С 2021 года Музей Победы реализует проект «Академия Музея Победы», в его рамках курсы повышения квалификации прошли уже многие специалисты, связанные с музейной педагогикой.
Недавно Академия Музея Победы открыла запись на программу повышения квалификации «Современные тенденции в развитии школьного музея как ресурса реализации программы воспитания», которая будет выполняться в очно-заочном формате в течение 3 месяцев.
В интервью агентству РИА «Победа РФ» о новой программе курсов и перспективах Академии Музея Победы рассказала руководитель проекта Елена Белорыбкина.
– Елена Анатольевна, расскажите о курсах и для кого они актуальны в первую очередь.
Обучение по этой программе актуально для руководителей школ и заместителей директоров по воспитательной работе, советников по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями, руководителей музеев образовательных организаций, тьюторов, старших вожатых, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования. Любой может ознакомиться с программой, и если она ему интересна, выбрать ее, записаться на этот курс через сайт Академии Музея Победы. Заявки принимаются в электронной форме. У нас сейчас пока идет только набор в группу, стартовал он 10 февраля и будет продолжаться до 10 марта.
– А какие возможности появятся после прохождения курса у участников?
Слушатели программы познакомятся с инструментами и методами организации школьных музеев в системе патриотического и духовно-нравственного воспитания. Научатся разрабатывать планы организации исследовательской деятельности с учетом современных тенденций развития музеев.
– Эта программа предполагает реализацию нескольких модулей, можете перечислить их?
Да, модуль № 1 – школьный музей как фактор модернизации образования. Модуль № 2 – музейная педагогика: опыт и современная проблематика. Модуль № 3 – школьный музей: современные тенденции в развитии. Ну и модуль № 4 касается школьного музея в контексте реализации рабочей программы воспитания. Добавлю еще, что в финале обучения участники создадут проект развития музея на базе образовательной организации. Авторы лучших проектов смогут представить свои разработки на площадке Музея Победы.
– А в целом какие планы работы у Академии Музея Победы на текущий год?
Прежде всего здесь стоит сказать, что наша миссия – это разработка и диссеминация инновационных методик и технологий музейной педагогики в детско-взрослых сообществах на основе сохранения истории героического прошлого нашей страны. В связи с этим у Академии Музея Победы будет три основных направления работы. Первое – издательское, мы будем разрабатывать методики внеурочных занятий, а также подготовим сборники методических материалов «Школьный музей – взгляд в будущее» и ряд других комплектов. Второе направление – это, конечно, непосредственно научно-методическое, то есть в планах проведение всероссийских информационно-образовательных вебинаров для регионов о традициях и новациях в работе команды Музея Победы. В этом же разделе предполагается участие в работе экспертных групп, форумов, конференций и так далее. Третье направление – образовательное: курсы повышения квалификации по дополнительным образовательным программам, проблемные семинары по заявкам образовательных организаций, а также образовательный туризм и курсы профессиональной переподготовки для специалистов в сфере образования и культуры. Ну и еще сейчас мы продумываем дополнительно концепцию, что-то, может, добавим.
– Если говорить о школьных музеях, как вы видите их развитие?
Задача, в том числе и нашей академии сейчас, это показать, что музей – это будущее, что он имеет очень хорошую площадку и в принципе развивает подрастающее поколение. Воспитывать его можно, не просто говоря красивые слова, а реально используя ту среду, которая есть. Сейчас как делают в большинстве школ? Загнали учеников в музей, привели на экспозицию... А я считаю, нужно делать иначе – детей нужно вовлекать. Научить их видеть и чувствовать сопричастность к музею, к его ценностям духовным, которые могут развивать ребенка и воспитывать действительно в духе патриотизма на тех традиционных базовых ценностях, что есть у нашего народа. Вот это самая главная фишка, и с этого посыла надо смотреть в том числе и на технологии, с которыми работают педагоги. Педагоги сейчас, прямо скажем, такими технологиями не владеют. Потому что при школьных музеях нет детских сообществ. А уникальность в чем – и вот здесь я восхищаюсь директором Музея Победы. Александр Яковлевич Школьник впервые создал при крупнейшем музее страны детский центр – «Школьный музей Победы». Вот и мы не видим музейную педагогику и новые ее методики без наличия детского сообщества в музеях.
– А каким образом их формировать?
Я думаю, варианты могут быть разные. Мы сейчас изучаем имеющийся опыт, программы и проекты в этой области и лучшие, разумеется, будем предлагать применять. Чтобы у детей появилась своего рода увлеченность, чтобы они приходили в музеи, интересовались экспонатами, историей и даже, возможно, участвовали в какой-то исследовательской деятельности.
# ак