Жители блокадного Ленинграда в Музее Победы приняли участие в открытии экспозиции «Салют над Невой». Выставка приурочена к 80-летию полного освобождения Ленинграда от блокады. Мая Владимировна Кузьмина, одна из тех, чье детство пришлось на тот тяжелый период, в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о том, как ее семья выживала в блокаду.
— Мая Владимировна, расскажите, сколько лет вам было?
Война началась, мне 6 лет было, я с 1935 года, я ходила в детский сад. Детский сад находился при больнице И. И. Мечникова (ныне больница Петра Великого). Там были госпитали, как раз и нас кормили. Я вот все время вспоминаю, думаю, как наша заведующая находила продукты, — а госпиталя, видимо, помогали, жалко детей было. Нас спасали.
Карточка моя была сдана в детский сад. Дома, конечно, я есть уже не могла, у меня там брат был младше меня на два года. А я вставала равно и ходила в детский садик сама, не дай бог опоздать было на завтрак. Помню, один раз пришла, темно было еще, и говорит репродуктор — Сталин выступал. Вот «братья и сестры», я как сейчас помню, я слушала Сталина. 7 ноября, когда уже в Ленинграде по 125 граммов хлеба давали, нам на завтрак дали по чашке какао и вот такой высоты хлеб белый, вот это я запомнила на всю жизнь. Потому что все равно все время хотелось есть.
— Как вы переживали блокаду города?
Вы знаете, мы были уверены, что мы победим. Ну, периодически переживали разные жуткие истории. У моего отца брат работал на заводе Сталина, я не помню, что случилось, но он умирал от голода. То ли он потерял карточки, то ли у него украли. Но он пришел к теще, а теща его жила на первом этаже, а мы на втором. И его вот отпустили умирать. Он пришел к теще и лег умирать. Потому что те тоже его накормить не могли, потому что нечем было. И бабушка моя отдавала хлеб дяде Коле, а сама сознательно ничего не ела, просто лежала. Я приходила из садика и видела это все, она сначала со мной разговаривала, а потом она уже говорить не могла, она только смотрела, лежала, у меня ее фотография есть, и так она умерла у нас от голода.
Ну и еще была история, когда брата моего чуть не похитили. Я зашла в булочную, а брат стоял около, и подошел какой-то мужчина — предложил ему отвести к маме. А мама была на казарменном, и мы ее не видели месяцами. Поэтому он обрадовался и пошел, а мне женщина увидела и рассказала, что брата куда-то повели. И случаи были уже, что похищали детей. Но моего брата мы с сестрой двоюродной спасли.
— А бомбежки как переживали, страшно было?
Ну, поскольку мы около больницы жили, там бомбежек мало было, потому что в каждом павильоне лежали немецкие офицеры. И вот за все время было всего две, наверное, или три бомбежки. А вот когда я уже на Таврической жила, там Смольный недалеко, у нас окна выходили на Таврический сад и музей Суворова. Вот когда бомбили музей, то там вода разлилась так, что как будто Нева течет по Кирочной. Бомбили все время, и тогда было страшно. А потом уже не боялись, даже перестали прятаться.
Мы всегда верили в Победу нашей армии, мы ходили по госпиталям, выступали, стихи читали про армию. А я еще в госпиталь ходила, помогала, у меня даже должность была — сматывать бинты, мамина старшая сестра работала в больнице Мечникова, и у нее вот я помогала. Я бежала после садика к ней, а у нее уже в тазу лежали настиранные бинты, и я научилась их сматывать, потом они еще шили рукавицы специальные, и я завязывала узелки, обрезала ниточки, что могла, то делала.
— Когда сняли блокаду, что вы чувствовали?
Ой, мы жили тогда уже на Таврической, сначала мы жили у больницы Мечникова, потом, когда у нас амбразуру сделали в доме, нас переселили вот на Таврическую. И вот мы все высыпали на Кирочную! Народу столько было, все видели этот салют в 20 часов по случаю снятия блокады! Все очень радовались! И у нас вера в Победу была всегда, что наш народ выстоит и победит. Как и сейчас! И сейчас мы верим в Победу! И она будет.
И вот когда уже окончательно наши победили, мы с мамой проспали, стучит нам сосед Юра Кузнецов и кричит, что война кончилась! Победа! Победа! Мы проснулись быстро, очень радовались, обнимались! А когда войска шли на Дворцовую площадь, мы на Литейном стояли с цветами, преподносили цветы нашим солдатам и благодарили!
— В Музее Победы вы впервые?
Нет, я много раз здесь была, для меня это особенное место! У меня родственники были участниками Великой Отечественной, и для меня это отчасти возможность почтить их память и память всех наших защитников, которые добились Победы. Сегодня вот в Музее стартовал цикл мероприятий, посвященных снятию блокады Ленинграда, и это так почетно быть здесь, и мне очень хочется поблагодарить всех, кто причастен к сохранению исторической памяти.
— Что бы вы пожелали подрастающим поколениям?
Любить Родину! Это самое главное! После войны я много поездила по стране и поняла давно, что самое главное — это Родина! Такая замечательная, как у нас, далеко не у всех, и надо беречь нашу страну. И, конечно, добра и счастья всем-всем желаю!
#ак