Татьяна Балабан, председатель Детского общественного совета Музея Победы (ДОСМП), в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о работе Детского общественного совета, о работе со школьными музеями и сохранении исторической памяти.
— Татьяна, расскажите пожалуйста, какая главная цель Детского общественного совета?
Главной целью Детского общественного совета является объединение и поддержка социально-активных школьников России, вовлечение их в процесс изучения истории страны, продвижение и сопровождение познавательных инициатив обучающихся на городском, региональном и федеральном уровнях.
Все началось три года назад. Когда 27 апреля 2019 года по итогам первого слета активистов школьных музеев создавался Детский общественный совет, уже тогда я понимала, что на плечи нашего поколения ложится важнейшая задача — сохранение исторической памяти. Вместе с нашими активистами мы стали придумывать способы привлечения наших сверстников и ребят помладше к важным и значимым темам. У нас рождались идеи, мы обращались к руководству Музея Победы, обсуждали способы реализации, и затем на свет появлялись наши проекты, которые помогли, помогают и будут помогать привлекать подростков и молодежь к теме патриотизма и сохранения исторической памяти.
— Расскажите более подробно о некоторых из них.
Сложно выделить самые-самые, но, к примеру, наши активисты принимают участие в открытии выставок школьных музеев, являются слушателями форума «Карловские чтения» при поддержке МИД РФ и экспертами всероссийских конкурсов. Также стали участниками медиакурсов в рамках проекта «Интерактивное музейно-образовательное пространство школьных музеев Москвы», принимают участие в историко-патриотических сменах «Орленка» «Школьный музей Победы».
— Среди инициатив Детского общественного совета какие вы бы выделили особо?
Одной из значимых наших инициатив является Международная акция «Дети за мир», в которой приняли участие 51 регион и 4 иностранных государства, а также дети, находящиеся на длительном лечении в онкологических больницах страны.
Еще одним ярким примером является наш проект «День самоуправления». Это первая практика в России, когда музей федерального значения на один день был полностью отдан нам, тогда еще детям. Наши активисты были охранниками, смотрителями, экскурсоводами, сотрудниками дирекции, каждый из них нашел занятие по душе.
Благодаря тому что Музей Победы нам доверяет и предоставляет свободу в пространстве для реализации, каждый из нас обладает внушительным опытом, уровнем знаний и экспертностью, мы доказали, что дети могут и должны быть полноправными участниками музейной деятельности.
С 15 по 19 апреля 2022 года активисты Детского общественного совета Музея Победы стали участниками Первого Всероссийского школьного исторического форума «Сила — в правде!». Наши ребята стали инициаторами создания одноименного детско-юношеского объединения.
Также мы активно занимаемся экспозиционной деятельностью, используем интерактивные формы и методы работы при создании выставок, а большинство наших ребят являются экскурсоводами своих школьных музеев.
И это лишь малый список наших проектов.
— Как проходит сотрудничество Детского общественного совета и проекта «Школьный музей Победы»?
В первую очередь благодаря проекту «Школьный музей Победы» к нам приходят новые активисты. Мы принимаем участие в открытиях выставок. Также становимся организаторами и спикерами форумов, посвященных музейной педагогике. Здесь приведу в пример молодежный историко-культурный форум «Истоки» и Петербургский международный образовательный форум.
В рамках Петербургского международного образовательного форума мы провели пленарное заседание «Школьный музей. Смыслы времени», где мы с коллегами поделились инновационным опытом развития и объединения школьных музеев, путем привлечения детей и подростков.
Название пленарного заседания наиболее полно, по моему мнению, отражает всю суть нашего сотрудничества с проектом «ШМП». Ведь сегодня, говоря о смыслах, мы, безусловно, имеем в виду ту самую борьбу больших смыслов, борьбу за умы в первую очередь нашего будущего — наших детей. Наша цель – выиграть на этом невидимом фронте, наша задача — дать детям фундаментальные истинные знания, наша миссия — выполнить поставленные цель и задачу и уверенно смотреть в будущее.
Непосредственные инструменты достижения результатов в нашей работе — школьные музеи. Так как современная школа это не только образовательно-воспитательная организация, но и культурно-образовательный центр, в котором происходит нравственное развитие и становление личности школьника.
Вся наша работа посвящена воспитанию лидеров мнений и созданию уникального единого музейно-образовательного пространства на территории нашей огромной страны.
— Кто ваша целевая аудитория?
Непосредственная целевая аудитория нашей деятельности — педагоги, руководители образовательных организаций и, безусловно, школьники. Школьники, которые являются лидерами мнений своего поколения.
С уверенностью могу сказать, что за годы нашей работы мы с коллегами вывели формулу воспитания и реализации лидера мнения. Это личный пример, пробуждение и поощрение интереса к истории нашей страны, личное взаимодействие с ребенком и работа с ним в формате взаимного обучения.
— Проводится ли какая-то работа по сохранению культурно-исторического наследия страны?
Безусловно, в рамках деятельности нашего совета мы активно ведем работу по сохранению культурно-исторического наследия России, ведем поисковую деятельность, участвуем в вахтах памяти и пополняем коллекции своих школьных музеев уникальными экспонатами. Благодаря Музею Победы, Детскому центру и работе с партнерами мы смогли принять участие и провести десятки проектов и мероприятий.
Уникальность нашей деятельности состоит в том, что все наши проекты и мероприятия — результат исключительно собственных усилий и поддержки старших товарищей в музее. Именно старших товарищей. Все сотрудники музея для нас в первую очередь товарищи, которые всегда делятся с нами опытом. В основе наших взаимоотношений всегда лежало уважение, доверие, осознание ответственности и принцип равенства.
Все наши активисты, в том числе я, объединены опытом создания/участия в деятельности школьного музея. У всех нас есть заинтересованные наставники, которые своим личным примером привили любовь к истории и музейной деятельности. И задача каждого члена ДОСМП — личным примером и участием создать в своем школьном музее коллектив, который будет увлечен изучением конкретной темы, в котором не будет разделения по возрасту, призванию и социальному положению.
— Почему это так важно?
Создание и развитие музея предполагает работу с литературой, справочниками, документами и архивными материалами. По сути, это набор важных трудностей, и пройдя через них, каждый школьник научится делать свои собственные открытия, анализировать и работать с необходимыми данными. Приобретая опыт в своих школах, активисты ДОСМП объединились в одну организацию, которая теперь успешно реализует собственные проекты международного, всероссийского, регионального и городского уровней.
— Какие планы у Детского общественного совета на 2023 год?
Мы с активистами планируем применить успешный опыт работы совета в общероссийском распространении идеи формата взаимного обучения. Продолжать личным примером показывать огромное количество возможностей, которые дает нам наша страна.
Нас научили сохранять и защищать историческую правду и память, наша задача теперь — передать ее нашим сверстниками, показать всю важность сохранения истории. Давать им больше возможностей в реализации их задумок и инициатив и, конечно же, подавать правильный пример.
Я уверена, нас ждут великие дела!
#ик