5 апреля исполнилось 80 лет со дня первого боя эскадрильи «Нормандия-Неман». Эту дату отлично знают учащиеся московской школы № 2025, в которой создан «Музей боевой славы 303-й истребительной авиационной дивизии и I-го отдельного истребительного полка «Нормандия-Неман». В интервью РИА «Победа РФ» руководитель музея Наталья Крупина рассказала об экспонатах и патриотических проектах, которые объединили детей и внуков летчиков и механиков двух стран.
– Наталья Васильевна, расскажите о вашем школьном музее, когда и как он был создан?
Наш музей посвящен 303-й истребительной авиационной дивизии и первому отдельному истребительному полку «Нормандия-Неман». Создан музей был 7 декабря 1971 года. Основателем музея мы считаем преподавателя начальной военной подготовки Липкина Михаила Наумовича, который вместе со всем педагогическим коллективом и активом школьников занимался созданием этого музея. Тогда, собственно, возник вопрос, чему посвятить наш музей, какому воинскому подразделению. В классе у Галины Николаевны Бруновой дети учили французский язык, и в учебнике по французскому языку был очень интересный текст, посвященный эскадрилье «Нормандия». Это детей заинтересовало, и Михаил Наумович Липкин во время войны был в авиации, поэтому для него это тоже было близко. И вот решили найти ветеранов, через Московский совет ветеранов познакомились с главным инженером авиаполка «Нормандия-Неман» Сергеем Давыдовичем Агавельяном, и первый экспонат нашего музея – это открытка, подаренная Сергеем Давыдовичем. Затем он подарил нам несколько альбомов с адресами ветеранов, и мы встречались с ними.
– А школьники в то время проявляли себя, вот именно в пополнении фондов музея?
Да, и, надо сказать, очень активно они проявляли себя. Они с преподавателями организовали несколько поисковых экспедиций, и были найдены экспонаты в тех местах, где проходили боевые действия. И вот в нашей экспозиции представлено то, что было найдено во время этих экспедиций: части самолетов различные – пропеллер, часть мотора, часть радиатора, парашют и еще другие элементы самолетов. Корыто во время экспедиции ребята выменяли – бабушке купили настоящее корыто, а у нее в обмен попросили корыто, которое было санями, оно из алюминия, ну и перевозили раненых или что нужно было перевезти, – интересный экспонат.
– Знакомство с ветеранами в итоге вылилось в дружбу и общение?
Конечно, и не только! Они также помогали развивать наш музей. К примеру, вот Мария Григорьевна Шестак, которая работала поваром в полку «Нормандия-Неман», она обратилась к портному по фамилии Шемантис. Этот портной обшивал летчиков. Форму делал для них. И сшили на куклу маленькую форму, потом надели значки – все настоящие. Вот такая кукла представлена в нашем музее в форме французского летчика. А уже ребята приобрели вторую куклу и сами вместе с родителями сшили форму советского механика. И вот такие экспонаты, представляющие собой дружбу советских механиков и французских летчиков, теперь являются символом нашего музея. Перед этими куклами стоит еще небольшая модель самолета ЯК-3, который нам подарили представители конструкторского бюро Яковлева, когда они приезжали в нашу школу на праздник. Кроме того, у нас большая коллекция книг, посвященная истории авиаполка «Нормандия-Неман» и авиации. Одним из ценных экспонатов является форма парадная Героя Советского Союза командира 303-й истребительной авиационной дивизии Георгия Захарова. Она передана нашему музею его семьей. Мы ее храним.
– Из каких еще источников пополняются фонды вашего музея?
Нам передавали и передают фотографии, подлинные вещи дети и внуки ветеранов, раньше сами ветераны дарили. Из Франции присылают и привозят, так, например, у нас есть такой экспонат, которым мы очень дорожим, – это фуражка командира первой эскадрильи «Нормандия» Жозефа Пуликена. Когда к нам однажды приехала делегация французских летчиков и механиков и они увидели наш музей, после этого вернулись во Францию и рассказали в семье Жозефа Пуликена о нашем музее. И вот уже в следующий раз в 1997 году, когда делегация очередная французская приехала к нам в гости, нам торжественно вручили эту парадную фуражку Жозефа Пуликена. Она у нас на почетном месте и всегда выставляется в экспозиции, когда нас просят их делать в разных музеях. И в Музее Победы тоже у нас была представлена экспозиция – для нас это очень почетно. Еще у нас есть такой мини-памятник авиаполку «Нормандия-Неман», который олицетворяет дружбу летчиков и механиков. Около этого памятника мы рассказываем о подвиге Мориса де Сейна и Владимира Белозуба, которые погибли вместе на одном самолете, но это был подвиг. Потому что Морис мог выпрыгнуть с парашютом, но тогда погиб бы его механик, поэтому он до последнего пытался посадить самолет, в котором произошла утечка горючего. Это закончилось гибелью и летчика, и механика. У Марселя де Сейна в семье он был единственным сыном, но мама его сказала, что она не представляла себе, что сын ее мог поступить иначе. Поэтому раньше у нее был один сын, а стало два. Эта история трогает душу.
– А нынешние учащиеся активно принимают участие в работе школьного музея и посещают его?
Ребята очень активно посещают и участвуют в работе музея, сканируют, расшифровывают фотографии. Мы поздравляем с праздниками ветеранов и наших французских друзей, это дети и внуки летчиков «Нормандии-Неман». На базе нашего музея проходят уроки мужества и даже не просто военно-патриотические встречи, а еще и предметные, например, урок географии по баннеру нашему или урок математики проходил тоже в музее и связан был с экспозицией музея, уроки французского и английского языка, урок физики. Экскурсии у нас ведут дети разного возраста, учащиеся от 2 класса до 11.
– Можно сказать, что музейная жизнь у вас насыщенная и патриотическое воспитание в приоритете в школе?
Еще как! Наш музей с самого начала, можно сказать, стал центром жизни у нас, и мы его называем сердцем нашей школы… Мы собрали колоссальный материал, проводим и конференции, и онлайн-встречи и нашли родственников и с одной стороны и с другой стороны, вот такие встречи у нас называются «Нормандия-Неман» – полет во времени». У нас есть общешкольный проект «Дневник Победы», где ребята рассказывают о своей семье, участниках Великой Отечественной войны, о любимой песне фронтовой или о песне, которая посвящена Победе. И очень многие дети с удовольствием участвуют в этом проекте. Как и в проекте «Любимая песня ветерана» – мы выясняем и разучиваем эти песни на русском и французском языках и исполняем.
– А что еще планируете, какие-то есть новые проекты?
Сейчас мы делаем календарь памятный, посвященный «Нормандии-Неман». В него мы занесем важные даты. Кроме того, у меня имеется возможность работать в архиве, и вот у нас есть фотокопии, которые мы планируем иллюстрировать, это кропотливая, но очень интересная работа, ею мы планируем заниматься с детьми, разумеется, мы хотим, чтобы они знали историю своей страны, гордились героями и росли настоящими патриотами.
# ак