Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Татьяна Пономаренко-Левераш: «У нас есть герои, краски, холст и Музей Победы, который показывает правду»

1271

В Музее Победы впервые представили портреты выставки «ГЕРОИЧеская летопись: Специальная Военная Операция». Эти работы дополнили выставочный проект «Zaветaм Vерны». Автор портретов заслуженный художник Украины Татьяна Пономаренко-Левераш в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о героях и летописи.

– Татьяна, сегодня вы лично в Музее Победы представляете ваши новые работы. Для вас это значимое событие?

Музей Победы – это сейчас площадка-символ! Площадка-зеркало! Это отражение нашей многонациональной России, которая сильна в единстве! И здесь, вот как нигде, пожалуй, ощущаешь вот эту связь поколений – наших предков, защитивших весь мир от нацизма, и героев нашего времени, тех, кто защищает сейчас Родину на передовой. Я хочу, чтобы через эту выставку все поняли, что Донбасс – это линия ограждения, которая держит удар, направленный на всю Россию. Там территория патриотизма и героизма.

– Я посмотрела портреты, и признаюсь, ваши герои, их глаза вызывают столько эмоций…

Вот это главная оплата, которую я жду. Если у вас слезы, это самая большая награда, это значит, что у меня получилось передать правду.  Это графика военно-полевая, она выполнена при штурме, при боевых действиях, и все герои двигались и двигались вперед. Невозможно быть равнодушным к этому, и спасибо Музею Победы, который вместе с нами пишет «Героическую летопись».

– Татьяна, расскажите, как родилась идея создания цикла портретов, кто был первый?

Первый был Саша Захарченко, знаете, когда в 2014 году наш город Донецк, а я жительница Донецка, 30 лет там прожила, здесь, в Москве, я окончила университет имени Ленина и переехала на малую родину отца, он военный летчик. В 1991 году вся эта история началась. Тогда уже было понятно, что просто так развал Советского Союза не закончится. Во-первых, паспорт порвали, заставили украинское гражданство принять, двойное – нельзя. Во-вторых, постепенно насаждение, что НАТО – это хорошая организация, это цветочки, это всем и в школе, и везде, я же это видела, у меня ребенок донецкую школу заканчивала. Потом вторжение каких-то непонятных новых героев в нашу память, и поколениям объясняют, что Бандера, оказывается, герой. Что Великая Отечественная война не называется Великой Отечественной, она называется Мировой. Это копилось в дончанах. Вот вы представляете, при Ющенко началось, говорили, что Донецк – второй сорт, что по-русски вы говорить не будете. В учебниках истории появилась новая история – укры вырыли Черное море и так далее.  Россия молчала, наверное, не до этого было. Группировалась и сплачивалась Россия внутри себя.  А в Украине – госпереворот, бегство всех – Януковича, всей его команды, администрации Донецка бегство, почти все 70 депутатов, они уехали в Киев, город остался обезглавлен. Приняли его два депутата, которые остались, и ребята, которые встали на защиту. Я работала с администрацией, и я все это видела как художник, я писала «юзовку», историю Новороссии 30 лет – Кобзон пел, а я писала. Я входила в землячество донбасовцев. И дальше я начала писать, что с Донбасом делают.

Разрушили аэропорт – простите, бомбят город, обстреливают, началась операция против кого? Против своих? Мы хотели малого: свой язык и нормальную жизнь. Тогда говорил Кобзон – Россия вас не бросит! Потом появился Бородай – депутат Госдумы. Я издалека зашла, наверное, но вот мои герои так появились.  Саша наш Захарченко, местный, вокруг него собрались ребята, взяли сначала палки, лопаты, потом со складов оружие и начали защищаться, потому что город обстреливали. Что, нужно им было позволять насиловать жителей и грабить дома? Они грабили. В балаклавах люди. И если я уже летописец Донбасса, как мы себя называем, наша волонтерская группа донецкого отделения культурного фронта России, то летопись сегодня – это вот герои, больше ничего. Разрушенные дома – тема тяжелая, писать сложно, все это и так видят. А лица и глаза вот этих пацанов, которые на передовой, плечом к плечу, разной национальности – вот это история. И это история. Понимаете, художник – это зеркало. И вот им отражены те, кто оплотом стал русского мира, я не побоюсь так сказать, и оплотом барьера, чтобы это все не пошло в Россию. Вот нужно там остановить.

