12 ноября первый заместитель начальника Главного военно-политического управления ВС РФ генерал-лейтенант Сергей Севрюков наградил орденом Александра Невского участницу Великой Отечественной войны Марию Сердюк, которой в этот день исполнилось 100 лет.
Торжественная церемония награждения ветерана прошла в администрации Жуковского. Был зачитан поздравительный адрес от начальника Генерального штаба ВС РФ - первого заместителя министра обороны РФ генерала армии Валерия Герасимова. Перед домом Марии Анисимовны музыканты Центрального военного оркестра Минобороны России исполнили для нее песни военных лет.
Несколько дней назад Мария Анисимовна Сердюк, фронтовая медсестра, побывала в Музее Победы, и РИА "Победа РФ" записала с ней интервью.
- Расскажите, пожалуйста, как вы попали на фронт?
- Я окончила медицинские курсы, три месяца работала в госпитале, а потом мне пришла повестка из военкомата. Вот так в мае 1942 года я попала на фронт. Но бои для меня начались еще раньше: по пути следования наш эшелон разбомбили, пришлось оказывать помощь раненым.
- Не буду спрашивать, страшно ли на войне, тем более, знаю, что вам пришлось пройти через самые кровопролитные битвы - Сталинградскую, Курскую, форсирование Днепра. И все-таки: где и когда было труднее всего?
- Да, трудно было на Днепре, и холодно было, ноябрь. Ужасно холодно было, когда мы погнали Паулюса из-под Сталинграда в феврале 1943-го. Я помню, пробиралась по завалам и по окопам с одной медицинской сумкой в сопровождении пятерых солдат-связистов. Руки коченели так, что, казалось, могут отвалиться, как сосульки. Там я получила свою первую награду - медаль "За боевые заслуги"
Но самое ужасное, что пришлось мне пережить на своем веку, - это Курская битва.
Курская битва началась 5 июля 1943 года в 2 часа 20 минут. Рокоссовский командовал всей операцией. Я служила в 13 армии, Центральный фронт. Участок фронта, на котором оборонялась наша армия, был 100 с лишним километров. Линий обороны было несколько, на тот случай, если подвинут нас. Подвинули один раз в направлении Ольховатки и Понырей. Было очень сложно. Отступили мы на 6-8 километров, а потом отбили обратно. Представляете, что там было? Немецкие самолеты бомбили нас каждые 20 минут. Все окопы, все переходы – все было забито трупами. Раненых было совсем мало. Если заходит речь о Курской битве, я всегда читаю стихотворение Долматовского "Поныри". Там есть такие строки:
Завыли бомбы. Чёрный вихрь
Засыпал не один блиндаж.
Приземистые танки «тигр»
Передний край прорвали наш.
Но всё ж никто не побежал,
Не дрогнули порядки рот,
И каждый мёртвый здесь лежал
Лицом к врагу, лицом вперёд.
Я всегда плачу, когда читаю это стихотворение, потому что там каждое слово - правда.
- Что помогло вам выжить?
- Во первых, я считаю, что выжить помог Господь Бог. Он посылает людям жизнь в благодарность за их добрые дела и в расчете на то, что человек будет продолжать их делать. Во-вторых, это настоящее фронтовое братство. Если я оказывала помощь раненому, любая машина тут же останавливалась и отвозила его в медсанбат – очень хорошо помню эту хорошо поставленную работу и взаимовыручку.
В 1943 году, кстати, и перед битвой, и после было очень трудно с питанием. Суп варили с чечевицей и давали на донышке в котелке. И чуть-чуть сухариков. Но никто не болел, все воевали. А когда трудные бои закончились, холодно было. Я вечером ходила по окопам выявлять заболевших, делать перевязки. У нас было в части 3 роты сибиряков, рота уральцев и 1-я рота – орловцы и куряне. У нас был старшина Лужецкий – великолепный хозяин. Я всегда вспоминаю эти человеческие отношения между людьми, старались подкормить меня, молоденькую девчонку, подбодрить.
Когда наша армия взяла Берлин, сразу организовали массовое питание людей. Поставили три кухни, наш повар Максим Белов готовил первое и второе. И вот эти немцы, несчастный народ, который страдал от идиотов – руководителей, с кастрюльками приходили, им наливали борщ, кашу и хлебушек двали. Это уже не наша чечевица из сорок третьего, это уже нормальная еда была. Мы не озверели, не стали мстить и издеваться. Это очень важно, когда человек остается человеком в самых сложных условиях.
- Вам доводилось раньше бывать в Музее Победы?
- Я второй раз в Музее Победы, сейчас хорошо показали обстановку, все как вживую, а раньше были просто тексты с мелкими буквами. Я даже просила экскурсовода сделать стенды пониже. Сейчас, конечно, великолепная экскурсия. Это то, что в первую очередь надо показывать нашей молодежи. Я не очень понимаю все эти современные ЕГЭ, ОГЭ, и так далее. Но получается, что современные ученики почти ничего не знают о войне, не могут назвать исторических личностей. Я часто вспоминаю этот великолепный фильм «Доживем до понедельника», особенно эпизод, когда историк спрашивает у ученика, почему он так мало рассказал про лейтенанта Шмидта. А тот говорит, что в учебнике о нем всего 15 строчек. Вот, чтобы нам не быть такими иванами, не помнящими родства, надо учить детей, чтобы читали, знали нашу культуру, народную музыку.
- Спасибо за беседу.
-Всего вам всем доброго, все будет хорошо, говорите на русском языке, любите Россию!
#ЕП