Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации



Елена Дергачева: «Нам, современному поколению, необходимо изучать наследие Поколения Победителей»

72

Елена Дергачева: «Нам, современному поколению, необходимо изучать наследие Поколения Победителей» Фото: РИА «Победа РФ»

Внучка писателя-фронтовика, профессор РАН, доктор философских наук, профессор Брянского государственного технического университета Елена Дергачева в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о значимости передачи в дар Музею Победы книги о деде Владиславе Шаповалове и о его боевом пути.

— Елена Александровна, недавно состоялась передача Вашей книги в библиотечный фонд Музея Победы. Расскажите об этом, почему именно в Музей Победы решили передать, для Вас это особенное место?

Да, идея передать книгу в Музей Победы родилась в 2021 году. Тогда мой друг и соратник, профессор, доктор социологических наук, Почетный профессор Белгородского национального исследовательского университета Владимир Иванович Патрушев, ознакомившись с книгой, сказал, что издание обязательно необходимо передать в святая святых Великой Победы — Музей Победы, поскольку «Духовное завещание», основанное на обобщении жизненного опыта фронтовика, является общечеловеческим достоянием. Эта книга не содержит нравоучений. На мой взгляд, она как будто «заглядывает» вперед в будущее, надеясь на патриотизм современников и потомков, как скрытую норму жизни. Эта военно-патриотическая книга была отмечена дипломом лауреата на совместном конкурсе Союза писателей России и Министерства обороны России (Москва, 2023), получила Всероссийские и региональные научные награды.

— Это был первый визит в Музей Победы или вы уже посещали его ранее? Поделитесь впечатлениями?

Впервые я посетила Музей Победы в далеком 1996 году с дочерью Владислава Мефодьевича — Ольгой Владиславовной Шаповаловой. Меня потрясли мощь и величие здания, посвященного сохранению исторической памяти нашей страны, преклонению перед отцами и дедами, которые принесли в жертву свои жизни ради благополучия нашего поколения. Впоследствии я была здесь десятилетие спустя в начале нынешнего тысячелетия. А теперь судьба привела меня вновь сюда уже как автора и ученого, направляющего свои усилия на борьбу против фальсификации истории. Нынешний визит в Музей оставил у меня неизгладимые впечатления. Вновь поражает масштабность сохранения исторической памяти, а именно проект «Лица Победы», который консолидирует фотографии и биографию фронтовиков. В последний свой визит к дедушке в декабре 2019 года он сказал мне: «Бог даст — свидимся». И действительно, мы встретились вновь в галерее лиц Победы, где дедушка теперь будет жить вечно. Потрясает величие и грандиозность зала «Памяти и скорби», когда слова диктора Левитана возвещают нам о трагедии нашего Отечества. Впечатляет размах реконструкции четырех лет войны (1941–1945 годов), представленный в Музее от момента захвата фашистами Брестской крепости и до покорения Советскими солдатами рейхстага. В этом Музее — хранилище исторической памяти — должны побывать все школьники и граждане нашей страны, чтобы воочию «пережить» все ужасы трагедии восьмидесятилетней давности. На мой взгляд, Музей Победы — это духовное завещание нам наших дедов, чтобы мы и спустя столетия, были достойными сынами и дочерями Отчизны. Я благодарна Музею Победы за теплый прием, внимание к наследию писателя-фронтовика В. М. Шаповалова и веру в нашу общую Победу!

— Расскажите, пожалуйста, о Вашем дедушке, где, как и кем встретил войну и где воевал?

Владислав Мефодьевич Шаповалов родился 30 ноября 1925 года в селе Васильковка Днепропетровской области. В июне 1941 года он окончил восьмилетку и собирался переходить в следующий класс. Но грянула война, семья не успела эвакуироваться в Казахстан, а через два месяца — в августе 1941 года фашисты уже были в Днепропетровске. Начались два долгих изнуряющих года оккупации. Эти события психологических переживаний людей в тылу врага и душевных мытарств населения дедушка описал в своем романе «Белые берега», над которым работал в 60–70-е годы прошлого века. «Белые берега» — это взгорья Днепра, на одном из которых располагался дом Шаповаловых. С высоты этих берегов была видна широкая река. Впервые же рукопись была опубликована в сокращенном варианте в 1989 году в литературном журнале «Подъем», а впоследствии в 1990 году вышла на польском языке. По итогам обсуждений романа в Российской государственной библиотеке вышла рецензия на книгу в «Литературной газете» (март, 1990 года), в которой отмечалось, что в романе «Белые берега» «завязаны многие узлы глубинной народной жизни».