– Со всеми, кого писали, вы знакомы лично? И как рождались образы? Это было в моментах, то есть вы увидели вот так именно и вас тронуло, зацепило или кто-то рассказал?

К сожалению, не со всеми я была лично знакома. Знаете как, если ребята вот некоторые погибли, как Кислицын, позывной «Невский», я не знала его лично. Мне позвонил командир батальона и сказал: вот такая беда, я знаю, что ты летопись пишешь, напиши нашего Александра Невского, – вот так возник этот портрет, Роман Кутузов – Дима Саблин позвонил и сказал: Рома погиб, это его близкий товарищ. Вот он сейчас семью поддерживает. Ну как его не написать? Ну, иногда я пользуюсь фотографией, если человека не знала. А вообще, я давно с боевым братством работаю, и я член боевого братства, и мне когда-то сказали руководители – прежде чем писать образ, поговори с семьей, поговори с родными. Вот и я ездила и разговаривала. Яна Гагина я увидела в Мариуполе, когда он, почему-то спасая кота под обстрелами, из пистолета, наградного оружия, уже патроны закончились, – вот так он вышел из боя. Мы были рядом, и вот в эти глаза, знаете, не такие позирующие, а боли, отчаяния – там же мирных полно, город обстреливается, и мирным не дают выйти, – вот так возник портрет. Вот так и рождались портреты по-разному.

– Для художника важен, наверное, и гонорар, некоторые предпочитают писать то, что модно, красиво и приносит хороший доход…

Возможно. Но понимаете,  мы не про деньги и не про бюджет, У нас есть герои, есть краски, у нас есть холст и у нас есть Музей Победы, который показывает правду – вот это для меня важно и как для художника, и как для человека, который любит свою Родину.

– В Музее Победы во время представления своих работ вы предложили собравшимся гостям поучаствовать в создании портрета Захара Прилепина. Эта работа тоже будет представлена в экспозиции?

Захар, конечно, войдет в этот проект, он уже вошел! Графический рисунок уже есть, и, мне кажется, эта картина какую-то эмоцию человеческую ему подарит, пусть он выздоравливает скорее!

– И не могу не спросить о дальнейших планах: будут еще портреты?

Работать, работать и только работать!  Мы сейчас едем вновь в зону СВО и, кроме гуманитарного груза, будем опять писать ребят, я пожелаю себе и им – остаться живыми! Это самое главное пожелание – мира нам всем, добра и жизни!

# ак

Владислава Артюковская: «Россия – великая держава»
Владислава Артюковская: «Россия – великая держава»

Режиссер главных мероприятий Республики Беларусь, художественный руководитель ГТЗУ «Молодежный театр эстрады», режиссер концерта-реквиема «Каждый...

08.05.2024

Точка зрения

Игорь Угольников: «Главное, чтобы дети интересовались своими предками»
Игорь Угольников: «Главное, чтобы дети интересовались своими предками»

Народный артист Российской Федерации, основатель и генеральный директор киностудии «Военфильм», соавтор экспозиции Музея Победы...

06.05.2024

Точка зрения

Юлия Приходько: «Музей Победы – лучший музей»
Юлия Приходько: «Музей Победы – лучший музей»

Участница курсов повышения квалификации «Современные тенденции в экспозиционно-выставочной деятельности музея» Академии Музея Победы, заведующая...

27.04.2024

Точка зрения

Наталья Агре: «Взрослым нужно быть лучше, а дети подтянутся»
Наталья Агре: «Взрослым нужно быть лучше, а дети подтянутся»

Директор Института изучения детства, семьи и воспитания, заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации...

17.04.2024

Точка зрения

Янез Уйчич: «Несмотря на давление, мы продолжим сохранять правду»
Янез Уйчич: «Несмотря на давление, мы продолжим сохранять правду»

Директор Международного исследовательского центра Второй мировой войны в Мариборе (Словения) Янез Уйчич в интервью...

