Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Римма Моисеева: «У нас возникает много вопросов к фильмам о войне»

73

О правдивости художественных фильмов о войне, об интересе к фронтовой кинохронике и о будущих сенсациях говорит в интервью агентству «Победа РФ» заместитель директора Российского государственного архива кинофотодокументов по организационным вопросам и связям с общественностью Римма Моисеева.

- Какую роль играют художественные фильмы о войне в восприятии истории?

- Хорошо, что кинематограф поднимает историческую тему. Роль «картинки» в настоящее время возрастает, потому что молодежь, к сожалению, перестала читать. Молодые люди получает информацию из других источников. Мы уже не научим их читать, это отмечал еще наш академик Сигурд Оттович Шмидт – глаза по-другому у молодежи устроены. Поэтому очень возрастает роль картинки.

Когда молодые люди смотрят документальное кино, художественные фильмы исторической направленности – это очень хорошо. Хотя бы через это они узнают кто такой князь Владимир, или какие потери были в Сталинградской битве.

Другое дело, что любой создатель художественного произведения имеет право на вымысел - это очевидно. Но представители молодого поколения это принимают за истину, и когда они смотрят фильмы – думают, что было именно так. А на самом-то деле было немного иначе. Но обвинять создателей фильмов в этом тоже нельзя, потому что это их художественное видение того или иного события. Поэтому конечно хотелось бы, чтобы больше молодежи проявляло интерес к первоисточникам.

- Насколько такие фильмы достоверны?

- Вы знаете – многие режиссеры приходят к нам и долго работают для того, чтобы создать художественный фильм. Работают в читальном зале, чтобы почувствовать эпоху, увидеть костюмы. Понимаете – люди, которые жили в первой половине 20 века, они совсем не такие, как сейчас. Конечно, у нас одни гены, но они по-другому двигались, по-другому одевались, иначе приветствовали друг друга. Даже ручку держали не так – у них ведь еще не было шариковых. По телефону разговаривали иначе. И хорошие режиссеры всё это изучают.

Но есть фильмы, где однозначно видно, что современную девушку или современного юношу одели в одежду, которую носили несколько десятилетий назад и вот он играет. Но хочется, как Станиславский воскликнуть «Не верю!».

- У вас в архивах есть документальные кадры, чувствуете ли разницу между ними и художественными кинолентами, может чему-то удивляетесь?

- Вы знаете, мы не удивляемся – мы веселимся. Издержки нашей профессии, именно сотрудников нашего архива в том, что мы не можем нормально фильмы смотреть. Сразу начинаем покадрово разбирать видеоряд. И нам очень обидно, потому что мы хотим смотреть кино, как рядовой зритель, но не получается.

- Сейчас в постановочных кинофильмах часто используются кадры видеохроники. Есть ли такие, которые никогда не видел широкий зритель?

- Активно используется порядка половины документов нашего фонда. К сожалению, сейчас такая тенденция, наверное, вульгарно выскажусь, - хватать по верхам. То есть к нам приходят в читальный зал и говорят – нам нужно быстрее, нам нужно позавчера, у нас завтра эфир, что у вас есть по этой теме? Пожалуйста, у нас есть это и вот это, но есть еще и редкие документы. А в ответ слышим, что им некогда разбираться и возьмут проверенные временем кадры.

Я вам так скажу - любой архив ждет пытливого человека. Перфекциониста, человека, который докапывается до сути. Расскажу вам историю - в одном из архивов один из фондов ни разу не использовался в течение двухсот лет, и когда к нему кто-то из историков обратился – это стало мировой сенсацией.

- А есть ли шансы на такие сенсации в наше время?

- В данном случае дело не за архивистами, а за исследователями архивных материалов. То, что не используется, обладает не меньшей ценностью, чем то, что широко используется. И что, замечу, находится в открытом доступе. Исследователи должны обладать пылким аналитическим умом и хорошим историческим чутьем.

Обещаю - нас еще ждут потрясающие кадры и открытия в плане монтажа. Ждут блестящие публикации и статьи, потому что у нас богатейшие архивы и нужны исследователи, которые эти материалы разнопланово смогут представлять людям. Впереди у нас еще очень много интересного.

#сб_аг

Эдуард Смураго: «В блокаде мы выживали 330 дней»
Эдуард Смураго: «В блокаде мы выживали 330 дней»

96-летний ветеран Великой Отечественной войны, житель блокадного Ленинграда Эдуард Владимирович Смураго в интервью РИА...

29.04.2025

Точка зрения

Елена Кошелева: «Энергетики внесли огромный вклад в Победу»
Елена Кошелева: «Энергетики внесли огромный вклад в Победу»

Участница курса повышения квалификации в Академии Музея Победы, который проходил в рамках реализации культурно-исторического...

27.04.2025

Точка зрения

Светлана Козлова: «Малыши побуждают поколение тридцатилетних родителей на изучение истории Великой Отечественной войны»
Светлана Козлова: «Малыши побуждают поколение тридцатилетних родителей на изучение истории Великой Отечественной войны»

Участница курса повышения квалификации в Академии Музея Победы, который проходит в рамках реализации культурно-исторического...