Уникальность романа заключалась в том, что в нем впервые были представлены неизвестные архивные исторические документы о Великой Отечественной войне и документальная конкретика, так необходимая для убедительности литературного повествования и подтверждающая канву авторского изложения событий в тылу в период Великой Отечественной войны. Книга мне помогает осмыслить историю советского народа почти восьмидесятилетней давности, драматические события и чаяния простых людей, которых многократно гнали в плен, вели на расстрел, забирали в гестапо. Эти события во многом — автобиография и самого писателя-фронтовика, мальчишки, который в ответ на призывы полицая отказывался рыть окопы для немцев, отчего нередко попадал в застенки гестапо. Но эти деморализованные люди, находящиеся далеко за линией фронта, твердо верили в нашу Победу, оказывали сопротивление врагу, в этом заключалась сила их несломляемого духа.

Незримую человеческую трагедию на временно оккупированных врагом территориях Украины пережили миллионы советских людей, об этом как раз пишет писатель, повествуя о своих мальчишеских перипетиях судьбы. Поэтому, перебирая в памяти прошлое, я беру в руки произведение Владислава Мефодьевича и начинаю читать его роман, опубликованный в начале XXI века в четвертом томе полного собрания сочинений, и удивляюсь тому, что его произведение, не теряет актуальности, по сей день, в условиях нарастания технологической мощи вооружений. Вспоминаются слова одного из героев: «Если прежде… войны знаменовались грубой силой зверства, то теперь — индустрией убийств. Машина отдаляет человека от того, что он совершает, и, уничтожая во много крат больше, чем прежде, солдат испытывает все меньшие психологические нагрузки. Во сколько раз уменьшилась результативность прямого резания друг друга, во столько раз возросли формы чудовищного взаимоуничтожения…». Отсюда приходит понимание того, что нам, современному поколению, необходимо изучать наследие Поколения Победителей Великой Отечественной войны, их опыт и правду жизни, чтобы исторический вековой антагонизм «коллективного Запада» не становился для нас мировоззренческим открытием в условиях текущего обострения мировых отношений.

Владислав Мефодьевич семнадцатилетним пошел на фронт в 1943 году. На слезы матери, ответил: «Мама, ты сына должна подарить Родине». Юный Владислав попал в самое пекло баталий, стал бронебойщиком роты противотанковых ружей 828-го стрелкового полка 197-й Брянской Краснознаменной дивизии им. Ордена А. В. Суворова, им. Ордена М. И. Кутузова 3-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта, был тяжело ранен во время форсирования Вислы, имеет много наград. Прошел путь от солдата до офицера. Его пребывание на войне отмечено подвигами, о чем также сказано в армейской газете «Чапаевец» от 19 августа 1944 года.

 Как складывался его боевой путь?

В документах Центрального архива Министерства обороны РФ, расположенного в городе Подольске Московской области, есть приказ о его награждении.

«Приказ по стрелковому полку 197-й стрелковой Брянской Краснознамённой дивизии 3-й Гвардейской Армии. 1944 год, № 78-Н Действующая Армия. От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР НАГРАЖДАЮ: медалью «За отвагу». Номера расчёта роты противотанковых ружей, красноармейца Шаповалова Владислава Мефодьевича, за то, что он в момент отражения контратаки противника в ночь на 3 августа 1944 года под ураганным артиллерийско-миномётным огнём противника доставил срочное боевое приказание и лично уничтожил 6 гитлеровцев. 1925 года рождения, украинец, член ВЛКСМ с 1944 года. В Отечественной войне с 28.04.44 года, ранения не имеет, в Красной Армии с 1943 года, призван Октябрьским райвоенкоматом г. Днепропетровска. Домашний адрес: г. Днепропетровск, улица Переможная, дом № 25».

 Рассказывал ли он Вам о том тяжелом периоде? Если да, что именно?

