Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Надежда Кононова: «Без прошлого нет настоящего»

749

Надежда Кононова: «Без прошлого нет настоящего» Научный сотрудник отдела научно-просветительской выставочной работы Курского областного краеведческого музея Надежда Кононова. Фото: РИА «Победа РФ»

В Музее Победы проходит курс повышения квалификации «Традиции и инновации в экскурсионной деятельности». Одной из его участниц стала научный сотрудник отдела научно-просветительской выставочной работы Курского областного краеведческого музея Надежда Кононова. 

В интервью РИА «Победа РФ» Надежда Кононова рассказала, как патриотизм воспитывают у дошколят и как работает музей на приграничной территории в условиях СВО. 

— Какие лекции и мастер-классы в рамках курса повышения квалификации Академии Музея Победы вам наиболее интересны? 

Практики работы с современной аудиторией, потому что современная аудитория уже смотрит на музеи совершенно иначе. Нужно адаптироваться под требования времени. Появилось много новых моментов, много новых направлений деятельности музеев, с которыми нужно сегодня познакомиться, которые еще не внедрены в небольшие музеи, поэтому нужно что-то новое узнавать.

— Вы первый раз в Музее Победы в Москве? 

Да. В первый день мы посетили «Подвиг Народа». Очень насыщенная и яркая экспозиция с погружением в атмосферу военных лет, много деталей.

— Расскажите, пожалуйста, о вашем музее. Допустим, я турист из Москвы, приезжаю в Курск и хочу к вам зайти. Что мне обязательно нужно посетить и увидеть? 

Чтобы познакомиться с Курским областным краеведческим музеем и нашим регионом, наверно, для начала надо отправиться на пешую или автобусную обзорные экскурсии. Наш музей находится на территории древнего Курска, который приблизительно с VIII века существует, официально — с XI века. Об этом впервые упоминается в письменном источнике той эпохи.

— Немного странно задавать вам вопросы о работе, с учетом того, что вы живете в Курской области, в регионе, где идут боевые действия СВО. Но как вы трудитесь в таких условиях? 

Обстановка у нас жизнеспособная в Курске. Да, есть некоторые нюансы с нынешним положением дел, но в городе жить можно, работа у всех продолжается, люди приходят, в том числе иногда даже приезжают из других городов, конечно, реже, чем раньше. В основном работаем на посетителей из Курска, либо из Курской области кто-то приезжает. Также работаем с переселенцами. В нынешней ситуации такие категории людей, конечно, мы бесплатно принимаем.

Чаще всего к нам приходят дети и подростки по программе «Пушкинская карта». Много работаем со школами, с детскими садами, с университетами, колледжами, то есть с учебными заведениями по большей части. Иногда приходят к нам небольшими группами, люди из организаций, либо какие-то делегации иногда, либо госслужащие иногда приходят. То есть работа у нас, в общем-то, стабильная.

— Скажите, пожалуйста, есть ли различия в экскурсионных программах для взрослых и для молодого поколения? 

Разница в программах есть. Даже если мы одну тему даем, то адаптируемся под аудиторию. Допустим, у нас есть военная тематика, она очень сложная для восприятия, и для разных категорий, допустим для старших, для взрослых людей, мы рассказываем более подробно о тех событиях, то есть не приукрашивая ничего.

Для подростков, естественно, сильно растягивать нельзя, поскольку аудитория специфичная. К ней, пожалуй, сложнее всего адаптироваться, но, конечно, основные моменты мы подаем, но стараемся быть лаконичными. Для самых маленьких мы стараемся сделать это покороче и доступнее объяснить простыми словами, не углубляясь в серьезные вещи.

Приходилось даже на такую тему, как, допустим, оккупация Курска в 1941–1943 годах во время Великой Отечественной войны, выступать в детских садах. Было очень сложно, но приходилось адаптироваться, даже лично я сама проводила такое занятие, и приходилось объяснять чуть ли не каждое слово, потому что маленьким детям многие из этих слов непонятны — ни названия различных структур, ни названия подразделений военных, ни названия событий. Это очень запутанно для малышей, но удается все детально объяснить простыми словами: вот идет солдат, вот он взял оружие и пошел отбиваться от врага. Грубо говоря, такими простыми словами.

И я говорю сначала так, как положено, то есть преподношу информацию официально, а потом уже я расшифровываю. Некоторым детям даже очень понравилось. Они очень внимательно слушали. Еще важную роль играет эмоциональность экскурсовода. То есть как он как актер работает, потому что публика разная.

— По вашему мнению, насколько значимо начинать вот такую патриотическую воспитательную работу прямо с самых юных лет? 

В нынешней обстановке, возможно, нужно это знать, потому что человеку нужно адаптироваться быстрее, потому что у нас все очень быстро меняется. Раньше не было таких резких изменений, наверное, в жизни народа в общем и в целом. А сейчас темп жизни очень быстрый. Ребенок, неподготовленный для дальнейшей жизни, он будет теряться.

Без прошлого нет настоящего. Если мы знаем прошлое, то какой-то опыт у нас уже на подсознательном уровне присутствует, что способствует пониманию логики происходящего. Даже какие-то моменты потом могут у человека, когда он подрастет, всплыть в памяти: ага, я вот эту ситуацию уже понимаю, я помню, что в детстве мне рассказали.

Логическая цепочка взаимосвязей закладывается тебе внутрь, и потом, когда происходят какие-то события, человек это осознает и адаптируется к будущему.

