Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Римма Моисеева: «У нас возникает много вопросов к фильмам о войне»

92

О правдивости художественных фильмов о войне, об интересе к фронтовой кинохронике и о будущих сенсациях говорит в интервью агентству «Победа РФ» заместитель директора Российского государственного архива кинофотодокументов по организационным вопросам и связям с общественностью Римма Моисеева.

- Какую роль играют художественные фильмы о войне в восприятии истории?

- Хорошо, что кинематограф поднимает историческую тему. Роль «картинки» в настоящее время возрастает, потому что молодежь, к сожалению, перестала читать. Молодые люди получает информацию из других источников. Мы уже не научим их читать, это отмечал еще наш академик Сигурд Оттович Шмидт – глаза по-другому у молодежи устроены. Поэтому очень возрастает роль картинки.

Когда молодые люди смотрят документальное кино, художественные фильмы исторической направленности – это очень хорошо. Хотя бы через это они узнают кто такой князь Владимир, или какие потери были в Сталинградской битве.

Другое дело, что любой создатель художественного произведения имеет право на вымысел - это очевидно. Но представители молодого поколения это принимают за истину, и когда они смотрят фильмы – думают, что было именно так. А на самом-то деле было немного иначе. Но обвинять создателей фильмов в этом тоже нельзя, потому что это их художественное видение того или иного события. Поэтому конечно хотелось бы, чтобы больше молодежи проявляло интерес к первоисточникам.

- Насколько такие фильмы достоверны?

- Вы знаете – многие режиссеры приходят к нам и долго работают для того, чтобы создать художественный фильм. Работают в читальном зале, чтобы почувствовать эпоху, увидеть костюмы. Понимаете – люди, которые жили в первой половине 20 века, они совсем не такие, как сейчас. Конечно, у нас одни гены, но они по-другому двигались, по-другому одевались, иначе приветствовали друг друга. Даже ручку держали не так – у них ведь еще не было шариковых. По телефону разговаривали иначе. И хорошие режиссеры всё это изучают.

Но есть фильмы, где однозначно видно, что современную девушку или современного юношу одели в одежду, которую носили несколько десятилетий назад и вот он играет. Но хочется, как Станиславский воскликнуть «Не верю!».

- У вас в архивах есть документальные кадры, чувствуете ли разницу между ними и художественными кинолентами, может чему-то удивляетесь?

- Вы знаете, мы не удивляемся – мы веселимся. Издержки нашей профессии, именно сотрудников нашего архива в том, что мы не можем нормально фильмы смотреть. Сразу начинаем покадрово разбирать видеоряд. И нам очень обидно, потому что мы хотим смотреть кино, как рядовой зритель, но не получается.

- Сейчас в постановочных кинофильмах часто используются кадры видеохроники. Есть ли такие, которые никогда не видел широкий зритель?

- Активно используется порядка половины документов нашего фонда. К сожалению, сейчас такая тенденция, наверное, вульгарно выскажусь, - хватать по верхам. То есть к нам приходят в читальный зал и говорят – нам нужно быстрее, нам нужно позавчера, у нас завтра эфир, что у вас есть по этой теме? Пожалуйста, у нас есть это и вот это, но есть еще и редкие документы. А в ответ слышим, что им некогда разбираться и возьмут проверенные временем кадры.

Я вам так скажу - любой архив ждет пытливого человека. Перфекциониста, человека, который докапывается до сути. Расскажу вам историю - в одном из архивов один из фондов ни разу не использовался в течение двухсот лет, и когда к нему кто-то из историков обратился – это стало мировой сенсацией.

- А есть ли шансы на такие сенсации в наше время?

- В данном случае дело не за архивистами, а за исследователями архивных материалов. То, что не используется, обладает не меньшей ценностью, чем то, что широко используется. И что, замечу, находится в открытом доступе. Исследователи должны обладать пылким аналитическим умом и хорошим историческим чутьем.

Обещаю - нас еще ждут потрясающие кадры и открытия в плане монтажа. Ждут блестящие публикации и статьи, потому что у нас богатейшие архивы и нужны исследователи, которые эти материалы разнопланово смогут представлять людям. Впереди у нас еще очень много интересного.

#сб_аг

Елена Атамасова: «Мы любим Парк Победы и хотим, чтобы программа продолжалась»
Елена Атамасова: «Мы любим Парк Победы и хотим, чтобы программа продолжалась»

Бесплатная программа Музея Победы  «Парк Победы. Главный патриотический» очень популярна у жителей и гостей...

14.07.2025

Общество

Амир Абушавир: «Хочу, чтобы мои сверстники знали настоящую историю»
Амир Абушавир: «Хочу, чтобы мои сверстники знали настоящую историю»

Участник Форума победителей Международного исторического конкурса, приуроченного к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне,...