На войне Владислав Мефодьевич более десятка раз был на волосок от смерти. Эти невымышленные эпизоды «жизни и смерти» отражены в его литературных произведениях. О них он часто рассказывал во время семейных бесед и выступлений перед читателями в библиотеках города Белгорода и области. Удивляло одно: как память человека может вместить столько деталей о военных событиях, поскольку его выступления на мероприятиях всегда были уникальны и не повторялись в сюжетах. С ним было интересно общаться, поскольку каждый раз открывались новые грани войны и мира. Здесь обращу лишь внимание на глубинную суть войны, духовную зрелость и ум юного красноармейца, который с 17 до 19 лет прошел на передовой завершающие два года военных сражений Великой Отечественной и Второй Мировой войны. И мы вслед за очевидцем понимаем, какая великая трагедия человечества стоит за словом «война». Так, если взять только отдельный ее исторический эпизод, то, как делился воспоминаниями писатель, «в польскую землю мы зарыли около 600 тысяч лучших из лучших, наших славных ребят!.. Это примерно два Белгорода… За освобождение… мы знаем эту цену. Вернее: не узнаем». А мы сейчас в начале нового тысячелетия наблюдаем за тем, как в освобожденных советскими воинами странах Европы разрушают памятники русскому солдату и принижают подвиг Красной Армии, с чем нельзя согласиться.

— Где и как Ваш дедушка встретил Победу и как впоследствии сложилась его жизнь?

Владислав Мефодьевич встретил весть о Победе в Венгрии. Он делится воспоминаниями о том, что 9 мая 1945 года на улицах Будапешта громовой голос диктора Левитана озвучил слова И. В. Сталина: «Германия разгромлена!» Все были уверены в том, что с фашизмом было покончено. В своем выступлении на 90-летнем юбилее в декабре 2015 года в Доме Правительства Белгородской области писатель с горечью посетовал: «Но радость была недолгой. Оказалось, что идеологию фашизма силой одолеть нельзя. Придавили здесь — вылезла там. Придавили там — вот уже фашизм вылез раковыми метастазами в сорока километрах от нашей границы». Напомню, что в текущих событиях, т.е. почти десятилетие спустя, в 2024 году, именно Белгородская область является огневым рубежом в прокси-войне Запада и России.

Окончив после войны филологический факультет Днепропетровского государственного университета, Владислав Мефодьевич Шаповалов около тридцати лет проработал учителем, завучем, директором школы в Днепропетровске и в городе Суджа Курской области. Поэтому так легко и просто общался писатель с детьми со страниц своих произведений, большая часть которых была посвящена именно подрастающему поколению. В начале 1980-х Шаповалов с семьей переехал в Белгород и, наряду с литературой, впоследствии занялся публицистикой и издательской деятельностью, выпустил более сотни книг белгородских авторов. Супруга, Раиса Егоровна, печатала на печатной машинке его тексты. Дочь Ольга, будучи фармацевтом, в 1990-е годы занималась художественным оформлением произведений. Сын, Виталий, стал его соратником и помощником в издании научно-публицистического и литературно-художественного журнала «Звонница» (главный редактор В. М. Шаповалов), выдержавшего 35 выпусков (с 1997 по 2020 годы) и поддерживаемого Правительством Белгородской области.

— А когда в нем раскрылся писательский талант? Кому было посвящено его первое произведение?

Его первое произведение — повесть «Мишка» — было опубликовано в возрасте 38 лет в 1963 году в киевском журнале «Пионерия». В повести «Мишка» В. М. Шаповалов раскрывает трагедию войны через переживания маленького медвежонка, потерявшего мать во время артобстрела и попавшего в авиачасть. Особенно привязался он к летчику, который по-отечески заботился о косолапом. Поэтому, когда друг Мишки улетал на очередное боевое задание, медвежонок с нетерпением ждал его возвращения. Но вот однажды самолет летчика не вернулся на аэродром. Сколько горести было в печальных глазах медвежонка, осиротевшего дважды на войне, сколько не высказанной никому боли. В поисках товарища Мишка ушел вглубь леса, отыскивать своего боевого товарища. Разве такие строки могут оставить равнодушным даже самого осведомленного подростка, который все знает о вымышленных героях современности? Пожалуй, нет, о чем мы можем судить на основе обзора творчества В. М. Шаповалова в отзывах современной молодежи. Поэтому мы вслед за Мишкой оплакиваем в душе его Героя, оставившего эмоциональный след в патриотической истории Великой страны.

