18 апреля 2025 года художнику-фронтовику Виктору Макееву исполнился бы 101 год, но его не стало в 2024 году. Его вдова Ирина Николаева передала в дар Музею Победы более 90 художественных и графических произведений. В интервью РИА «Победа РФ» она рассказала об основных мотивах творчества живописца и его отношении к Музею Победы.
— Виктор Макеев в 17 лет в 1941 году отправился по местам боев и там сделал свои первые рисунки. Тема Великой Отечественной войны стала одной из центральных в его творчестве. Но эти четыре года и для страны, и для каждого человека, который волей-неволей стал ее участником, были тяжелейшим испытанием. Как, по-вашему, ему удалось сохранить все равно какие-то относительно светлые эмоции? Потому что я смотрю на некоторые работы, и ощущение, что это практически импрессионизм. На них очень много света.
Я считаю, что это потому, что он был совершенно удивительный человек. Удивительный по своей силе и по тому внутреннему свету, который был у него. И все это выплескивалось в работах. Это, знаете, иногда даже… Вот мне иногда было трудно как-то осмыслить и передать словами. Это вообще невозможно. То есть человек, который любил жизнь настолько, что он и хотел показать людям, что как прекрасен мир и как должны мы бороться за эти минуты счастья и мира.
— Ирина Алексеевна, расскажите, пожалуйста, по какому принципу вы отбирали работы? Понятно, что они посвящены Великой Отечественной войне, потому что мы находимся в Музее Победы, но, может быть, у вас были еще свои критерии отбора?
Знаете, какой основной критерий отбора был? Я хотела показать все-таки документы, ведь фронтовые рисунки — это бесценные исторические документы. И это, в общем-то, легло как бы в основу вот той коллекции, что мы передавали сюда. Это было самое главное для нас.
— Какие работы Виктора Макеева, по-вашему, непременно нужно увидеть юному поколению?
Во-первых, это фронтовые рисунки. Вы знаете, о его творчестве довольно сложно говорить. И часто задают вопрос, кто он, реалист, символист, кубист, хотя в нем сочеталось это все. Но самое главное, он мог запечатлеть жизнь во всех ее тонких-тонких проявлениях. И те работы, что могут посмотреть, я надеюсь, посмотрят довольно скоро, это в основном работы философской направленности, то есть они заставляют человека самого додумать, что это, почему это, хорошо это или плохо, добро или зло.
Вот эти вот слова — «добро» и «зло» — они как бы проходят через все его творчество. И война — тоже, она своеобразно отражается в его творчестве. Ведь все эти работы, вот такие, как «Апокалипсис», «Реквием», «Память отца», они где-то монохромны, но они обладают такой, я бы сказала, внутренней энергетикой, что они не отпускают человека. И человека заставляют думать: а что это?
И каждый человек должен все-таки сам прочувствовать, что можно было испытать в те годы.
— Как вы считаете, насколько важно в наше время приобщать подрастающее поколение к изучению истории, в том числе в Музее Победы?
Музей Победы — это единственный музей, который отстаивает принципы мира и делает все для того, чтобы сохранить историческую память. Вот это самое главное. А ведь сейчас многие пытаются навязать нам иное мнение. Я считаю, с этим надо всеми возможными способами бороться так, как это делает и Музей Победы в том числе.
— Вы и ваш муж — друзья Музея Победы. Как давно началось сотрудничество? Какие мероприятия были наиболее важными, может быть, вам вспоминаются?
Ну, наиболее важная, конечно, была его персональная выставка в 2019 году. Она как раз в Зале Долгих была. Запомнились встречи, которые были со школьниками. Несколько выставок Виктор Иванович делал, когда показывали работу художников-фронтовиков. Он возглавлял комиссию, и здесь были прекрасные просто экспозиции. Виктор Иванович Макеев прошел красивую, прекрасную жизнь — сто лет и пять месяцев. И оставил нам такое богатое творческое наследие. Я очень рада, что часть его будет храниться в музее русской воинской славы — Музее Победы.
#аг