Педагог-организатор школы № 1374 г. Москвы Эдуард Кудрявцев в интервью РИА «Победа РФ» рассказал о своей бабушке Антонине Григорьевне Павлушкиной — легендарном враче и о ее вкладе в Победу в Великой Отечественной войне.
— Эдуард, расскажите, пожалуйста, откуда родом ваша бабушка?
Моя бабушка, Павлушкина Антонина Григорьевна, родилась 18 мая 1917 г. в крестьянской семье в деревне Мясцово Ржевского уезда Тверской губернии Российской империи.
Отец Антонины до революции, как и многие крестьяне, уходил на зиму на заработки в Петербург, таких рабочих еще называли «питерщики». Здесь он трудился столяром-краснодеревщиком на Обуховском заводе. В 1914 году призывался в армию, на фронта Первой мировой войны, а осенью 1917 г. в ходе Октябрьской революции Григорий Павлушкин участвовал в штурме Зимнего дворца.
По окончании школы в 15 лет, в 1932 г., Антонина поступила в Ржевский медицинский техникум, окончила с отличием и в 1936 г. поступила в Первый медицинский институт в Ленинграде, затем перевелась в Военно-морскую медицинскую академию и уже 25 июня 1941 г. сдала выпускные экзамены. 16 июля 1941 г. старший лейтенант Павлушкина была назначена на должность врача батареи «Аврора». Когда бабушка собиралась на фронт, подруги спросили у нее: «Зачем ты берешь на войну красивое выпускное платье?» Антонина ответила: «А в чем же я буду праздновать Победу!» То есть с самых первых дней она была уверена, что победа будет за нами.
— Вашей бабушке, насколько я знаю, пришлось и командование на себя взять?
Да, в июне 1941 легендарный крейсер «Аврора» потерял из-за поломки машин ходовые свойства и стоял на рейде. Девять орудий сняли с корабля и установили на линии Воронья гора (около 20 км до Ленинграда), обозначив ее как «Батарея А». Так появился Дудергофский укрепрайон, который состоял в том числе и из снятых с крейсера «Аврора» орудий. Возле своих орудий авроровцы и погибли 11 сентября 1941 года, когда наступавшие со стороны Гатчины немецко-нацистские войска взяли Дудергоф (он будет освобожден только в январе 1944-го). С этой вершины открывается вид на Ленинград, что превращало ее в важный стратегический объект, поскольку с нее можно было обстреливать город из дальнобойных орудий. Долгое время Антонина Григорьевна являлась там единственным медицинским работником батареи численностью личного состава около 200 человек.
11 сентября 1941 г. нацисты начали наступление на позиции «Батареи А». В это время Антонина Григорьевна находилась около орудия № 5. В ходе ожесточенного боя из 20 бойцов орудийного расчета в живых осталось 9 моряков, погиб и командир расчета. Антонина Григорьевна, как старший по званию офицер, приняла командование. Хотя она не имела специального артиллерийского образования, в бою очень важно было вдохновлять матросов, подавать команды, организовать обслуживание сложного орудия. Девушка наравне с бойцами подносила 30-килограммовые снаряды. А когда весь боекомплект, около 100 снарядов, был расстрелян, пушка вышла из строя из-за интенсивности стрельбы, связь потеряна, рядом раздавалась немецкая речь, Антонина Григорьевна скомандовала выходить из окружения по-пластунски под огнем немцев.
— Ей удалось выйти из окружения?
Да, она вышла и еще несколько человек. После гибели «Батареи А» Антонина Григорьевна продолжила службу врачом в других воинских частях, в том числе и тех, которые защищали город на Неве. День Победы она встретила в Пярну в звании капитана медицинской службы.
— За ее мужество и отвагу наверняка были награды?
Да конечно, за подвиги в годы войны бабушка была награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», знаками «Отличник ВМФ», «Защитнику Ораниенбаумского плацдарма».
— А как сложилась жизнь Антонины Григорьевны уже в мирное время?
Она продолжила работать доктором. Общий же стаж ее работы врачом составил почти 50 лет, не считая 10-летнего периода обучения. И самое главное, что память о бойцах-авроровцах она пронесла через всю свою жизнь, в послевоенные годы она явилась инициатором создания мемориалов и памятников в их честь. Были созданы 4 мемориала.
— То есть Антонина Григорьевна внесла не только большой вклад в Победу, но и в сохранение исторической памяти…
Да, вот с 1961 года военные историки и журналисты начали серьезно воссоздавать судьбу «Батареи А», писать статьи в газеты и журналы. На крейсере «Аврора» открылась экспозиция в память о ней.
В 1987 году Антонина Григорьевна была награждена знаками ЦК ВЛКСМ «За отличие в труде», «За активную военно-патриотическую работу с молодежью и за участие на общественных началах в строительстве мемориальных памятников».
В конце 1990-х бабушка передала свои архивы в четыре крупнейших музея Санкт-Петербурга. Это ее наследие, дополняющее друг друга, высочайшая культурная ценность и половина всего, что известно об истории «Батареи А».
В Центральном военно-морском музее хранятся ее первые рукописи о войне и «Батарее А», в Артиллерийском музее хранится массив документов о строительстве памятников «Взрыв» и в в/ч 14108 — чертежи, эскизы, личная переписка, а также первые личные рукописные воспоминания о войне.
В Музее обороны и блокады Ленинграда находятся ее последние машинописные воспоминания — «Записки военного врача» и ряд альбомов. Это наиболее полные мемуары объемом почти в 500 страниц. И мы всей семьей гордимся бабушкой и чтим ее память.
#ак