Следует особо подчеркнуть, что книги Владислава Шаповалова адресованы детской и взрослой аудитории. Особую историко-документальную новизну представляют его литературные рассказы о том, как животные помогали людям, как они, наряду с солдатами, сражались за Великую Победу: собаки-санитары вывозили раненых с поля боя, голуби выполняли роль связистов, передавая сообщения и т.д. Эти рассказы вошли в книгу «По всей линии фронта» (2003) и отмечены дипломом лауреата Министерства обороны России (2017). Названия произведений очень ярко свидетельствуют об их содержании: «Живая листовка», «Четвероногие санитары», «Козлиный дух», «Певчие врачеватели» и т. д. Рассказы особенно ценны благодаря тому, что понятны подрастающему поколению, придают эмоциональную окраску описаниям о военном лихолетье. Именно правдивый рассказ очевидца тех далеких дней так необходим для воспитания гуманизма и жизненной воли современной молодежи. Рассказы В. М. Шаповалова о подвиге животных на войне легли в основу уроков по литературе и истории для учеников 6–10 классов Белгородской и других областей. Семиклассники России изучают тему «Наречие» в учебнике «Русский язык» по отрывкам из рассказа В. М. Шаповалова «Черный аист».

 Вы много общались с дедушкой? Какое влияние он оказал на Вашу жизнь или отдельные ее аспекты?

Да, я много общалась с дедушкой. Ездила к нему гостить в Белгород, а он обязательно приезжал на юбилеи своей матери Марии Никифоровны и сестры Светланы в Брянск. Мы с ним были друзьями, соратниками по духу, хотя разница в возрасте превышает полвека. Но каждый шел своим путем: он — в литературе, я — в науке. Вспоминаю один из приездов его в Брянск. На рубеже 1980–1990-х годов ему разрешили поработать в Брянском историческом архиве с военными документами. Как раз в издательстве «Детская литература» вышла его книга «Дедушкины вечера» (1988 год). Один из дней он пришел ко мне в начальную школу на урок знаний. Дети очень обрадовались, что увидели настоящего писателя и участника войны, который с особым душевным теплом рассказал им о войне через мир животных. В тот приезд мы с ним сделали фото. Об этой фотографии он мне сказал кратко: «Спустя годы будет память». И сейчас, спустя годы, мои одноклассники говорят, что они помнят тот урок мудрости и патриотизма, который преподал им мой дедушка, а ведь видели они его всего лишь раз в жизни. Вспоминаю, что и его удивлял мой жизненный путь, когда он говорил: «Знаешь, а ведь в твоем возрасте я только написал первое свое произведение, а у тебя за плечами уже столько, сколько я сделал за всю жизнь». И немудрено, ведь душевное тепло, заложенное в детском возрасте, произрастает благодатными побегами, формируя широту мировоззрения подрастающего поколения. О «шаповаловском» литературном языке, «шаповаловской» доброте и беззаветном служении Отечеству можно говорить бесконечно. По своей работе я занимаюсь просвещением и читаю научно-популярные лекции в школах РАН старшеклассникам и учителям по всей стране от Калининграда до Владивостока. Иногда ко мне подходят учителя и говорят: «У Вас хороший русский язык». Эти слова я передавала дедушке, и он, улыбаясь, говорил: «Шаповаловский».

— Какие из произведений дедушки вам особенно запомнились?

