Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Татьяна Семенова: «Знакомство с музеем должно начинаться в игровой форме»

5776

Татьяна Семенова: «Знакомство с музеем должно начинаться в игровой форме» Фото: пресс-служба Музея командира крейсера «Варяг» В. Ф. Руднева

Экскурсовод Музея командира крейсера «Варяг» В. Ф. Руднева Татьяна Семенова в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о необычных экспонатах музея, обновленных экспозициях и о том, как заинтересовать детей музейной жизнью.

— В чем уникальность вашего музея? Какие эксклюзивные экспонаты в нем представлены?

Трудно найти человека, которому неизвестно гордое имя крейсера «Варяг», но не каждый знает имя его командира Всеволода Федоровича Руднева, выходца из дворян Тульской губернии, предки которого прослужили Андреевскому флагу более 200 лет. Имя этого героя и носит наш музей.

Гордостью нашей коллекции являются фрагменты с крейсера «Варяг». Их подняли со дна Ирландского моря в 2003 году, в преддверии 100-летия подвига моряков «Варяга». Участником экспедиции стал внук командира крейсера «Варяг» Никита Пантелеймонович Руднев-Варяжский. Он специально прилетел из Франции, чтобы вместе со всеми погрузиться на дно Ирландского моря. И вот когда он держал в руках фрагмент крейсера, он сказал: «Я очень сильно гордился тем, что до него некогда, возможно, прикасался мой знаменитый дед».

В наш музей передали два фрагмента корабля. Один из них — элемент сливного устройства. Он был вмонтирован в палубу корабля, и когда шел дождь или драили палубу, через это приспособление вода уходила в море. Но самое страшное — что именно через эти решетки шпигата в море стекала кровь наших погибших и раненых моряков.

Второй предмет — это вымбовка, приспособление для поднятия якорной цепи вручную. Представьте рычаг, он называется «шпиль», а его верхняя часть, которая вращается, называется «баллер». Вымбовку вставляют в отверстие, которое там есть, и вращаясь вокруг него, поднимают груз.

В нашем музее хранятся и личные вещи командира крейсера «Варяг». После смерти Всеволода Федоровича его семья эмигрировала за границу, и единственный, кто вернулся в Россию, — это его старший сын Николай, он привез с собой около 50 предметов, которыми пользовался отец.

Гости нашего музея могут увидеть несессер (специальный контейнер для мелких предметов) с туалетными принадлежностями, чудом сохранившийся бокал, из которого пил Руднев перед своей смертью. Когда он тяжело болел и не мог встать с постели, он использовал этот бокал как звоночек — стучал по нему карандашом. Еще в нашем музее хранится его фотоаппарат фирмы «Пете». Он очень любил фотографировать, особенно природу, и всегда заботился о повышении кругозора своих матросов. После основных дел на корабле они часто делали вылазки на сушу, где знакомились с достопримечательностями страны, города или порта, в котором находились. К сожалению, его снимки не сохранились, но есть приличное количество фотографий, которые сделали его дети — Николай и Георгий.

— Как изменился ваш музей за последние годы?

В 2020 году в нашем музее был осуществлен капитальный ремонт и полное переоснащение экспозиции. Музей командира крейсера «Варяг» В. Ф. Руднева оснастили мультимедийными установками, он стал более современным, интерактивным. У нас появились и дополнительные услуги, например, компьютерная игра «Морской бой». Обновить выставки удалось благодаря губернатору Тульской области Алексею Геннадьевичу Дюмину.

— Есть ли в вашем музее программы для детей?

Я как экскурсовод считаю, что знакомство с музеем должно начинаться в игровой форме. Слово «музей» иногда немножечко стопорит ребенка. Поэтому у нас есть программы, которые плавно погружают маленького посетителя в историю и знакомят с музеем. Например, 6-7-летнему ребенку, который не знаком с Русско-японской войной, будет не очень понятно, если сразу начать о ней рассказывать. Поэтому мы предлагаем занятия с элементами квеста. Пройдя определенное испытание, ребенок найдет билет, который дает возможность поиграть в компьютерную игру «Морской бой». Это развлекательный метод вхождения в музейную жизнь, в музейное пространство.

Также у нас есть музейные программы службы на флоте. Дети знакомятся с понятием «флот», узнают, какие бывают корабли. Ребята переодеваются в морскую форму. Когда мы изучаем историю тельняшки, бескозырки — они их надевают и превращаются в настоящих моряков. Затем мы с ребятами идем к настоящему адмиралтейскому якорю, и они учатся завязывать морской узел. А в завершение занятия мы составляем карту, чтобы закрепить полученные знания.

