Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Татьяна Пономаренко-Левераш: «У нас есть герои, краски, холст и Музей Победы, который показывает правду»

1414

В Музее Победы впервые представили портреты выставки «ГЕРОИЧеская летопись: Специальная Военная Операция». Эти работы дополнили выставочный проект «Zaветaм Vерны». Автор портретов заслуженный художник Украины Татьяна Пономаренко-Левераш в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о героях и летописи.

– Татьяна, сегодня вы лично в Музее Победы представляете ваши новые работы. Для вас это значимое событие?

Музей Победы – это сейчас площадка-символ! Площадка-зеркало! Это отражение нашей многонациональной России, которая сильна в единстве! И здесь, вот как нигде, пожалуй, ощущаешь вот эту связь поколений – наших предков, защитивших весь мир от нацизма, и героев нашего времени, тех, кто защищает сейчас Родину на передовой. Я хочу, чтобы через эту выставку все поняли, что Донбасс – это линия ограждения, которая держит удар, направленный на всю Россию. Там территория патриотизма и героизма.

– Я посмотрела портреты, и признаюсь, ваши герои, их глаза вызывают столько эмоций…

Вот это главная оплата, которую я жду. Если у вас слезы, это самая большая награда, это значит, что у меня получилось передать правду.  Это графика военно-полевая, она выполнена при штурме, при боевых действиях, и все герои двигались и двигались вперед. Невозможно быть равнодушным к этому, и спасибо Музею Победы, который вместе с нами пишет «Героическую летопись».

– Татьяна, расскажите, как родилась идея создания цикла портретов, кто был первый?

Первый был Саша Захарченко, знаете, когда в 2014 году наш город Донецк, а я жительница Донецка, 30 лет там прожила, здесь, в Москве, я окончила университет имени Ленина и переехала на малую родину отца, он военный летчик. В 1991 году вся эта история началась. Тогда уже было понятно, что просто так развал Советского Союза не закончится. Во-первых, паспорт порвали, заставили украинское гражданство принять, двойное – нельзя. Во-вторых, постепенно насаждение, что НАТО – это хорошая организация, это цветочки, это всем и в школе, и везде, я же это видела, у меня ребенок донецкую школу заканчивала. Потом вторжение каких-то непонятных новых героев в нашу память, и поколениям объясняют, что Бандера, оказывается, герой. Что Великая Отечественная война не называется Великой Отечественной, она называется Мировой. Это копилось в дончанах. Вот вы представляете, при Ющенко началось, говорили, что Донецк – второй сорт, что по-русски вы говорить не будете. В учебниках истории появилась новая история – укры вырыли Черное море и так далее.  Россия молчала, наверное, не до этого было. Группировалась и сплачивалась Россия внутри себя.  А в Украине – госпереворот, бегство всех – Януковича, всей его команды, администрации Донецка бегство, почти все 70 депутатов, они уехали в Киев, город остался обезглавлен. Приняли его два депутата, которые остались, и ребята, которые встали на защиту. Я работала с администрацией, и я все это видела как художник, я писала «юзовку», историю Новороссии 30 лет – Кобзон пел, а я писала. Я входила в землячество донбасовцев. И дальше я начала писать, что с Донбасом делают.

Разрушили аэропорт – простите, бомбят город, обстреливают, началась операция против кого? Против своих? Мы хотели малого: свой язык и нормальную жизнь. Тогда говорил Кобзон – Россия вас не бросит! Потом появился Бородай – депутат Госдумы. Я издалека зашла, наверное, но вот мои герои так появились.  Саша наш Захарченко, местный, вокруг него собрались ребята, взяли сначала палки, лопаты, потом со складов оружие и начали защищаться, потому что город обстреливали. Что, нужно им было позволять насиловать жителей и грабить дома? Они грабили. В балаклавах люди. И если я уже летописец Донбасса, как мы себя называем, наша волонтерская группа донецкого отделения культурного фронта России, то летопись сегодня – это вот герои, больше ничего. Разрушенные дома – тема тяжелая, писать сложно, все это и так видят. А лица и глаза вот этих пацанов, которые на передовой, плечом к плечу, разной национальности – вот это история. И это история. Понимаете, художник – это зеркало. И вот им отражены те, кто оплотом стал русского мира, я не побоюсь так сказать, и оплотом барьера, чтобы это все не пошло в Россию. Вот нужно там остановить.