26.04.2025

Точка зрения

Елена Ишмукова: «Я горжусь своим сыном»
Елена Ишмукова: «Я горжусь своим сыном»

Вячеслав Ишмуков из Москвы стал лауреатом Всероссийской общественно-государственной инициативы «Горячее сердце». На церемонию награждения...

25.04.2025

Лента новостей

Тимофей Гаранин: «Я не считаю себя героем»
Тимофей Гаранин: «Я не считаю себя героем»

12-летний Тимофей Гаранин из Москвы спас семью от пожара и стал лауреатом Всероссийской общественно-государственной...

25.04.2025

Лента новостей

Андрей Чигорин-Даценко: «Наш музей напрямую связан с Великой Отечественной войной»
Андрей Чигорин-Даценко: «Наш музей напрямую связан с Великой Отечественной войной»

Участник курса повышения квалификации в Академии Музея Победы, который проходит в рамках реализации культурно-исторического...

25.04.2025

Точка зрения

Эдуард Смураго: «В блокаде мы выживали 330 дней»
Точка зрения
Эдуард Смураго: «В блокаде мы выживали 330 дней»
29.04.2025
Елена Кошелева: «Энергетики внесли огромный вклад в Победу»
Точка зрения
Елена Кошелева: «Энергетики внесли огромный вклад в Победу»
27.04.2025
Светлана Козлова: «Малыши побуждают поколение тридцатилетних родителей на изучение истории Великой Отечественной войны»
Точка зрения
Светлана Козлова: «Малыши побуждают поколение тридцатилетних родителей на изучение истории Великой Отечественной войны»
26.04.2025
Елена Ишмукова: «Я горжусь своим сыном»
Лента новостей
Елена Ишмукова: «Я горжусь своим сыном»
25.04.2025
Тимофей Гаранин: «Я не считаю себя героем»
Лента новостей
Тимофей Гаранин: «Я не считаю себя героем»
25.04.2025
Андрей Чигорин-Даценко: «Наш музей напрямую связан с Великой Отечественной войной»
Точка зрения
Андрей Чигорин-Даценко: «Наш музей напрямую связан с Великой Отечественной войной»
25.04.2025
Наталия Конева: «Встреча на Эльбе была красивым символом завершения войны»
Точка зрения
Наталия Конева: «Встреча на Эльбе была красивым символом завершения войны»
24.04.2025
Ирина Николаева: «Музей Победы — это единственный музей, который отстаивает принципы мира»
Точка зрения
Ирина Николаева: «Музей Победы — это единственный музей, который отстаивает принципы мира»
18.04.2025
Любовь Бодрова: «О том, что он Герой Советского Союза, мы узнали однажды, и случайно»
Точка зрения
Любовь Бодрова: «О том, что он Герой Советского Союза, мы узнали однажды, и случайно»
10.04.2025
Владимир Прохоров: «Мы стоим перед очевидным фактом, что нужно возрождать память»
Точка зрения
Владимир Прохоров: «Мы стоим перед очевидным фактом, что нужно возрождать память»
07.04.2025
Тарас Гладенко: «Отец меня наставлял: помогай всем, кому можешь»
Музей Победы
Тарас Гладенко: «Отец меня наставлял: помогай всем, кому можешь»
04.04.2025
Егор Яковлев: «Для меня бабушка является символом Победы»
Лента новостей
Егор Яковлев: «Для меня бабушка является символом Победы»
29.03.2025
Эльмира Сыдыгалиева: «Важно рассказывать детям о подвиге советского народа»
Точка зрения
Эльмира Сыдыгалиева: «Важно рассказывать детям о подвиге советского народа»
27.03.2025
Евгений Баранцев: «Фронтовики выражали пережитую боль в поэзии»
Точка зрения
Евгений Баранцев: «Фронтовики выражали пережитую боль в поэзии»
26.03.2025
Владимир Васильев: «Великой державы без идеологии и патриотизма просто не может быть»
Популярное
Владимир Васильев: «Великой державы без идеологии и патриотизма просто не может быть»
21.03.2025
Антон Илларионов: «Музей Победы должен посетить каждый»
Точка зрения
Антон Илларионов: «Музей Победы должен посетить каждый»
14.03.2025
Борис Васильев: «Дух патриотизма у нас в крови»
Точка зрения
Борис Васильев: «Дух патриотизма у нас в крови»
13.03.2025
Агния Шагдурова: «Наши посетители — это шахтеры и их семьи»
Точка зрения
Агния Шагдурова: «Наши посетители — это шахтеры и их семьи»
12.03.2025
Ларри Джонсон: «Необходимо стремиться к миру»
Музей Победы
Ларри Джонсон: «Необходимо стремиться к миру»
09.03.2025
Надежда Кононова: «Без прошлого нет настоящего»
Точка зрения
Надежда Кононова: «Без прошлого нет настоящего»
07.03.2025