Заместитель начальника отдела экскурсионного обслуживания Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские» (Московская область), участник курсов повышения квалификации «Традиции и инновации в экскурсионной деятельности» Академии Музея Победы Владимир Романов в интервью РИА «Победа РФ» рассказал о значимости образовательной программы и особенностях работы экскурсоводов.
— Владимир Анатольевич, расскажите о музее, в котором вы работаете, об основных экспозициях?
Когда мы говорим: «Музей-заповедник «Горки Ленинские», мы имеем в виду не только усадьбу и дом, где жил и работал Владимир Ильич Ленин. Музей-заповедник — это целый комплекс объектов, причем различной тематической направленности, у нас объекты не только Ленину посвящены. Ну возьмем основной первый — дом и усадьбу, где мы рассказываем об усадебном быте начала XIX века. К 2015 году была восстановлена экспозиция примерно такой, какой она являлась до национализации, до марта 1918 года. И принадлежала усадьба незадолго до этих событий Зинаиде Григорьевне Морозовой-Рейнбот. Это вдова знаменитого в свое время мецената, предпринимателя Саввы Тимофеевича Морозова, которая впоследствии стала женой московского градоначальника. Вот и, конечно, она сделала очень много для того, чтобы в начале XIX века усадьба была похожа, скажем так, на образец неоклассицизма в духе перестройки, в духе организации предметного мира классического у русских усадеб.
И в то же время нам не просто проводить экскурсии на дворянской экспозиции, среди мебели из красного дерева и бронзы французской начала XIX века, оформленной по методике «огневое золочение», и вспоминая при этом про Владимира Ленина. Потому что вот есть спальня Ленина, где он скончался, а это бывший будуар Морозовой, он оформлен по канонам конца XVIII века, и рядом находится посмертная маска Ленина, слепки с кистей рук и несколько его инвалидных колясок. Ну, это действительно очень сложная история, очень сложные противоречия. Поэтому часто мы называем экскурсии в усадебном доме гибридными, говорим о том, что здесь жил Ленин, и показываем то, против чего он вообще-то боролся.
Также у нас есть северный флигель, южный флигель, там тоже есть экспозиции. И есть еще один объект — мемориальный гараж, где находится единственный в мире «Роллс-Ройс» в формате автосаней. На Путиловском заводе в свое время для Ленина сделали такой для зимних поездок из Москвы в Горки. А еще у нас есть музей крестьянского быта, находится на 12-м километре старого Каширского шоссе.
Ну, на самом деле коллектив наш работает, люди справляются, им интересно, мы порой совмещаем несовместимое на наших экскурсиях. Хотя, конечно, очень непростой у нас ареал.
— На курсы повышения квалификации Академии Музея Победы вы пришли в поисках новых знаний и опыта?
Да, и на курсах Академии Музея Победы мы увидели вообще современное музейное устройство, мы увидели современную работу экскурсоводов, молодых активных ребят. И это действительно тяжкий труд. И, как экскурсовод, я это понимаю. Это должна присутствовать и мощная психологическая и физиологическая подготовка, и действительно огромный багаж знаний. Это должна быть прекрасно поставленная русская речь, и это умение работать с различными категориями посетителей, от маленьких детей до гостей из других государств. И я вижу здесь как бы современный взгляд на то, как должен работать актуальный комплекс с учетом привлечения посетителей, распределения потоков. И мне хочется сделать так, чтобы всем нравилось в нашем музее и чтобы люди захотели вновь прийти и посоветовать своим родным, близким или друзьям это сделать.
— Что наиболее ценным было именно для вас на курсах?
Я восхищен экскурсионным отделом Музея Победы. Мне понравилось, как обозначили специалисты основные тенденции организации работы подразделений музея. Когда я сюда ехал, у меня была цель посмотреть, как коллеги организуют экскурсии. И я оглушен, в хорошем смысле, шокирован, что есть разные программы, разные локации, разная тематика, есть элементы присутствия актеров, соучастия в каких-то познавательно-развлекательных акциях. И я понял, что за три дня получил столько информации, которую теперь нужно переварить и разложить по полочкам.
— А в целом, если говорить о Музее Победы, какие впечатления?
Самое, конечно, большое впечатление на меня произвела мультимедийная часть музея. Это действительно XXI век, это действительно погружение в реальность нашего прошлого — периода Великой Отечественной войны, это ощущение, что ты не просто много нового узнаешь, — ты получаешь новые эмоции. Одна из экспозиций, которую мы посещали, — «Подвиг Народа», — она продолжалась около двух часов, я вышел совершенно оглушенным, в хорошем смысле! Как будто бы действительно и ты столько лет назад защищал Москву, оборонял Ленинград и доставлял продукты по Ладоге, брал штурмом Берлин или прямо на линии фронта вытаскивал раненых из-под обстрелов. Ощущение сопричастности, вовлеченности, оно, конечно, непередаваемое.
Хотя, казалось бы, мы много знаем и много читали, смотрели. Но тем не менее ощущение новизны велико, потрясающая подача, просто удивительная подача, ну, наверное, я бы до такого сам не додумался.
— Насколько актуально сохранение исторической памяти, с вашей точки зрения, и насколько важно привлекать в музеи людей?
Как показывает опыт последних трех десятилетий, это очень необходимо! Необходимо вести идеологическую работу, воспитательную, да, правда о войне и о том, что пережили целые поколения наших предков, она необходима, чтобы в том числе не допустить тех ужасов. И, конечно, военно-патриотическая работа в этом плане очень важна, и нужно вовлекать в это как можно больше детей и молодежи, потому что, если мы сегодня упустим молодежь, завтра мы ничего не исправим. Это видно не только на примере Украины, но и других республик. Я сам застал вот этот период разрыва диалога поколений. Я школу окончил в 1991 году, и я помню, как пришло это безвременье идеологическое. Сейчас, к счастью, мы все как бы возвращаемся к осознанию своей истории и исторической роли во времени и пространстве. И, я думаю, Музей Победы в этом играет одну из ключевых ролей.
#ак