изучение истории Великой Отечественной войны»
Точка зрения
Светлана Козлова: «Малыши побуждают поколение тридцатилетних родителей на изучение истории Великой Отечественной войны»
26.04.2025
Елена Ишмукова: «Я горжусь своим сыном»
Лента новостей
Елена Ишмукова: «Я горжусь своим сыном»
25.04.2025