Прозаика называют «человеком-эпохой» (по оценкам редколлегии журнала «Наш современник»), «мастером русской прозы ХХ века», «достойным продолжателем традиций русской литературы XIX–XX веков», «праведником» за его высокий патриотизм, самоотдачу во всем, трепетное отношение к прошлым и нынешним событиям, пропаганду вечных духовно-культурных ценностей служения Отечеству, обеспечивающих связь поколений. В рассказе «Руки матери» (1985) В. М. Шаповалов описал трагедию, произошедшую в годы Великой Отечественной войны в бывшем хуторе Калиновка, а ныне — поселке Троицкий Белгородской области, связанную с геноцидом русского народа — расстрелом фашистами жителей деревни 4 июля 1942 года Героиней его повествования стала женщина, Наталья Константиновна Травкина, получившая многократные пулевые ранения и потерявшая одновременно четверых детей, но выжившая и рассказавшая правдивую историю о встрече с фашистами. «Я ничего не изменил в ее рассказе, — пишет в начале своего литературного повествования писатель. — Да и какой смысл! Никакое «художественное» воображение не способно представить себе то, что дает жизнь. На что она способна…». Во время расстрела мать, Наталья Константиновна, держала на руках самого младшего из своих четверых детей, шестимесячного грудничка. Пуля пронзила ладонь женщины и осталась в голове младенца, смешав кровь матери и ребенка, не оставив малышу право на жизнь. Сила художественного слова писателя проникает в самое сердце читателя, трогает при чтении до слез и не оставляет равнодушным ни одного современника и потомка, чьи деды и прадеды сражались за Великую Победу против оголтелой русофобии и фашизма. И каждый, завершив чтение книги, радуется чуду жизни — выжившей, но не сломленной героине, которая нашла в себе силы пойти на фронт, а после окончания войны по счастливой случайности воссоединилась с потерянным в боях мужем, у них родилась дочь. Книга писателя была передана в дар школьникам, воспитанникам детских домов, ветеранам Великой Отечественной войны, библиотекам Белгородской области. И хотя впервые рассказ был написан в далеком 1985 году, еще при жизни главной героини, тем не менее, он увидел свет в начале нынешнего тысячелетия, в 2003 году, в белгородском общественно-политическом, литературно-художественном, научном журнале «Звонница», а впоследствии в 2006 году одновременно вышел в журналах «Всерусский собор» (Санкт-Петербург), «Наш современник» (Москва), в 2013 году — в журналах стран бывшего Советского Союза — «Славянин» (Украина) и «Наше поколение» (Молдавия).

За выходом книги В. М. Шаповалова последовал небывалый подъем чувства гражданской ответственности, гордости за Великую Победу своих отцов и дедов, неповиновения перед врагом — население Белгородской области на общественных началах сняло одноименный фильм. Сценарий для фильма написала Анастасия Севрюкова — заведующая сектором технического обеспечения Центральной районной библиотеки Губкинского района. Писатель В. М. Шаповалов и дочь главной героини книги Вера Иосифовна Степанова одобрили сценарий и создание кинокартины. Народный фильм транслировался в кинотеатрах Белгорода и области в феврале 2017 года и был приурочен к двум историческим событиям: открытию памятника 14-ти расстрелянным жителям хутора Калиновка и 74-й годовщине освобождения Губкинской территории от фашистов. На открытии памятника и премьере фильма присутствовал автор литературно-художественной документально-исторической повести, Почетный гражданин Белгородской области, главный редактор журнала «Звонница», писатель Владислав Мефодьевич Шаповалов. Фильм представлен в свободном доступе в сети Интернет.

2 августа 2022 года постановлением Администрации Губкинского городского округа Белгородской области Центральной районной библиотеке МБУК «Централизованная библиотечная система № 2» присвоено имя Владислава Мефодьевича Шаповалова. В декабре 2022 года в канун 97-летия писателя в рамках Международной научно-практической конференции РАН «Великая Отечественная война и историческая память. Сталинградская битва и ее стратегическое значение для исхода Второй мировой войны» состоялась работа секции «Шаповаловские литературно-патриотические чтения» на площадках Российской академии наук (Москва), Брянского государственного технического университета (Брянск) и библиотечной системы поселка Троицкий Губкинского района Белгородской области.

Какие издания В. М. Шаповалова как автора-составителя посвящены Великой Отечественной войне?