– Со всеми, кого писали, вы знакомы лично? И как рождались образы? Это было в моментах, то есть вы увидели вот так именно и вас тронуло, зацепило или кто-то рассказал?

К сожалению, не со всеми я была лично знакома. Знаете как, если ребята вот некоторые погибли, как Кислицын, позывной «Невский», я не знала его лично. Мне позвонил командир батальона и сказал: вот такая беда, я знаю, что ты летопись пишешь, напиши нашего Александра Невского, – вот так возник этот портрет, Роман Кутузов – Дима Саблин позвонил и сказал: Рома погиб, это его близкий товарищ. Вот он сейчас семью поддерживает. Ну как его не написать? Ну, иногда я пользуюсь фотографией, если человека не знала. А вообще, я давно с боевым братством работаю, и я член боевого братства, и мне когда-то сказали руководители – прежде чем писать образ, поговори с семьей, поговори с родными. Вот и я ездила и разговаривала. Яна Гагина я увидела в Мариуполе, когда он, почему-то спасая кота под обстрелами, из пистолета, наградного оружия, уже патроны закончились, – вот так он вышел из боя. Мы были рядом, и вот в эти глаза, знаете, не такие позирующие, а боли, отчаяния – там же мирных полно, город обстреливается, и мирным не дают выйти, – вот так возник портрет. Вот так и рождались портреты по-разному.

– Для художника важен, наверное, и гонорар, некоторые предпочитают писать то, что модно, красиво и приносит хороший доход…

Возможно. Но понимаете,  мы не про деньги и не про бюджет, У нас есть герои, есть краски, у нас есть холст и у нас есть Музей Победы, который показывает правду – вот это для меня важно и как для художника, и как для человека, который любит свою Родину.

– В Музее Победы во время представления своих работ вы предложили собравшимся гостям поучаствовать в создании портрета Захара Прилепина. Эта работа тоже будет представлена в экспозиции?

Захар, конечно, войдет в этот проект, он уже вошел! Графический рисунок уже есть, и, мне кажется, эта картина какую-то эмоцию человеческую ему подарит, пусть он выздоравливает скорее!

– И не могу не спросить о дальнейших планах: будут еще портреты?

Работать, работать и только работать!  Мы сейчас едем вновь в зону СВО и, кроме гуманитарного груза, будем опять писать ребят, я пожелаю себе и им – остаться живыми! Это самое главное пожелание – мира нам всем, добра и жизни!

# ак

Екатерина Шрам: «В Музее Победы впечатлил подход, направленный на интерактив и иммерсивность»
Екатерина Шрам: «В Музее Победы впечатлил подход, направленный на интерактив и иммерсивность»

Хранитель ГБУ «Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына» Екатерина Шрам в интервью...

23.05.2025

Академия МП

Наталья Федорова: «Я приехала узнать о новых аспектах в музейной работе»
Наталья Федорова: «Я приехала узнать о новых аспектах в музейной работе»

Участница курса повышения квалификации «Музейные фонды: формирование, учет, хранение, использование» стартовал в Академии Музея...

23.05.2025

Точка зрения

Людвиг Климов: «То, что пережили наши предки, — нигде и никогда такого не было»
Людвиг Климов: «То, что пережили наши предки, — нигде и никогда такого не было»

Доверенное лицо коллекционера, филантропа, немецкого культурного деятеля Петера Кристиана Ноймана Людвиг Климов передал в...

23.05.2025

Точка зрения

Александр Шолохов: «Войну дедушка пропускал через себя»
Александр Шолохов: «Войну дедушка пропускал через себя»

Внук писателя Михаила Шолохова, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по культуре Александр...

21.05.2025

Точка зрения

Константин Морозов: «Для образа человека, который прошел войну, невозможно взять натурщика»
Константин Морозов: «Для образа человека, который прошел войну, невозможно взять натурщика»

Автор картины «Дорога жизни», посвященной блокадному Ленинграду и вошедшей в выставку «Вернисаж Победы», которая...