— По вашему мнению, что в первую очередь нужно рассказывать детям и подросткам о нашей истории, о Великой Отечественной войне? 

Я считаю, что не только о защитниках Отечества нужно рассказывать, но в первую очередь — о Родине. И большой, и малой. Чтобы они любили то место, где родились, чтобы они любили страну не только в общем понимании, как «государство», а как свою родную землю. Чтобы они осознавали, что это понятие включает родную природу, родной дом, родной поселок или город, родную улицу, где они живут. Все это вместе и является Родиной — все то, что близко человеку. Поэтому об этом нужно говорить в первую очередь.

#аг

Владимир Васильев: «Великой державы без идеологии и патриотизма просто не может быть»
Владимир Васильев: «Великой державы без идеологии и патриотизма просто не может быть»

Три поколения семьи Васильевых стали особыми гостями Межрегионального сбора-форума «Юность России салютует Великой Победе»...

21.03.2025

Популярное

Антон Илларионов: «Музей Победы должен посетить каждый»
Антон Илларионов: «Музей Победы должен посетить каждый»

Заведующий филиалом Переславского музея-заповедника — музеем «Усадьба Ганшиных», участник курса повышения квалификации Академии Музея...

14.03.2025

Точка зрения

Борис Васильев: «Дух патриотизма у нас в крови»
Борис Васильев: «Дух патриотизма у нас в крови»

Участник курса повышения квалификации Академии Музея Победы, заведующий Музеем боевой славы города Вилюйска (Республика...

13.03.2025

Точка зрения

Агния Шагдурова: «Наши посетители — это шахтеры и их семьи»
Агния Шагдурова: «Наши посетители — это шахтеры и их семьи»

Участница курса повышения квалификации Академии Музея Победы, директор Нерюнгринского музея истории освоения Южной Якутии...

12.03.2025

Точка зрения

Ларри Джонсон: «Необходимо стремиться к миру»
Ларри Джонсон: «Необходимо стремиться к миру»

Делегация из США побывала в Музее Победы. Они посетили экспозицию «Подвиг Народа» и Зал...

09.03.2025

Музей Победы

Наталья Кузьмичева: «Мне очень импонирует проект «Лица Победы»
Наталья Кузьмичева: «Мне очень импонирует проект «Лица Победы»

В Музее Победы стартовал курс повышения квалификации «Традиции и инновации в экскурсионной деятельности». Одной...

07.03.2025

Точка зрения

Владимир Васильев: «Великой державы без идеологии и патриотизма просто не может быть»
Популярное
Владимир Васильев: «Великой державы без идеологии и патриотизма просто не может быть»
21.03.2025
Антон Илларионов: «Музей Победы должен посетить каждый»
Точка зрения
Антон Илларионов: «Музей Победы должен посетить каждый»
14.03.2025
Борис Васильев: «Дух патриотизма у нас в крови»
Точка зрения
Борис Васильев: «Дух патриотизма у нас в крови»
13.03.2025
Агния Шагдурова: «Наши посетители — это шахтеры и их семьи»
Точка зрения
Агния Шагдурова: «Наши посетители — это шахтеры и их семьи»
12.03.2025
Ларри Джонсон: «Необходимо стремиться к миру»
Музей Победы
Ларри Джонсон: «Необходимо стремиться к миру»
09.03.2025
Наталья Кузьмичева: «Мне очень импонирует проект «Лица Победы»
Точка зрения
Наталья Кузьмичева: «Мне очень импонирует проект «Лица Победы»
07.03.2025
Екатерина Машегирова: «Очень важно не забывать подвиг нашего народа»
Популярное
Екатерина Машегирова: «Очень важно не забывать подвиг нашего народа»
06.03.2025
Екатерина Титова: «Мы представили абсолютно уникальную коллекцию фотографий»
События
Екатерина Титова: «Мы представили абсолютно уникальную коллекцию фотографий»
06.03.2025
Игорь Потапкин: «Свои рекорды мы посвящаем России»
Точка зрения
Игорь Потапкин: «Свои рекорды мы посвящаем России»
05.03.2025
Риа Иван Чай
Точка зрения
Риа Иван Чай
03.03.2025
Сергей Марченко: «На СВО у людей вся шелуха слетает»
Точка зрения
Сергей Марченко: «На СВО у людей вся шелуха слетает»
26.02.2025
Новости и Русская Идея
Точка зрения
Новости и Русская Идея
18.02.2025
Новости МГИМО и РусМарка
Точка зрения
Новости МГИМО и РусМарка
17.02.2025
Точка зрения
14.02.2025
Эдуард Баблюк: «Идет полное искажение истории»
Точка зрения
Эдуард Баблюк: «Идет полное искажение истории»
13.02.2025
Ольга Макеева: Всё о Звезде
Точка зрения
Ольга Макеева: Всё о Звезде
12.02.2025
Елена Зиновьева — Эксперт СГУ
Музей Победы
Елена Зиновьева — Эксперт СГУ
07.02.2025
Ольга Агансон: Искусство и Вдохновение
Популярное
Ольга Агансон: Искусство и Вдохновение
07.02.2025
Александр Савчук: «Я восстановил боевой путь своих родителей»
Точка зрения
Александр Савчук: «Я восстановил боевой путь своих родителей»
03.02.2025
Адмирал Валуев: Легенда Флота
Точка зрения
Адмирал Валуев: Легенда Флота
30.01.2025