03.07.2025

Точка зрения

Надежда Козырева: «Дети очень интересуются историей»
Надежда Козырева: «Дети очень интересуются историей»

Учитель истории и обществознания, руководитель школьного краеведческого музея МБУ «Дьектиевская средняя общеобразовательная школа» Надежда...

02.07.2025

Точка зрения

Ирина Котлярова: «Великая Отечественная война — очень важная тема для нас»
Ирина Котлярова: «Великая Отечественная война — очень важная тема для нас»

Участница курса повышения квалификации в Академии Музея Победы «Традиции и инновации в экскурсионной деятельности»,...

26.06.2025

Точка зрения

Людмила Доброва: «Творчество мужа отвергали»
Людмила Доброва: «Творчество мужа отвергали»

Вдова народного художника России Геннадия Доброва — Людмила Доброва — передала в дар Музею...

25.06.2025

Точка зрения

Егор Бутенко: «Стараемся вернуть эти имена из небытия»
Егор Бутенко: «Стараемся вернуть эти имена из небытия»

В преддверии Дня памяти и скорби в Музее Победы прошла торжественная церемония вручения семьям...

23.06.2025

Точка зрения

Елена Атамасова: «Мы любим Парк Победы и хотим, чтобы программа продолжалась»
Общество
Елена Атамасова: «Мы любим Парк Победы и хотим, чтобы программа продолжалась»
14.07.2025
Амир Абушавир: «Хочу, чтобы мои сверстники знали настоящую историю»
Точка зрения
Амир Абушавир: «Хочу, чтобы мои сверстники знали настоящую историю»
03.07.2025
Надежда Козырева: «Дети очень интересуются историей»
Точка зрения
Надежда Козырева: «Дети очень интересуются историей»
02.07.2025
Ирина Котлярова: «Великая Отечественная война — очень важная тема для нас»
Точка зрения
Ирина Котлярова: «Великая Отечественная война — очень важная тема для нас»
26.06.2025
Людмила Доброва: «Творчество мужа отвергали»
Точка зрения
Людмила Доброва: «Творчество мужа отвергали»
25.06.2025
Егор Бутенко: «Стараемся вернуть эти имена из небытия»
Точка зрения
Егор Бутенко: «Стараемся вернуть эти имена из небытия»
23.06.2025
Татьяна Борщ: «Фейки о Второй мировой войне — это бесконечная тема»
Точка зрения
Татьяна Борщ: «Фейки о Второй мировой войне — это бесконечная тема»
20.06.2025
Алексей Петрович: «Молдавия исчезает с карты мира»
Точка зрения
Алексей Петрович: «Молдавия исчезает с карты мира»
19.06.2025
Ольга Шувалова: «Пытаюсь сохранить то, что связывает нас с Россией»
Точка зрения
Ольга Шувалова: «Пытаюсь сохранить то, что связывает нас с Россией»
18.06.2025
Владимир Крестов: «Очень большая честь попасть в Музей Победы»
Точка зрения
Владимир Крестов: «Очень большая честь попасть в Музей Победы»
16.06.2025
Нелли Якуненко: «Россия для меня — это дом»
Точка зрения
Нелли Якуненко: «Россия для меня — это дом»
16.06.2025
Наталья Лузикова: «Благодаря Музею Победы мы создали свою экспозицию о войне»
Точка зрения
Наталья Лузикова: «Благодаря Музею Победы мы создали свою экспозицию о войне»
27.05.2025
Екатерина Шрам: «В Музее Победы впечатлил подход, направленный на интерактив и иммерсивность»
Академия МП
Екатерина Шрам: «В Музее Победы впечатлил подход, направленный на интерактив и иммерсивность»
23.05.2025
Наталья Федорова: «Я приехала узнать о новых аспектах в музейной работе»
Точка зрения
Наталья Федорова: «Я приехала узнать о новых аспектах в музейной работе»
23.05.2025
Людвиг Климов: «То, что пережили наши предки, — нигде и никогда такого не было»
Точка зрения
Людвиг Климов: «То, что пережили наши предки, — нигде и никогда такого не было»
23.05.2025
Александр Шолохов: «Войну дедушка пропускал через себя»
Точка зрения
Александр Шолохов: «Войну дедушка пропускал через себя»
21.05.2025
Константин Морозов: «Для образа человека, который прошел войну, невозможно взять натурщика»
Точка зрения
Константин Морозов: «Для образа человека, который прошел войну, невозможно взять натурщика»
19.05.2025
Дарья Ловать: «Наша музыка объединяет людей»
Точка зрения
Дарья Ловать: «Наша музыка объединяет людей»
16.05.2025
Тамирлан Дусенбаев: «Огромная честь — представлять свой фильм в Музее Победы»
«Поклонка»
Тамирлан Дусенбаев: «Огромная честь — представлять свой фильм в Музее Победы»
15.05.2025
Татьяна Свиридова: «Радостно, и хочется работать дальше»
«Поклонка»
Татьяна Свиридова: «Радостно, и хочется работать дальше»
15.05.2025