В 1995 году, к 50-летию Великой Победы В. М. Шаповалов издает книгу «Потомкам. Антология военной прозы и поэзии Белгородчины. Том 1», в котором представлены воспоминания и судьбы участников войны. На форзаце книги — фотография четырежды героя Советского Союза, Маршала Советского Союза, Героя Монгольской народной республики Георгия Константиновича Жукова с дарственной надписью одному из участников издания. Автор-составитель, как пишет сам В. М. Шаповалов, предоставил слово не только профессиональным литераторам, но и фронтовикам. И эту правду жизни, сконцентрированную в воспоминаниях более сотни участников войны, писатель-фронтовик стремится передать новому поколению россиян. Он предваряет свое повествование наказом: «И пусть каждый на века уразумеет, что с потерей ума ты теряешь себя, но остается Отечество; с потерей памяти — утрачивается Отечество». Поэтому, как считает издатель, так важно представить потомкам «незаидеологизированный» взгляд на прошлое, что будет использовано в будущем историками и учеными в борьбе против фальсификации истории. В послесловии к изданию В. М. Шаповалов отмечает: «Но войны не прекращаются. Наоборот, мы видим, как подготовка к войне с каждым днем набирает обороты. Да и сама бойня не останавливается на земле ни на час». Он задается вопросом: «Кому это надо?...» И далее он, отталкиваясь от исторических событий прошлого и прогнозируя будущее, подчеркивает, что «читатели не понимают того, что истинные причины войн глубоко скрыты… Самое страшное для… фашизма — это национально-освободительная война, направленная против ига покорителей мира… грядет фашизм пострашнее гитлеровского — более изощренный, более хитрый, более коварный… потому что любой фашизм, в какую бы национальную одежду он ни рядился, ставит перед собой единую цель — покорение всех остальных народов во имя процветания одного». Завершая книгу «Потомкам», писатель обращает внимание на то, что «спасение народов не в противостоянии друг другу, а во всеобщем братании в борьбе против единого врага всех народов мира — фашизма… И в литературе тронут только самый верхний слой этого пласта — основная же часть его канет в безвестность с нашим [ветеранов] уходом, ибо история — забывчивая бестия… Пусть же общим памятником нам всем — еще живущим и уже ушедшим — будет воздвигнутый ПОТОМКАМ этот братский монумент!» Его слова приобретают особую ценность сейчас, когда в работах свидетелей исторического военного прошлого мы ищем ответы на вопросы о будущем России и мира. И через прозу мыслителя военной эпохи современники и потомки ощущают связь времен.

— Как появилась идея создать книгу о дедушке? Как долго вы работали над этой книгой и расскажите о том, что вошло в это издание?

Несколько лет назад еще при жизни дедушки у меня, как автора-составителя, возникла идея представить в едином издании его почти вековой жизненный путь беззаветного служения Отечеству. Так родилась книга «Духовное завещание современникам и потомкам. К 95-летию писателя В. М. Шаповалова / автор-составитель Е. А. Дергачева» (М., 2021. 480 с.), вышедшая под эгидой Российской академии наук. В ней объединены исследовательские взгляды на творчество и публицистику Владислава Мефодьевича представителей разных наук — филологов, философов, историков, педагогов, культурологов, поскольку творчество писателя, многогранное по своей сути, является предметом изучения специалистов разных социально-гуманитарных направлений. Поэтому в содержании указаны регалии каждого рецензента работ В. М. Шаповалова, будь он кандидат филологических наук, доктор исторических или философских наук, учитель русского языка и литературы. Среди более двух десятков рецензий на его произведения о Великой Отечественной войне отобраны воспоминания кандидата философских наук В. Н. Колесник «Тема сбережения русского народа в романе «Белые берега», кандидата филологических наук Л. С. Маркиной «Мастер художественного слова», учителя русского языка и литературы В. И. Лобовой «Возьми свой предел. Урок по поэме В. М. Шаповалова «Медвяный звон», члена Союза писателей Беларуси В. В. Крайнева «Великан духа. Исследование творчества писателя В. Шаповалова», заслуженного агронома РСФСР Н. Р. Асыка «У четвертого поля» и др. Патриотическое мировоззрение В. М. Шаповалова находит отклик у представителей разных научных специальностей. Синтез наук, как указано в послесловии автором-составителем, возможен на фундаменте философии как метанаучной исследовательской методологии. Статьи в издание были отобраны по согласованию с Владиславом Мефодьевичем, фотографии в книге собраны на основе семейных архивов военного и послевоенного времени. Однако от момента задумки книги и до момента ее издания прошло долгих четыре года. Книга увидела свет лишь в 2021 году уже после ухода писателя из жизни. Само название книги «Духовное завещание современникам и потомкам» взято на основе одной из рецензий на произведения писателя, представленного В. Н. Колесник. По сути, эта книга — духовное завещание писателя, поскольку в ней сконцентрирован отклик читательской аудитории на его произведения о трагическом для страны военном времени, представлен почти вековой жизненный путь самоотверженного служения Отечеству словом и делом, отражена библиография всех его основных произведений.

