Председатель Комиссии по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Общественной палаты РФ Елена Родионова в эксклюзивном интервью агентству РИА «Победа РФ» рассказала об эффективных школьных уроках истории и патриотизме молодого поколения.
- Елена Геннадьевна, вы по образованию учитель истории. Как на ваш взгляд нужно преподавать историю, чтобы дети изучали предмет увлеченно, с пониманием?
На площадке Общественной палаты мы много говорили о возможностях учителей-историков, в том числе и о компетенциях будущих учителей – сегодняшних студентов. И, к сожалению, мы отмечаем, что методика преподавания, которой их учат, устарела. Студенты проходят лекции и тренинги, они знают, как вызвать эмоциональный интерес у учащихся. А как, придя в школу, сформировать у учеников критическое мышление, понимание логики предмета «История» - такой методики нет. «История» - особенный предмет. В его изучении очень важно понимание логики происходящего. Когда ты укладываешь в своей голове «что» и «за чем» происходит - тебя уже ничто не сможет сбить с толку. Плюс критическое мышление важно для учителя истории: как работать с источниками, как перепроверять информацию. Убрав базис из предмета «История», мы пришли к тому, что сейчас не только молодое поколение, но и взрослые верят всему, что появляется в информационном пространстве.
К примеру, в проекте Поискового движения России «Без срока давности» при проведении Дня единых действий в память о геноциде советского народа фашистами во время Великой Отечественной, мы осознанно отключили комментарии учителя при показе военной хроники. Потому что кадрам военной хроники не нужно давать навязчивых оценок – там все понятно. И, мне кажется, по такому блоку в курсе «Истории» соскучились и учителя, и ученики.
- Вы много общаетесь с молодыми людьми. Интересна ли им история Великой Отечественной войны?
Вы знаете, да. К 50-летию создания фильма «Офицеры» совместно со Всероссийским детским центром «Смена» мы проводили специальный кинопоказ фильма для школьников. И вроде бы компьютерной графики в фильме нет, и формат не современен, но ребята выходили с кинопоказа со слезами. Интерес к истории Великой Отечественной у молодежи точно есть, а вот форма восприятия у всех разная. Кому-то хроника нужна, кому-то цифры, кому-то визуальная подача. Можно один раз посмотреть фильм «Офицеры» - и половину про войну ты уже поймешь.
- Мы сейчас живем в сложном историческом периоде. Насколько патриотична современная молодежь?
Это вопрос критериев. Что есть патриотичность? «Я люблю свою семью», «Мне нравится город, где я живу - я патриот». С другой стороны, «Я критикую то, что есть, но это не значит, что я не патриот». Если молодежь критикует – это нормально, им же в собственных семьях тоже не всегда все нравится. Но они все равно любят родных. И, когда им что-то не нравится в своей стране, но они стараются сделать ее лучше — это и есть суть истинного патриотизма. Песни патриотические петь и строем ходить – это не тот патриотизм, который нужен сегодня.
- Как сегодня эффективнее всего воспитывать патриотизм в молодом поколении?
Нужно честно с ними разговаривать. Я очень рада формату урока «Разговор о важном». Но разговоры должны быть именно разговорами на равных, не лекциями, не нравоучениями. Это возможность для классного руководителя просто поговорить с учениками. То, что практически исчезло из школьного образования – дискуссии, споры, обсуждения. Сейчас у детей возникает много вопросов про страну. И всем нам, взрослым, нужно честно отвечать на вопросы молодежи.
#мп