19.05.2025

Точка зрения

Дарья Ловать: «Наша музыка объединяет людей»
Дарья Ловать: «Наша музыка объединяет людей»

Дарья Ловать — певица, виолончелистка, поэтесса, участница коллектива певца Павла Пламенева, концерт которого прошел...

16.05.2025

Точка зрения

Екатерина Шрам: «В Музее Победы впечатлил подход, направленный на интерактив и иммерсивность»
Академия МП
Екатерина Шрам: «В Музее Победы впечатлил подход, направленный на интерактив и иммерсивность»
23.05.2025
Наталья Федорова: «Я приехала узнать о новых аспектах в музейной работе»
Точка зрения
Наталья Федорова: «Я приехала узнать о новых аспектах в музейной работе»
23.05.2025
Людвиг Климов: «То, что пережили наши предки, — нигде и никогда такого не было»
Точка зрения
Людвиг Климов: «То, что пережили наши предки, — нигде и никогда такого не было»
23.05.2025
Александр Шолохов: «Войну дедушка пропускал через себя»
Точка зрения
Александр Шолохов: «Войну дедушка пропускал через себя»
21.05.2025
Константин Морозов: «Для образа человека, который прошел войну, невозможно взять натурщика»
Точка зрения
Константин Морозов: «Для образа человека, который прошел войну, невозможно взять натурщика»
19.05.2025
Дарья Ловать: «Наша музыка объединяет людей»
Точка зрения
Дарья Ловать: «Наша музыка объединяет людей»
16.05.2025
Тамирлан Дусенбаев: «Огромная честь — представлять свой фильм в Музее Победы»
«Поклонка»
Тамирлан Дусенбаев: «Огромная честь — представлять свой фильм в Музее Победы»
15.05.2025
Татьяна Свиридова: «Радостно, и хочется работать дальше»
«Поклонка»
Татьяна Свиридова: «Радостно, и хочется работать дальше»
15.05.2025
Александр Герасимов: «Правильное кино несет правильные ориентиры»
«Поклонка»
Александр Герасимов: «Правильное кино несет правильные ориентиры»
15.05.2025
Владимир Грамматиков: «Больше реальной жизни!»
«Поклонка»
Владимир Грамматиков: «Больше реальной жизни!»
15.05.2025
Фридеман Мункельт: «Есть и другие немцы»
Точка зрения
Фридеман Мункельт: «Есть и другие немцы»
08.05.2025
Александра Молина: «Конкурс сочинений раскрыл писательский талант»
Точка зрения
Александра Молина: «Конкурс сочинений раскрыл писательский талант»
08.05.2025
Елена Александрова: «У них был свой счет к фашистам»
Точка зрения
Елена Александрова: «У них был свой счет к фашистам»
07.05.2025
Андрей Семенов: «Именно в Курске пришла идея делать это кино»
Точка зрения
Андрей Семенов: «Именно в Курске пришла идея делать это кино»
07.05.2025
Геннадий Лабин: «Музей Победы — святое место для всей России»
Точка зрения
Геннадий Лабин: «Музей Победы — святое место для всей России»
06.05.2025
Эдуард Смураго: «В блокаде мы выживали 330 дней»
Точка зрения
Эдуард Смураго: «В блокаде мы выживали 330 дней»
29.04.2025
Елена Кошелева: «Энергетики внесли огромный вклад в Победу»
Точка зрения
Елена Кошелева: «Энергетики внесли огромный вклад в Победу»
27.04.2025
Светлана Козлова: «Малыши побуждают поколение тридцатилетних родителей на изучение истории Великой Отечественной войны»
Точка зрения
Светлана Козлова: «Малыши побуждают поколение тридцатилетних родителей на изучение истории Великой Отечественной войны»
26.04.2025
Елена Ишмукова: «Я горжусь своим сыном»
Лента новостей
Елена Ишмукова: «Я горжусь своим сыном»
25.04.2025
Тимофей Гаранин: «Я не считаю себя героем»
Лента новостей
Тимофей Гаранин: «Я не считаю себя героем»
25.04.2025