Директор Института изучения детства, семьи и воспитания, заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации по просвещению и воспитанию Наталья Агре в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о ценностях современной молодежи, перспективах нового школьного предмета «Семьеведение» и поделилась опытом воспитания своих детей.
— Наталья Валентиновна, сегодня мы много слышим и говорим о воспитании молодежи. Как многодетная мама, расскажите, пожалуйста, какие смыслы вы закладываете в воспитание своих детей?
Последние годы тема воспитания находится в центре внимания всего государства и Президента Российской Федерации. Говорить о том, что нужно воспитывать детей, нужно воспитывать общество - это очень правильные посылы. Но, когда дело доходит до практики, выясняется, что не все так просто. У каждого в семье бывают моменты бессилия и разочарования от неуспехов в воспитании своих детей. В моей семье это даже отдельная тема для подшучивания. «Ну, как это у тебя, директора Института воспитания, такие дети растут?», - говорит мне один мой ребенок про другого.
Выстраивая процесс воспитания, нужно заглядывать в будущее. Если вы не приучили ребенка к труду, то каким образом он сможет реализовать свои желания или увлечения? Как ребенок будет относиться к своей будущей супруге или супругу, если он не уважает своих родителей? Это все очень важно. Мы много и высокопарно говорим про патриотизм, но патриотизм начинается с дома. Говорить детям, что делать - абсолютно бессмысленно. Лучше окружить своих детей тем, что правильно: хорошей музыкой, кино, разговорами. Я стараюсь быть лучшей мамой каждый день, у меня это не получается, но я не сдаюсь. Как и наш Институт воспитания не сдается, когда у нас что-то не получается. Нам, взрослым, всем друг другу нужно помогать становиться лучше, и я думаю, что дети за нами подтянутся.
— Какие актуальные проблемы воспитания у нас существуют?
Проведя мониторинг ценностных ориентиров современной молодежи, мы обеспокоены тем, что десять процентов детей у нас находятся в риске полного одиночества. Мы увидели, что есть категория детей, которая не имеет друзей. Они же не обращаются за помощью к педагогам, не обращаются за советами к родителям. Это те дети, которых легче всего вовлечь во что угодно. Но и в хорошее, в том числе. Мы проанализировали нашу огромную базу - в исследовании приняли участие 783 тысячи человек по всей стране, и нужно констатировать, к сожалению, что ошибки в этих цифрах быть не может.
Также, если приводить цифры, каждый четвёртый представитель молодежи никогда не задумывался о создании семьи; каждый десятый не хочет ее создавать; 35% семей никогда вместе не занимаются спортом; 19% семей никогда не посещают театры, музеи и выставки вместе. Очень испугала цифра, связанная с компьютерными играми - 20 % школьников и 30% студентов среднего профессионального образования каждый день два часа проводят за компьютерными играми. То есть вместо того, чтобы заниматься спортом, дружить, читать, они портят себе зрение, нервную систему, а про содержание игр я даже не хочу говорить. Конечно, на систему образования в этом плане ложится очень большая ответственность, для того чтобы где-то помочь семье обратить внимание на эти моменты, а где-то и подменить родителей, у которых в силу занятости, усталости не получается повлиять на это.
Кроме того, мониторинг выявил очень пугающие прогнозы по нашим бабушкам и дедушкам. Только 6 % бабушек и дедушек готовы заниматься со своими внуками. При этом как организация, которая ведет научную деятельность, мы видим, что не родители прививают детям ценности, они передаются через поколения. То есть отсутствие бабушек и дедушек - это большая угроза для воспитания подрастающего поколения. Также, согласно мониторингу, у нас есть еще вопросы в патриотическом воспитании, несмотря на то, что мы видим серьезные изменения за последние годы. Сформировалось уважение к государственным символам, дети стали понимать, что любовь к Родине - это не только чувство, но еще и деятельность.
— Насколько, на ваш взгляд, в рамках патриотического воспитания важно говорить с молодежью о специальной военной операции?
Очень важно. Мы были на одном мероприятии в Музее Победы, и там организовали встречу военнослужащего, участника СВО и девочки, которая написала ему трогательное письмо на фронт. Благодаря этому письму боец и его боевые товарищи спаслись, смогли найти выход в тяжелом бою. Меня это очень впечатлило. Мы сейчас живем в очень непростое время, и с детьми нужно об этом разговаривать. Говорить о том, как пережить горе, как поддержать ближнего.
— Что вы думаете о вкладе Музея Победы в воспитание детей?
Мои дети были в Музее Победы десять тысяч раз! Мы рекомендуем это место для различных мероприятий, проведения встреч, потому что, попадая в Музей Победы, у детей есть возможность прикоснуться к своим предкам, к истории, а это необыкновенно важно в воспитании. Для нас Музей Победы и программа «Школьный музей Победы» - огромный ресурс в нашей деятельности.
— Наталья Валентиновна, с нового учебного года в школах будет введен курс внеурочных занятий «Семьеведение». Как вы оцениваете его перспективы?
Запрос на этот курс идет в первую очередь от детей и родителей. Мы в своем мониторинге задали вопрос молодежи, готовы ли они пройти курс перед вступлением в брак. 65 % респондентов ответили положительно. То есть можно говорить о том, что интерес к этому курсу есть. В этом предмете заложены ценностные смыслы: что такое семья, какую роль должен играть каждый член семьи. Этот курс необходим и для работы над собой, для того чтобы оглянуться вокруг и посмотреть, какая семья уже есть у молодого человека. Курс поможет ему выстроить отношения с родителями, с сестрами и братьями, бабушками и дедушками.
#мп