Проведенная работа над изданием книги показала, насколько обширен перечень исследовательских, критических и библиографических материалов о прозаике Владиславе Мефодьевиче Шаповалове. Постоянное обращение к страницам произведений В. М. Шаповалова приносит все новые и новые открытия и ощущения, позволяющие обнаружить новые грани его разностороннего творчества. Читатель открывает для себя писателя как историка, талантливого педагога и философа. При всем многообразии взглядов литературоведов и обществоведов, исследующих различные грани творчества писателя, в книгу вошли лишь наиболее значительные работы, отражающие острую социально-патриотическую направленность его прозы и публицистики. На мой взгляд, такой исследовательский подход представляет определенный интерес — можно проследить, как именно оценивают критики те или иные фрагменты прозы «мастера слова» В. М. Шаповалова, раскрывают глубинный смысл его ненадуманных творений.

Опубликованные в разные годы в различных изданиях статьи исследователей о творчестве В. М. Шаповалова были разобщены и малодоступны, поэтому, сведя их воедино в данной книге, я постаралась познакомить читателя с этими документами, чтобы заглянуть в его мастерскую, переосмыслить с исторических и философских позиций целую эпоху – жизненный путь, мысли, надежды и заветы поколения Победителей Великой Отечественной войны. Наши современники и потомки будут помнить В. М. Шаповалова как величайшего гуманиста, патриота, мыслителя военной, советской и современной эпохи. Данная книга позволила представить его прозаические произведения как философские размышления очевидца о войне и мире, сущности жизни, передать духовное послание писателя будущим поколениям, бережно сохраняя неувядающую ценность мыслей ушедшего столетия.

Ориентиром для действий современников и потомков, по мысли писателя, должна стать героическая история нашей страны для будущей консолидации всех сил государства и нации. В своих произведениях прозаик возвеличивает дух русского народа, возводит духовно-нравственную крепость для борьбы на идеологическом фронте, тем самым создает будущее на прочном фундаменте – патриотизме, продлевая судьбу своего слова далеко за пределы той эпохи, в которой оно формировалось.

Имя В. М. Шаповалова внесено в энциклопедию «Лучшие люди России», он лауреат многих литературных премий, автор более 40 произведений прозы, тираж его русскоязычных и зарубежных изданий превышает 2 млн экземпляров. В 2021 году писатель посмертно был награжден высшим знаком отличия Белгородской области «Прохоровское поле» — третье ратное поле России II степени. Соотечественники отметили его вклад в развитие культуры родной страны и высокий патриотизм.

С книгой можно ознакомиться в Российской государственной библиотеке и других библиотеках страны.

#ак

Даниэлла Витковская: «2025 год будет насыщен событиями»
Даниэлла Витковская: «2025 год будет насыщен событиями»

Председатель Детского Общественного совета Музея Победы Даниэлла Витковская в интервью РИА «Победа РФ» рассказала...

16.12.2024

Точка зрения

Михаил Фадеев: «Люблю свою малую родину»
Михаил Фадеев: «Люблю свою малую родину»

Житель самого северного населенного пункта России — поселка Диксон (Красноярский край), активист музея Диксонской...

10.12.2024

Точка зрения

Артём Гагаринов: «Я не считаю себя героем»
Артём Гагаринов: «Я не считаю себя героем»

Участник форума детей-героев в Музее Победы, обладатель награды Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой...

09.12.2024

Точка зрения

Наталья Лысенко: «У современных музеев есть множество возможностей»
Наталья Лысенко: «У современных музеев есть множество возможностей»

Участница курса повышения квалификации «Медиакоммуникации и связи с общественностью в современном музее» Академии Музея...

02.12.2024

Точка зрения

Елена Панова: «Я хочу, чтобы все люди полюбили музей, как я люблю»
Елена Панова: «Я хочу, чтобы все люди полюбили музей, как я люблю»

Участница курса повышения квалификации «Медиакоммуникации и связи с общественностью в современном музее» Академии Музея...

