Победитель конкурса «Учитель года России», преподаватель истории средней общеобразовательной школы № 16 городского округа Орехово-Зуево (Московская область) Дмитрий Лутовинов в эксклюзивном интервью агентству РИА «Победа РФ» рассказал о подготовке к Всероссийскому конкурсу, о том какими качествами должен обладать педагог и поделился секретами преподавания истории.
- Дмитрий Владимирович, сколько лет Вы преподаете детям историю и в каких классах?
Я пришел работать в школу в 2012 году сразу после окончания института. За это время преподавал историю с пятого по одиннадцатые классы. Сейчас у меня пятые, десятые и выпускные одиннадцатые классы. Также я преподаю обществознание и мировую художественную культуру.
- Почему Вы решили стать педагогом?
Решение стать учителем пришло не сразу, но все началось с детства. Мои родители, дедушки, бабушки, брат, - они все очень эрудированные люди и часто рассказывали мне о разных исторических событиях, природе, науках и искусстве. Интерес к новым знаниям привили именно они. Моя бабушка – Зинаида Павловна всю жизнь проработала учителем, и я всегда с огромным уважением относился к этой профессии. Ее образ всегда был перед моими глазами. Позже, уже в школьные годы, любовь к профессии закрепили мои учителя и я еще больше полюбил историю. У нас в городе есть вуз с историческим факультетом, я решил поступать именно туда. При этом тогда я еще даже не думал о том, что когда-нибудь свяжу свою жизнь с педагогикой.
- Когда наступил момент осознания, что Вы хотите стать учителем?
Это произошло в институте на одной из летних практик. Я работал вожатым в детском лагере. Понял, что у меня не только хорошо получается ладить с детьми, но и приносит большое удовольствие - делиться с детьми накопленными знаниями. Потом была практика в школе. Это была настоящая проверка - кадетский восьмой класс. На этом этапе я сосредоточился на вопросе о том, как подготовить материал так, чтобы ребятам было не только полезно, но еще и интересно. Помогали мои преподаватели из вуза, они присутствовали на уроках как методисты. Их образ, потрясающий профессионализм, доскональное знание истории и виртуозное владение методиками преподавания сделали в моих глазах профессию учителя еще более важной и очень достойной.
- Как Вы выбрали историческую специальность, что или кто повлиял на этот выбор?
История мне нравилась с детства. Бабушка и дедушка часто рассказывали о разных исторических событиях. Они оба родились с 1927 году, их детство и юность пришлись на очень сложный исторический период и годы Великой Отечественной войны. Пройдя все трудности и испытания, став очень достойными людьми они привили мне интерес к истории, а потом его поддержали мои школьные учителя по истории. Особенно я всегда выделяю и вспоминаю Льва Николаевича Воронкова - моего учителя истории и директора школы. Его уроки мы помним до сих пор, не только я, но и все выпускники. Его лекции были интересными, наполненные дискуссиями, глубоким повествованием. Нам всегда казалось, что история — это очень захватывающе и здорово. Даже после звонка с урока, а это часто были последние уроки, он провожал нас в раздевалку, а мы обступали его вокруг и задавали вопросы, которые не успели спросить на уроке.
- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший учитель?
Человечность. Это, на мой взгляд, самое главное качество для педагога. Но, конечно же, каждому родителю важно, чтобы учитель был не только хорошим человеком, но и профессионалом своего дела. Поэтому любовь к предмету и уважение к тому, что он делает также немало важно.
- Как Вы решили принять участие в конкурсе «Учитель года Росси»? Долго ли готовились? Что было самым сложным?
Для меня это был вызов самому себе. А мы – учителя любим бросать вызов различным сложным задачам и решать их. Мне показалось, что это возможность преодолеть себя и выйти из зоны комфорта. К Всероссийскому этапу я готовился почти год. Самым сложным было преодолеть страх публичных выступлений, как бы это удивительно ни звучало, с учетом того, что я ежедневно выступаю перед учениками.
- Ожидали ли Вы, что станете победителем и что для Вас лично значит эта победа?
Ни на одном из этапов я не думал о победе. Я считаю, что каждый педагог – «учитель года» для своих детей. Именно дети являются самым главным и строгим жюри для каждого из нас. Важна ли для меня победа? Да, но для меня самые значимые победы, когда мои ученики побеждают в Олимпиадах, получаются высокие балы на ЕГЭ, ОГЭ и ежедневные победы: видеть их удовольствие от предмета и любопытство на моих уроках.
- История довольно непростой школьный предмет, как ее преподавать так, чтобы детям было интересно?
