Константин Вильевич Рокоссовский — внук Маршала Победы Рокоссовского в интервью РИА «Победа РФ» поделился воспоминаниями о маршале, рассказал, какое значение для него имеет День Победы, и дал напутствие молодому поколению.
— Константин Вильевич, когда вы родились, дедушка уже был на вершине славы. Вы это чувствовали?
Да, это очень сильно ощущалось. Школа, где я учился до второго класса, находилась рядом с Министерством обороны, и мои родители периодически просили деда отвести меня утром. По дороге люди часто узнавали его, приветствовали, военные отдавали честь. Я чувствовал, что к нему было повышенное внимание, что он — человек, известный в народе.
— Какая история из его военной биографии вам больше всего запомнилась?
Был один эпизод, мне про него рассказала мама. Однажды во время рекогносцировки дед взял ее с собой на фронт, и их машина попала под обстрел. Колонну штабных автомобилей обнаружили немцы, и вблизи послышались взрывы. Все военные сразу открыли двери, выбежали и залегли в кювете. А мама не знала, как себя вести в подобных ситуациях. Она выскочила из машины и спряталась за ней, а это самое опасное, что может быть, так как фашисты целились именно по этой цели. И тогда дед бросился за мамой, повалил ее на землю и закрыл собой. Так они пролежали, пока бомбежка не закончилась. Мама рассказывала, что, когда подошли офицеры, она от стыда хотела проваливаться сквозь землю — так ей было неловко за свои действия. Она была маленькой девочкой, а он — командующий войсками фронта, и рисковал жизнью ради того, чтобы обезопасить ее.
— Чем в военные годы занимались жена и дочь Константина Константиновича?
Жена была настоящей супругой военного, она не работала, занималась ребенком и домом. Вместе с моей мамой они оказалась в эвакуации в Новосибирске, где прожили один год. После этого переехали в столицу, это было после Московской битвы, про деда тогда уже писали в газетах, он стал очень известным. Супругу генерала пригласили в женской комитет при военкомате Советского района. Ее попросили о помощи: они организовывали концерты для раненых в госпиталях, собирали медикаменты, устраивали денежные сборы. В общем, занимались общественной работой. Ее даже наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
— После войны ваш дед стал Министром обороны Польши. Где тогда жили его родственники?
Отец, мама и я остались в Москве, а дед с бабушкой переехали в Варшаву. Это единственный период нашей биографии, когда мы жили порознь. Мой папа на тот момент учился в академии, мама — в институте, поэтому перебраться не представлялось возможным.
— Для вас и вашей семьи День Победы — это совершенно особенный день. Как обычно вы его проводите?
Раньше в эту дату мы возлагали цветы к могиле деда на Красной площади. Сейчас мы ездим на бульвар Рокоссовского, где в 2015 году был установлен памятник Константину Константиновичу. А вечером собираемся в кругу семьи и отмечаем этот праздник все вместе.
— А какое у вашего дедушки было хобби? Это правда, что он не любил футбол?
Хобби было много, самые основные — это охота и рыбалка. Он собирал трофеи до последних дней, они хранятся у нас дома. Охотился на разных зверей, и птиц в том числе. Футбол он действительно не любил, относился к нему довольно иронично. Ему нравился теннис, а с соседями по даче он часто играл в волейбол.
— Ваш дедушка был душой компании?
Я бы сказал, что нет. В основном я помню его в кругу родственников. Он всегда приходил на праздники, садился с нами за стол, но надолго не оставался. Много он не пил. Всегда был сдержанным, скромным и даже застенчивым. Его трудно было довести до такого состояния, чтобы он разговорился. Но бывали случаи, когда друзья семьи начинали публично нахваливать деда. В такие моменты было заметно, что ему неловко, он всегда просил прекратить и начать уделять больше внимания теме торжества. Не любил он в отношении себя громких слов.
— Друзья, когда узнавали, что вы — внук Маршала Победы, просили вас познакомить их с Константином Константиновичем?
Нет, такого никогда не было. На тот момент в каждой семье был ветеран со своей историей. Все знали, что мой дед командовал фронтом, но специально увидеть его и познакомиться никто не просил.
— Каково вам быть представителем известной династии и носить такую громкую фамилию?
Я не стал делать строевую военную карьеру, моя специальность связана с инженерным составом ВВС. Всю свою жизнь я прослужил в институте. На самом деле фамилия мне никак не помогала, чаще всего люди не обращали на это внимания. Но были ситуации, когда интересовались: однофамилец я Константину Константиновичу или родственник.
— Почему вы решили принять участие в «Ночи Музеев»?
Я всегда с радостью рассказываю истории о дедушке, вижу, что людям это действительно интересно. Он — герой, и чем больше людей о нем узнает, тем выше будет вероятность сохранить историю и передать ее нашим детям.
— Константин Вильевич, а какими, на ваш взгляд, методами это можно сделать?
Я думаю, что все зависит от семьи, воспитания и окружения. Если родители патриотичны, то и дети чаще всего следуют их примеру. Когда ваш ребенок читает западные новости, ему нужно объяснять, что существуют разные взгляды, но не все они правильны. Дочь у меня выросла в духе патриотизма, любви к Родине.
— Поделитесь вашим самым ярким воспоминанием о дедушке.
Помню однажды перед торжественным парадом дед достал из шкафа свой китель и предложил мне примерить его. Я тогда чуть не упал — такой тяжелый от орденов и медалей он был! Детских воспоминаний у меня очень много, но они все на бытовом уровне. У Константина Константиновича была военная привычка — он никогда не наказывал нас с братом. Если ему не нравилось, как мы себя ведем, он говорил об этом родителям, чтобы те предприняли меры. Сам никуда не вмешивался, не «прыгал» через голову непосредственного начальника, держал субординацию. Он был для нас самым обычным дедом, мы играли в разведчиков, в шахматы.
— Что бы вы посоветовали подрастающему поколению?
Самое главное — любить свою страну и ей служить!
#вк_ик