Римма Моисеева: «Казалось бы, простой фильм»

Документальный фильм «День войны», который был создан в 1942 году, до конца лета будут показывать в музеях-партнерах проекта «Территория победы». О работе над фильмом, его предпосылках и отличиях от кинокартин того времени рассказала в интервью агентству «Победа РФ» заместитель директора Российского государственного архива кинофотодокументов по организационным вопросам и связям с общественностью Римма Моисеева.

– Как возникла идея фильма «День войны»?

– Создать этот фильм побуждало то, что можно было показать разноплановые сюжеты о стране, которая живет не только на фронте, но и в тылу, живет буднями войны. Поэтому 13 июня 1942 года 160 операторов были направлены в разные концы Советского союза, и все они снимали определенные сюжеты.

– 160 операторов – это довольно большой коллектив, где набрали столько специалистов?

– По разным данным в годы войны на передовой работали свыше 300 фронтовых кинооператоров. 160 операторов – это примерно половина от призванных на фронт. Они смогли отснять материалы во всех регионах нашей страны. Эти операторы – работники Центральной студии документальных фильмов, Ленинградской студии документальных фильмов, региональных студий. Затем все эти кадры свел воедино очень талантливый режиссер Михаил Слуцкий.

– О чем рассказывает фильм, интересен ли он в наше время?

– Вся страна в едином порыве – для нас сейчас это звучит как штамп, но это реалии того времени. Ценность этого фильма в том, что показаны не только фронтовые будни, но и сюжеты из тыла. При этом силы абсолютно всех героев направлены на то, чтобы победить в войне. Даже артисты, которые выступают перед солдатами – они это делают для того, чтобы возродить боевой дух солдат, чтобы одержать победу. Фильм имел огромную популярность, но сейчас его показывают достаточно редко, хотя, когда его случается – он имеет необычайный успех. Люди в новом ракурсе видят быт войны.

Фильмы «Разгром немецких войск под Москвой», «Битва за Сталинград», «Битва на Курской дуге», «Битва за освобождение Европы» – много таких фильмов существует, они очень ценные и они показывают героизм наших солдат в освобождении Европы и Советского Союза. Но этот фильм немного другой – он рассказывает о жизни в войну и для периода 40-х годов это совершенно не типичный фильм.

– Почему он нетипичен?

– В то время снимали фильмы в двух направлениях: героизм советского солдата и страдания советского народа. Безусловно, и то и другое – очень важно, очень эмоционально, очень значимо, как исторический документ. Не зря многие хроникальные съемки времен Великой Отечественной войны служили документальными доказательствами на Нюрнбергском процессе. А фильм «День войны» повествует о бытовой жизни, это совершенно типичный и ничем не примечательный день 13 июня 1942 года. Просто показана жизнь страны: уборка хлеба в Средней Азии, шахтеры ведут добычу, летит самолет с продуктами для осажденного Ленинграда, артисты выступают для солдат. Неполитизированно и просто показан быт советских людей. И вместе с тем, когда смотришь фильм, ты понимаешь – всё, что происходит в этот день и в 365 других таких же дней – направлено на победу. Там есть и трагические моменты, но в основном кадры повествуют о будничной жизни одного из дней войны. Фактически каждый день был таким же. Именно в будничном проявлении войны кроется героика, пафос и значимость этой картины.

– Насколько большим получился фильм, учитывая объем съемок?

– Фильм идет чуть больше 70 минут. Он небольшой по времени, но в нем в сжатом виде показана жизнь всего Советского Союза.

– Насколько широко он был показан?

– В эпоху отсутствия телевидения, когда выходили фильмы – их показывали в кинозалах. И любой такой фильм создавал очереди в кинотеатрах и люди смотрели его с большим интересом. Работали кинопередвижки, то есть такие фильмы показывали в самых отдаленных уголках нашей страны – куда можно добраться только на самолете, или даже на оленях.

– Как его принимают в наше время?

– Я его сама возила в Екатеринбург на фестиваль документального кино, и там зрители не только заполнили все места в зале, но многие сидели на ступеньках, стояли в проходах. Я переживала, как воспримут этот фильм, сидела на первом ряду и очень боялась, что люди покинут зал, потому что нынешнее поколение не привыкло смотреть черно-белое кино со специфической манерой съемки. Когда зажегся свет – я повернулась к залу и предложила задать вопросы, и вы знаете – зал поднялся в едином порыве и направился к сцене. И каждый стал рассказывать историю своей семьи, как кто-то трудился в колхозе и падал от изнеможения, как стояли детки на ящиках у станков, как однажды цеху выдали парашют и на платье девочкам отрезали по кусочку парашютной ткани, и какое это было счастье. Казалось бы, простой фильм, повествующий о быте, всколыхнул такие сильные эмоции в людях. Война шла четыре года, мы больше говорим о пафосе и героике, но забываем, что четыре года – это очень большой срок, который нужно было прожить. И эта жизнь отражена в фильме «День войны».

#сб_аг