Председатель Организации ветеранов Республики Молдова Эдуард Баблюк в интервью РИА «Победа РФ» рассказал о проблемах сохранения исторической памяти и патриотического воспитания молодежи в Молдавии.
— Эдуард Николаевич, какую работу сегодня проводит ваша ветеранская организация и будут ли в Молдавии отмечать 80-летие Победы?
Будем говорить откровенно, не все в Молдавии рады этому празднику. На сегодняшний день среди представителей власти республики нет сторонников нашей Победы. Основная масса — это сторонники румынизации. Если говорить правильно, румыно-фашистских захватчиков, которые оккупировали советскую Молдавию. Но наша организация готовится к празднику. Мы занимаемся социальной защитой ветеранов. К большому сожалению, они уходят от нас уже каждый день. На сегодняшний день в республике остались 22 участника Великой Отечественной войны. Самому старшему из них 102 года. Есть у нас также блокадники, узники, вдовы, ветераны тыла — все они входят в область внимания нашей организации.
— Насколько в Молдавии сохранена связь поколений, знает ли современная молодежь историю Великой Отечественной?
На сегодняшний день для нас самая большая проблема — это патриотическое воспитание нашей молодежи. Нынешнее руководство республики не уделяет внимания сохранению исторической правды — уделяет, но с точностью до наоборот. Буквально в декабре прошлого года у нас вышел новый учебник истории, в котором в одной из глав так и написано: «советские оккупанты в 1944 году…». Идет полное искажение истории. Уже несколько поколений мы потеряли. Нашу организацию уже очень давно не допускают в учебные заведения ни с ветеранами, ни без ветеранов. Что-то рассказать о Великой Отечественной войне — практически наказуемо. Георгиевская ленточка — уголовно наказуема. В 2020 году она была запрещена, и с того года у нас до сих пор идут уголовные дела в отношении тех, кто ее носил. 9 мая у нас утвержден как День Европы.
— Тем не менее каждый год 9 мая жители Молдавии, несмотря ни на что, отмечают День Победы…
Да, единственное, что у нас осталось, — это 9 Мая. И 24 августа — День освобождения Молдавии от оккупантов. Вопреки всем запретам, вопреки всем трудностям, которые устраивает наша власть, люди выходят на площади и отмечают праздник. Если 9 мая в Кишиневе у концертных площадок, посвященных Дню Европы, собираются десятки граждан — я не знаю, молдаване ли они, или румыны, или граждане Европы, — то в колонне по празднованию 9 Мая (мы идем от центральной площади к Мемориалу Победы и Вечному огню) идут десятки тысяч человек. 9 Мая — святой праздник для молдаван. Практически в каждой второй семье Молдавии были участники Великой Отечественной войны.
— Да, и в связи с этим возникает вопрос: почему в семьях прервалась связь поколений? Ведь еще есть старшее поколение, которое может на примерах героев своей семьи передать молодежи память и историю Великой Отечественной.
Дело в том, что в живых осталось очень мало очевидцев того периода, когда у нас были румыны и когда у нас была советская власть. И если раньше в семьях передавались воспоминания, письма, фотографии, то сегодня этого почти уже нет. Очевидцы уходят, а молодежь у нас уже европеизирована. Большинство людей моего поколения просто должны были выживать начиная с 90-х. Начались поездки в Европу. Очень много было разрушено семей. Поэтому моему поколению передать историю молодежи уже тяжело. Конечно, я сажаю внука рядом, открываю интернет, показываю и рассказываю ему, что было так-то и так-то. Но это делает не каждый, к сожалению.
— В свой приезд в Москву вы посетили Музей Победы. Как вы оцениваете музей?
В Музее Победы я бывал не единожды. В каждый мой приезд в столицу, в нашу столицу (я советский человек, для меня Москва — это столица), я стараюсь посетить Музей Победы, потому что это святая святых. Каждый человек в мире должен посетить этот музей, для того чтобы понять, что нужно делать сегодня, чтобы это все не повторилось с нашим поколением. Мы общались с руководством Музея Победы, обговаривали тему посещений экскурсий именно для нашей молодежи, потому что наши ветераны здесь бывали, когда еще могли. В Музей Победы мы приезжали на Бал ветеранов, на различные конференции. Как я уже сказал, самые главные наши проблемы сегодня — это воспитание молодежи и искажение истории. Поэтому хотелось бы обратиться и к руководству Музея Победы, и к Министерству культуры России, и к Министерству обороны России для того, чтобы о нас не забывали, чтобы мы не чувствовали, что остались один на один с той нацистской сущностью, которая на сегодняшний день у нас есть. В XXI веке у нас много возможностей для онлайн-взаимодействия. Мы можем проводить совместные видеоконференции, показывать архивные документы нашей молодежи, чтобы они понимали, что их просто нагло, цинично обманывают, искажая исторические факты.
#мп