В Музее Победы проходит курс повышения квалификации «Традиции и инновации в экскурсионной деятельности». Одной из его участниц стала научный сотрудник отдела научно-просветительской выставочной работы Курского областного краеведческого музея Надежда Кононова.
В интервью РИА «Победа РФ» Надежда Кононова рассказала, как патриотизм воспитывают у дошколят и как работает музей на приграничной территории в условиях СВО.
— Какие лекции и мастер-классы в рамках курса повышения квалификации Академии Музея Победы вам наиболее интересны?
Практики работы с современной аудиторией, потому что современная аудитория уже смотрит на музеи совершенно иначе. Нужно адаптироваться под требования времени. Появилось много новых моментов, много новых направлений деятельности музеев, с которыми нужно сегодня познакомиться, которые еще не внедрены в небольшие музеи, поэтому нужно что-то новое узнавать.
— Вы первый раз в Музее Победы в Москве?
Да. В первый день мы посетили «Подвиг Народа». Очень насыщенная и яркая экспозиция с погружением в атмосферу военных лет, много деталей.
— Расскажите, пожалуйста, о вашем музее. Допустим, я турист из Москвы, приезжаю в Курск и хочу к вам зайти. Что мне обязательно нужно посетить и увидеть?
Чтобы познакомиться с Курским областным краеведческим музеем и нашим регионом, наверно, для начала надо отправиться на пешую или автобусную обзорные экскурсии. Наш музей находится на территории древнего Курска, который приблизительно с VIII века существует, официально — с XI века. Об этом впервые упоминается в письменном источнике той эпохи.
— Немного странно задавать вам вопросы о работе, с учетом того, что вы живете в Курской области, в регионе, где идут боевые действия СВО. Но как вы трудитесь в таких условиях?
Обстановка у нас жизнеспособная в Курске. Да, есть некоторые нюансы с нынешним положением дел, но в городе жить можно, работа у всех продолжается, люди приходят, в том числе иногда даже приезжают из других городов, конечно, реже, чем раньше. В основном работаем на посетителей из Курска, либо из Курской области кто-то приезжает. Также работаем с переселенцами. В нынешней ситуации такие категории людей, конечно, мы бесплатно принимаем.
Чаще всего к нам приходят дети и подростки по программе «Пушкинская карта». Много работаем со школами, с детскими садами, с университетами, колледжами, то есть с учебными заведениями по большей части. Иногда приходят к нам небольшими группами, люди из организаций, либо какие-то делегации иногда, либо госслужащие иногда приходят. То есть работа у нас, в общем-то, стабильная.
— Скажите, пожалуйста, есть ли различия в экскурсионных программах для взрослых и для молодого поколения?
Разница в программах есть. Даже если мы одну тему даем, то адаптируемся под аудиторию. Допустим, у нас есть военная тематика, она очень сложная для восприятия, и для разных категорий, допустим для старших, для взрослых людей, мы рассказываем более подробно о тех событиях, то есть не приукрашивая ничего.
Для подростков, естественно, сильно растягивать нельзя, поскольку аудитория специфичная. К ней, пожалуй, сложнее всего адаптироваться, но, конечно, основные моменты мы подаем, но стараемся быть лаконичными. Для самых маленьких мы стараемся сделать это покороче и доступнее объяснить простыми словами, не углубляясь в серьезные вещи.
Приходилось даже на такую тему, как, допустим, оккупация Курска в 1941–1943 годах во время Великой Отечественной войны, выступать в детских садах. Было очень сложно, но приходилось адаптироваться, даже лично я сама проводила такое занятие, и приходилось объяснять чуть ли не каждое слово, потому что маленьким детям многие из этих слов непонятны — ни названия различных структур, ни названия подразделений военных, ни названия событий. Это очень запутанно для малышей, но удается все детально объяснить простыми словами: вот идет солдат, вот он взял оружие и пошел отбиваться от врага. Грубо говоря, такими простыми словами.
И я говорю сначала так, как положено, то есть преподношу информацию официально, а потом уже я расшифровываю. Некоторым детям даже очень понравилось. Они очень внимательно слушали. Еще важную роль играет эмоциональность экскурсовода. То есть как он как актер работает, потому что публика разная.
— По вашему мнению, насколько значимо начинать вот такую патриотическую воспитательную работу прямо с самых юных лет?
В нынешней обстановке, возможно, нужно это знать, потому что человеку нужно адаптироваться быстрее, потому что у нас все очень быстро меняется. Раньше не было таких резких изменений, наверное, в жизни народа в общем и в целом. А сейчас темп жизни очень быстрый. Ребенок, неподготовленный для дальнейшей жизни, он будет теряться.
Без прошлого нет настоящего. Если мы знаем прошлое, то какой-то опыт у нас уже на подсознательном уровне присутствует, что способствует пониманию логики происходящего. Даже какие-то моменты потом могут у человека, когда он подрастет, всплыть в памяти: ага, я вот эту ситуацию уже понимаю, я помню, что в детстве мне рассказали.
Логическая цепочка взаимосвязей закладывается тебе внутрь, и потом, когда происходят какие-то события, человек это осознает и адаптируется к будущему.
— По вашему мнению, что в первую очередь нужно рассказывать детям и подросткам о нашей истории, о Великой Отечественной войне?
Я считаю, что не только о защитниках Отечества нужно рассказывать, но в первую очередь — о Родине. И большой, и малой. Чтобы они любили то место, где родились, чтобы они любили страну не только в общем понимании, как «государство», а как свою родную землю. Чтобы они осознавали, что это понятие включает родную природу, родной дом, родной поселок или город, родную улицу, где они живут. Все это вместе и является Родиной — все то, что близко человеку. Поэтому об этом нужно говорить в первую очередь.
#аг