У нас есть экскурсия и для детей старше 12 лет «Тяжела фуражка кадета», где раскрывается детство Всеволода Федоровича Руднева. Дети узнают, каким этот мужественный герой был в детстве и о чем он мечтал в их возрасте, как он поступил в училище и с какими сложностями сталкивался. Экскурсия проходит в формате вопрос-ответ. Я спрашиваю у детей: а как бы они поступили на месте Руднева? Вовлекаю их в диалог, и мы общаемся на протяжении всей экскурсии.

Кроме этого, у нас проходят уроки живой истории «Русско-японская война 1904-1905 годов». Дети, которые изучают эту войну, узнают не только то, что написано в учебниках, а получат гораздо больше информации, будут гордится тем, что в нашей стране были люди, которые нашли в себе силы, смелость и мужество вступить в неравный бой с превосходящими силами противника. Все это мы делаем сообща с преподавателем истории.

Еще у нас есть музейная программа «Державность, верность, героизм». Наш музей обладает современным оснащением, например, хронологию первого дня Русско-японской войны можно посмотреть на масштабном экране. Также мы рассказываем о предпосылках к этой войне и о том, как развивались события тех лет. Посетители узнают о переговорах, которые происходили между Англией, Францией, Италией и Российской империей, о том, как наши корабли готовились к выходу в бой, как они шли в это сражение, как оно вообще происходит — до мельчайших подробностей. Информацию, которую рассказывают гиды нашего музея, дети запоминают лучше, чем если бы они просто посмотрели видеоролик. Я замечаю, что в ходе экскурсии у детей даже осанка меняется, ребенок выпрямляется, видна гордость за своих предков, это, конечно, дорогого стоит.

— Как о вашем музее узнают гости?

Наш музей находится не в центре города, а в селе Савино (Заокский район Тульской области). Один из способов узнать о нашем музее — это интернет. Но мы придумали другой, более интересный.

Всеволод Федорович Руднев занимался филателией, это было увлечение всей его семьи. Его коллекция насчитывала более 50 тысяч марок, но она была утеряна. Когда я показываю детям обычный бумажный конверт и рассказываю о том, что раньше ответ на письмо могли ждать 2-3 недели, ребята, конечно, в шоке, потому что не понимают, как так можно — сидеть и писать письма.

И для популяризации своего музея мы придумали такой лайфхак: обычно посетители пишут отзывы о музее в книге отзывов, но эти отзывы видят только сотрудники музея. Мы сделали фирменный бланк нашего музея и предлагаем посетителям написать о том, что им понравилось, на этом бланке, обращаясь к своим родным, друзьям или знакомым. Мы отправляем эти письма на почту, и адресаты, получив эти письма, узнают о нашем музее и о том, насколько здесь интересно.

— Вы прошли обучение в Академии Музея Победы. Поделитесь впечатлениями, что хотелось бы перенять и привнести в свой музей?

Можно сто раз услышать, но лучше один раз увидеть — я убедилась в этом, посетив Музей Победы. Я долгое время мечтала попасть этот музей. Моя мечта осуществилась благодаря нашему Тульскому музейному объединению во главе с нашим генеральным директором Гаврилиным Романом Викторовичем. Я прошла замечательные курсы Академии Музея Победы, где педагоги и лекторы — на высшем уровне, я увидела потрясающую экспозицию, от которой бегут мурашки по коже. У меня столько эмоций, что их просто невозможно передать.

Мне очень понравился проект «Музей из чемодана». Когда из сундучка или чемодана достают определенный экспонат и вокруг этого экспоната создается экскурсия. Меня это зацепило, и я хотела бы использовать такую практику в своей работе.

На курсах я научилась создавать проекты. Раньше я не имела представления, как это делается, не знала, с чего начать, но благодаря обучению в Музее Победы я это узнала. Я обязательно поделюсь знаниями со своими коллегами, уверена — мы создадим свой проект, потому что теперь я знаю, как это делается, чем можно удивить и как привлечь.

Сложно перечислить все, что я бы хотела перенять у Музея Победы, потому что информации настолько много, что, вернувшись домой, я продолжу учиться.

#ес

Юлия Приходько: «Музей Победы – лучший музей»
Юлия Приходько: «Музей Победы – лучший музей»

Участница курсов повышения квалификации «Современные тенденции в экспозиционно-выставочной деятельности музея» Академии Музея Победы, заведующая...

27.04.2024

Точка зрения

Наталья Агре: «Взрослым нужно быть лучше, а дети подтянутся»
Наталья Агре: «Взрослым нужно быть лучше, а дети подтянутся»

Директор Института изучения детства, семьи и воспитания, заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации...

17.04.2024

Точка зрения

Янез Уйчич: «Несмотря на давление, мы продолжим сохранять правду»
Янез Уйчич: «Несмотря на давление, мы продолжим сохранять правду»

Директор Международного исследовательского центра Второй мировой войны в Мариборе (Словения) Янез Уйчич в интервью...

