Участник курса повышения квалификации в Академии Музея Победы, который проходит в рамках реализации культурно-исторического проекта «Хранители Победы», младший научный сотрудник музея Зеленограда — филиала Музейного объединения «Музей Москвы» Андрей Чигорин-Даценко в интервью РИА «Победа РФ» рассказал о связи Зеленограда с Великой Отечественной войной и сохранении памяти о событиях прошлого.
— Андрей Вадимович, расскажите о вашем музее. У него краеведческая направленность?
Изначально наш музей действительно появился на народных началах как краеведческий. Город Зеленоград достаточно молодой. Решение о его создании было принято 3 марта 1958 года — с точки зрения жизни музея, в общем-то, недавно. Но музей развился в достаточно большое учреждение, сейчас он присоединен к музейному объединению «Музей Москвы». В нашем музее два помещения. Одно — в новой части города Зеленограда, другое — в старой. Эти два помещения имеют фактически независимые экспозиции. У нас бывают школьные группы, туристические группы. Все-таки Зеленоград — город, хоть и являющийся районом Москвы, но город удаленный, и московские группы к нам приезжают не так часто. В основном мы служим, наверное, таким маяком для местных школьных групп. Их очень много.
— Вы рассказываете им о Великой Отечественной войне? Как эта тема представлена у вас в музее?
Мы стараемся знакомить ребят с историей края и обязательно касаемся темы Великой Отечественной войны. Поскольку Зеленоград и Крюково — это тот самый рубеж, где были основные бои, которые позволили нам защитить столицу. Если бы неприятелю удалось удержать, например, станцию Крюково, судьба Москвы могла бы сложиться совсем иначе. Слишком легко было бы врагам подвозить снаряды, живую силу, военную технику. Кроме этого, на территории, которую сейчас занимает город Зеленоград, находились два дальнобойных орудия для обстрела Москвы. К счастью, в процессе боев их удалось уничтожить. Ну и, наконец, одно из ключевых событий в истории нашей земли, которая в дальнейшем была занята нашим городом, - это перенос из братской могилы на 40-м километре (Мемориальный комплекс «Штыки» — памятник защитникам Москвы, братская могила и архитектурный комплекс, расположенный на 40-м километре Ленинградского шоссе – Прим. ред.) в 1966 году праха одного безымянного солдата в Москву, в Александровский сад. Где у стены Кремля был создан мемориал Могила Неизвестного Солдата. В 1967 году там зажгли Вечный огонь. Таким образом, получилось, что символом всех погибших защитников нашей Родины стал прах бойца, павшего при защите Крюковского рубежа.
— Какие экспонаты времен Великой Отечественной войны хранятся в фондах музея Зеленограда?
Память о Великой Отечественной войне мы храним очень бережно. На открытии памятника боевой машине «Танк Т-34» на 41-м километре Ленинградского шоссе присутствовал лично Константин Константинович Рокоссовский, присутствовала вдова генерала Панфилова Мария Панфилова. И у нас есть фотокадры с этого торжественного события. Также у нас хранится гипсовый эскиз барельефа «Солдат», части оформления монумента «Защитникам Москвы», созданный Евгенией Штейман-Деревянко. Вообще, предметов военного времени в наших фондах очень много.
— Андрей Вадимович, поделитесь, как ваша семья связана с Великой Отечественной войной?
Мой дедушка, режиссер-документалист Николай Андреевич Чигорин-Даценко в годы войны снимал учебный фильм о танках, своеобразную «видеоинструкцию». Дело в том, что, когда поступали в нашу армию новейшие варианты технического вооружения, в том числе танки, не было специалистов, готовых этими танками управлять, не было кадров, способных быстро и легко обучить новой профессии. До этого была же в основном кавалерия, а теперь нужно было срочно пересесть на «железных коней». И решили снять документальный фильм. При этом конструкторы наших первых легких танков утверждали, что эти танки могут прыгать через небольшие рвы и речки, таким образом не меняя скорость хода, а как бы ускоряя движение. И это было бы хорошо и выгодно, но танкисты боялись это делать. Как вспоминал мой дедушка, им пришлось делать специальный монтаж, ставить специальные трамплинчики, чтобы создавалось впечатление, что танк может перепрыгнуть через ров. Потом, когда танкисты-ученики смотрели фильм и видели прыгающие танки, они принимали это за действительность. И, поверив, они действительно стали пользоваться всеми функциями машины боевой.
— Вы уже в течение трех дней занимаетесь в Академии Музея Победы. Что эти курсы дали вам с профессиональной точки зрения?
Для меня эти курсы очень интересны, поскольку они охватывают большой спектр самых различных музейных вопросов, различных музейных направлений: исследования, фонды, ведение экскурсий, принцип создания экспозиций. Для меня курсы явились своеобразным расширением кругозора. Я смог познакомиться с различными направлениями музейной деятельности, с которыми я сталкиваюсь в своей работе. Например, мне было интересно выступление, касающееся фондов, хранения экспонатов, поскольку наш музей тоже напрямую связан с Великой Отечественной войной.
И сам по себе Музей Победы — очень необычный музей с точки зрения подачи материала. Она сделана в духе времени, в духе современных тенденций. И действительно, у Музея Победы есть чему учиться. Я надеюсь, что какие-то из этих идей мы с уважением сможем использовать и у себя. Благодаря лекторам, коучам, сотрудникам и преподавателям Академии, я думаю, что мы сможем расширить доступность нашего музея и привлечь новых посетителей.
#нп