11.04.2024

Точка зрения

Арчил Тодуа: «Мы хотим, чтобы монгольские дети знали, как русские помогали отстаивать независимость Монголии»
Арчил Тодуа: «Мы хотим, чтобы монгольские дети знали, как русские помогали отстаивать независимость Монголии»

В мае текущего года в Монголии на Халхин-Голе при поддержке Фонда президентских грантов состоится...

09.04.2024

Точка зрения

Владислава Артюковская: «Россия – великая держава»
Точка зрения
Владислава Артюковская: «Россия – великая держава»
08.05.2024
Игорь Угольников: «Главное, чтобы дети интересовались своими предками»
Точка зрения
Игорь Угольников: «Главное, чтобы дети интересовались своими предками»
06.05.2024
Юлия Приходько: «Музей Победы – лучший музей»
Точка зрения
Юлия Приходько: «Музей Победы – лучший музей»
27.04.2024
Наталья Агре: «Взрослым нужно быть лучше, а дети подтянутся»
Точка зрения
Наталья Агре: «Взрослым нужно быть лучше, а дети подтянутся»
17.04.2024
Янез Уйчич: «Несмотря на давление, мы продолжим сохранять правду»
Точка зрения
Янез Уйчич: «Несмотря на давление, мы продолжим сохранять правду»
11.04.2024
Арчил Тодуа: «Мы хотим, чтобы монгольские дети знали, как русские помогали отстаивать независимость Монголии»
Точка зрения
Арчил Тодуа: «Мы хотим, чтобы монгольские дети знали, как русские помогали отстаивать независимость Монголии»
09.04.2024
Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»
Лента новостей
Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»
28.03.2024
Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»
Точка зрения
Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»
27.03.2024
Александр Дьяконов: «Главная задача ветеранов — общение с молодежью»
Точка зрения
Александр Дьяконов: «Главная задача ветеранов — общение с молодежью»
20.03.2024
Агния Шагдурова: «Музей Победы — это больше, чем музей»
Точка зрения
Агния Шагдурова: «Музей Победы — это больше, чем музей»
19.03.2024
Сергей Липовой: «У каждого поколения своя война»
Точка зрения
Сергей Липовой: «У каждого поколения своя война»
18.03.2024
Андрей Широков: «Истинная история начинается с семьи»
Лица Победы
Андрей Широков: «Истинная история начинается с семьи»
27.02.2024
Ксения Алешина: «Считаю своим долгом сохранять память о героях»
Точка зрения
Ксения Алешина: «Считаю своим долгом сохранять память о героях»
21.02.2024
Михаил Кузнецов: «После рассказов деда о службе я не мыслил свою жизнь вне армии»
Точка зрения
Михаил Кузнецов: «После рассказов деда о службе я не мыслил свою жизнь вне армии»
14.02.2024
Даурен Абаев: «Победа — символ нашего исторического единства»
Точка зрения
Даурен Абаев: «Победа — символ нашего исторического единства»
06.02.2024
Ирина Хрулёва: «Предлагаю создать «Ассоциацию городов трудовой доблести» под эгидой Музея Победы»
Точка зрения
Ирина Хрулёва: «Предлагаю создать «Ассоциацию городов трудовой доблести» под эгидой Музея Победы»
05.02.2024
Любовь Емельянова: «Для меня было честью рассказать о бабушке в Музее Победы»
Точка зрения
Любовь Емельянова: «Для меня было честью рассказать о бабушке в Музее Победы»
01.02.2024
Эдуард Кудрявцев: «Память о бойцах-авроровцах бабушка пронесла через всю жизнь»
Точка зрения
Эдуард Кудрявцев: «Память о бойцах-авроровцах бабушка пронесла через всю жизнь»
31.01.2024
Сергей Корсаков: «В народное ополчение записались почти все сотрудники Института философии»
Точка зрения
Сергей Корсаков: «В народное ополчение записались почти все сотрудники Института философии»
25.01.2024
Зинаида Алексеева: «В блокаду погибла вся моя семья»
Точка зрения
Зинаида Алексеева: «В блокаду погибла вся моя семья»
17.01.2024