Действительно, история непросто школьный предмет. На практике своих преподавателей и моей личной могу с уверенностью сказать, что историю можно рассказывать интересно и увлекательно. История – это не просто описание событий прошлого, это все, что было, что случалось и любая область предметных знаний – это тоже история. Многим нравится химия, математика, литература. И даже эти науки можно рассматривать через призму истории. В этом, на мой взгляд, как раз и заключается восхитительная многогранность истории. Чтобы сделать историю интересной ее надо сделать более личной. Когда у нас получается вызвать у ребенка чувства сопричастности, переживания любых исторических событий, вызвать эмоциональный отклик, история оживает и перестает быть просто набранным в учебнике текстом.
- Что является самым важным в преподавании истории?
Самым важным в преподавании истории является сделать предмет интересным, что бы у ребят осталось любопытство продолжать дальше его изучать. Так и постигается настоящая любовь к этой науке. Ведь любые знания со временем забываются если их не подкреплять после школы.
- На Ваш взгляд, полно ли отражена в современных учебниках истории период Великой Отечественной войны?
Великая Отечественная война – священная тема не только для меня, но и любого человека на постсоветском пространстве. Конечно, нам хотелось бы чтобы исторические события тех времен были отражены шире, чем они сейчас есть. На ее преподавание отводится около десяти часов и это не так много. Но про Великую Отечественную войну мы говорим не только на уроках истории, мы проводим классные часы, события, поездки, экскурсии посвящаем этим событиям.
- Сложно ли дается ученикам понимание событий тех лет?
В России с детства у ребят формируется уважительное отношение к событиям тех лет. И я вижу по своим ученикам, что они ждут, когда же мы будем изучать эту тему. Всегда к ней был и остается очень высокий интерес и поэтому ее всегда учат и воспринимают очень пристально. На мой взгляд, эта тема дается даже легче чем многие остальные ведь ее изучают с большим желанием.
- Бывают ли дискуссии о спорных темах?
Без дискуссий не обходится. И это хорошо. Потому что в споре рождается истина и более того, чтобы дискутировать о чем-то надо хорошо быть подготовленным по темам. Поэтому дискуссии нужны.
- В вашей школе есть музей?
Да, в нашей школе есть краеведческий музей. Он был открыт около семи лет назад. В нем рассказывается о промыслах, культуре и истории нашей школы, но центральное место конечно занимает экспозиция посвященная Великой Отечественной войне. Музей создавался силами педагогов и учеников, экспонаты приносили и жители микрорайона. У нас много интересных экспонатов, среди них: бинокль, портупея и кобура нашего учителя начальной военной подготовки Александра Павловича Новых. К, к сожалению, не имел чести быть с ним знакомым так как он работал задолго до того, как я пришел работать в школу. Александр Павлович – ветеран Великой Отечественной. Он прошел всю войну и потом предал артефакты нам на хранение. Один из экспонатов – картину, на которой нарисованы солдаты на привале, принесла одна из местных жительниц.
- Бывали ли Вы с ребятами в Музее Победы?
С классом, который я выпустил в прошлом году, мы посещали Музей Победы. И он потряс нас. Несмотря на свой юный возраст ученики прониклись уважением к тем историческим событиям. Мы посетили диорамы о ключевых сражения Великой Отечественной войны и я помню как ребята с замиранием ловили каждое слово экскурсовода.
- Вы пишете «Диктант Победы»?
Каждый год. Я не могу обойди это событие, потому что являюсь примером для своих ребят и, в том числе, в понимании и в важности этих событий я должен показать пример. И, без сомнения, мы с ребятами каждый год ходим писать диктант. Но, признаюсь, даже для меня «Диктант Победы» является нешуточным испытанием. Многие вопросы вызывают затруднение и это еще больше мотивирует изучать страницы истории. У меня даже иногда пытаются списывать, при чем не дети, а взрослые.
- На сколько важно воспитывать у детей чувство патриотизма?
Не секрет и каждый взрослый скажет о том, что воспитывать чувство патриотизма у подрастающей молодежи несомненно нужно и это очень важно. Например, для младших классов примером становится учитель и то, как он себя ведет, что говорит, как говорит, верят ли ему. Важно и то, что учитель вкладывает в понятие «патриотизм», не подходит ли педагог к этой теме формально. Дети все чувствуют. Если это просто слова и урок, и в нем нет личной позиции учителя, в нем будет минимальное значение и наименьший эффект. Мы, например, всегда начинаем просто с понятия «любовь к Родине», что такое «Родина». И мы приходим к выводу, что Родина – это не только государство или то место, где мы родились, это семья, это дом, природа, - все светлое, что мы любим. Патриотизм, он не просто в словах, он в делах и ежедневных поступках. И очень важно, чтобы каждый начинал с себя.
#ик