29.11.2024

Точка зрения

Вячеслав Кондрашов: «Будут знать о разведчиках — больше будут Родину любить»
Вячеслав Кондрашов: «Будут знать о разведчиках — больше будут Родину любить»

Ветеран военной разведки доктор исторических наук Вячеслав Кондрашов в интервью РИА «Победа РФ» рассказал...

19.11.2024

Точка зрения

Даниэлла Витковская: «2025 год будет насыщен событиями»
Точка зрения
Даниэлла Витковская: «2025 год будет насыщен событиями»
16.12.2024
Михаил Фадеев: «Люблю свою малую родину»
Точка зрения
Михаил Фадеев: «Люблю свою малую родину»
10.12.2024
Артём Гагаринов: «Я не считаю себя героем»
Точка зрения
Артём Гагаринов: «Я не считаю себя героем»
09.12.2024
Наталья Лысенко: «У современных музеев есть множество возможностей»
Точка зрения
Наталья Лысенко: «У современных музеев есть множество возможностей»
02.12.2024
Елена Панова: «Я хочу, чтобы все люди полюбили музей, как я люблю»
Точка зрения
Елена Панова: «Я хочу, чтобы все люди полюбили музей, как я люблю»
29.11.2024
Вячеслав Кондрашов: «Будут знать о разведчиках — больше будут Родину любить»
Точка зрения
Вячеслав Кондрашов: «Будут знать о разведчиках — больше будут Родину любить»
19.11.2024
Мария Спасская: «Вложение в наше развитие — это инвестиция в будущее музеев»
Точка зрения
Мария Спасская: «Вложение в наше развитие — это инвестиция в будущее музеев»
14.11.2024
Надежда Гурко: «В Музее Победы мы получили бесценный опыт»
Точка зрения
Надежда Гурко: «В Музее Победы мы получили бесценный опыт»
11.11.2024
Виктор Пугачев: «В воздух пришла команда: «Работаем по полной!»
Точка зрения
Виктор Пугачев: «В воздух пришла команда: «Работаем по полной!»
08.11.2024
Виталий Степкин: «Сотрудник музея должен постоянно развиваться»
Точка зрения
Виталий Степкин: «Сотрудник музея должен постоянно развиваться»
06.11.2024
Елена Глухова: «Музей — это самое лучшее место на свете»
Точка зрения
Елена Глухова: «Музей — это самое лучшее место на свете»
05.11.2024
Анастасия Митрошина: «Полученные знания вдохновят на новые выставки»
Точка зрения
Анастасия Митрошина: «Полученные знания вдохновят на новые выставки»
02.11.2024
Юлия Костюченко «Для нас важно понимать и фиксировать изменения»
Точка зрения
Юлия Костюченко «Для нас важно понимать и фиксировать изменения»
01.11.2024
Наталья Дочкина: «Мы сохраняем память о защитниках Донбасса»
Точка зрения
Наталья Дочкина: «Мы сохраняем память о защитниках Донбасса»
28.10.2024
Татьяна Седых: «О таком высоком человеческом общении нужно снимать фильмы»
Точка зрения
Татьяна Седых: «О таком высоком человеческом общении нужно снимать фильмы»
24.10.2024
Марина Рамонова: «Молодежь Осетии гордится предками»
Точка зрения
Марина Рамонова: «Молодежь Осетии гордится предками»
15.10.2024
Наталья Назарова: «Музей Победы — образец подачи исторического материала»
Точка зрения
Наталья Назарова: «Музей Победы — образец подачи исторического материала»
27.09.2024
Кирилл Самойлов: «К выставке в Музее Победы мы шли три года»
Точка зрения
Кирилл Самойлов: «К выставке в Музее Победы мы шли три года»
26.09.2024
Евгения Сорокина: «В Музей Победы нас отправляли всем поселком»
Точка зрения
Евгения Сорокина: «В Музей Победы нас отправляли всем поселком»
25.09.2024
Елена Фогель: «Музей Победы каждый раз рождает новые эмоции»
Точка зрения
Елена Фогель: «Музей Победы каждый раз рождает новые эмоции»
25.09.2024