11.04.2024

Точка зрения

Арчил Тодуа: «Мы хотим, чтобы монгольские дети знали, как русские помогали отстаивать независимость Монголии»
Арчил Тодуа: «Мы хотим, чтобы монгольские дети знали, как русские помогали отстаивать независимость Монголии»

В мае текущего года в Монголии на Халхин-Голе при поддержке Фонда президентских грантов состоится...

09.04.2024

Точка зрения

Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»
Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»

Заведующая Ржевским филиалом Музея Победы Марина Копаева в интервью РИА «Победа РФ» рассказал о...

28.03.2024

Лента новостей

Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»
Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»

Музыкальный руководитель проекта «Главные детские песни», заслуженный работник культуры РФ, композитор, продюсер, лауреат премии...

27.03.2024

Точка зрения

Юлия Приходько: «Музей Победы – лучший музей»
Точка зрения
Юлия Приходько: «Музей Победы – лучший музей»
27.04.2024
Наталья Агре: «Взрослым нужно быть лучше, а дети подтянутся»
Точка зрения
Наталья Агре: «Взрослым нужно быть лучше, а дети подтянутся»
17.04.2024
Янез Уйчич: «Несмотря на давление, мы продолжим сохранять правду»
Точка зрения
Янез Уйчич: «Несмотря на давление, мы продолжим сохранять правду»
11.04.2024
Арчил Тодуа: «Мы хотим, чтобы монгольские дети знали, как русские помогали отстаивать независимость Монголии»
Точка зрения
Арчил Тодуа: «Мы хотим, чтобы монгольские дети знали, как русские помогали отстаивать независимость Монголии»
09.04.2024
Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»
Лента новостей
Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»
28.03.2024
Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»
Точка зрения
Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»
27.03.2024
Александр Дьяконов: «Главная задача ветеранов — общение с молодежью»
Точка зрения
Александр Дьяконов: «Главная задача ветеранов — общение с молодежью»
20.03.2024
Агния Шагдурова: «Музей Победы — это больше, чем музей»
Точка зрения
Агния Шагдурова: «Музей Победы — это больше, чем музей»
19.03.2024
Сергей Липовой: «У каждого поколения своя война»
Точка зрения
Сергей Липовой: «У каждого поколения своя война»
18.03.2024
Андрей Широков: «Истинная история начинается с семьи»
Лица Победы
Андрей Широков: «Истинная история начинается с семьи»
27.02.2024
Ксения Алешина: «Считаю своим долгом сохранять память о героях»
Точка зрения
Ксения Алешина: «Считаю своим долгом сохранять память о героях»
21.02.2024
Михаил Кузнецов: «После рассказов деда о службе я не мыслил свою жизнь вне армии»
Точка зрения
Михаил Кузнецов: «После рассказов деда о службе я не мыслил свою жизнь вне армии»
14.02.2024
Даурен Абаев: «Победа — символ нашего исторического единства»
Точка зрения
Даурен Абаев: «Победа — символ нашего исторического единства»
06.02.2024
Ирина Хрулёва: «Предлагаю создать «Ассоциацию городов трудовой доблести» под эгидой Музея Победы»
Точка зрения
Ирина Хрулёва: «Предлагаю создать «Ассоциацию городов трудовой доблести» под эгидой Музея Победы»
05.02.2024
Любовь Емельянова: «Для меня было честью рассказать о бабушке в Музее Победы»
Точка зрения
Любовь Емельянова: «Для меня было честью рассказать о бабушке в Музее Победы»
01.02.2024
Эдуард Кудрявцев: «Память о бойцах-авроровцах бабушка пронесла через всю жизнь»
Точка зрения
Эдуард Кудрявцев: «Память о бойцах-авроровцах бабушка пронесла через всю жизнь»
31.01.2024
Сергей Корсаков: «В народное ополчение записались почти все сотрудники Института философии»
Точка зрения
Сергей Корсаков: «В народное ополчение записались почти все сотрудники Института философии»
25.01.2024
Зинаида Алексеева: «В блокаду погибла вся моя семья»
Точка зрения
Зинаида Алексеева: «В блокаду погибла вся моя семья»
17.01.2024
Зоя Сильванская: «Мечтала, хоть бы лето наступило, хоть бы травки поесть»
Точка зрения
Зоя Сильванская: «Мечтала, хоть бы лето наступило, хоть бы травки поесть»
16.01.2024
Мая Кузьмина: «Мы всегда верили в Победу! И сейчас мы верим! И она будет»
Точка зрения
Мая Кузьмина: «Мы всегда верили в Победу! И сейчас мы верим! И она будет»
15.01.2024