В рамках проекта «Герои-фронтовики «Мосфильма» на сайте киноконцерна опубликовали новые статьи о заслуженных кинематографистах Владимире Басове (1923–1987) и Игоре Слабневиче (1921–2007), их фронтовых подвигах и заслугах в искусстве.
«С детства Владимир Басов мечтал стать актером — планировал поступать во ВГИК и активно готовился к вступительным экзаменам, занимаясь в театральной студии при Московском университете. Школьный выпускной вечер Владимира Басова состоялся 20 июня 1941 года, началась война — мечту о поступлении в институт пришлось отложить. Уже имея опыт работы в Молодежном театре при МГУ и возможность служить в Театре Красной Армии, Басов тем не менее ушел добровольцем на фронт», — сообщила пресс-служба киноконцерна «Мосфильм».
Будущий режиссер и актер кино поступил на службу в артиллерийский полк. Взводный, старший лейтенант, командир батареи. По архивным данным киноконцерна «Мосфильм», Владимир Басов позднее стал офицером разведки. Кроме воинских обязанностей взял на себя роль главы кружка художественной самодеятельности, артисты выступили не менее полутора сотни раз перед товарищами и поднимали им боевой дух.
Зимой 1945 года Владимир Басов повел бригаду в бой, чтобы захватить опорный пункт гитлеровской обороны. Штурм удался, но командир оказался в госпитале с ранением и тяжелой контузией. Впоследствии его подвиг оценили награждением орденом Красной Звезды.
В 1947 году Владимир Басов стал учиться в режиссерской мастерской Сергея Юткевича и Михаила Ромма. В 1952 году был принят режиссером на киностудию «Мосфильм». В его режиссерской фильмографии выделяют мини-сериал «Щит и меч» («Schild und Schwert», «Tareza i miecz», СССР — ГДР — Польша, 1968). Это экранизация одноименного романа Вадима Кожевникова о советском разведчике Александре Белове, который выехал в 1940 году в Германию под именем немца-репатрианта Иоганна Вайса и к 1944 году занял высокую должность в абвере.
Игорь Слабневич был кинооператором кинокартин о войне «У твоего порога», «Крылья», «Освобождение», «Сталинград». Все фильмы в свое время поразили зрителей высокой степенью достоверности. Что совсем неудивительно, ведь Игорь Слабневич был непосредственным участником многих знаковых битв 1941–1945 годов.
«В мае 1942 года после прорыва немцев к Сталинграду Игорь Слабневич был направлен в противотанковую бригаду командиром орудия. Он участвовал в Сталинградской битве (награжден медалью «За оборону Сталинграда»), а затем под Сталинградом был переведен в танковый учебный полк. После окончания учебы он был назначен командиром танка; воевал на Белорусском фронте, участвовал в прорыве немецкой обороны, где из двух десятков танков полка осталось только три, включая танк Слабневича», — сообщила пресс-служба киноконцерна «Мосфильм».
За прорыв гитлеровской обороны на Белорусском фронте под Могилевом Игорь Слабневич получил орден Отечественной войны 1-й степени. Его демобилизовали только в 1946 году, после чего фронтовик пошел работать механиком синхронной аппаратуры на «Мосфильм». В 1948 году Игорь Слабневич поступил во ВГИК на операторский факультет.
После выпуска из кинематографического вуза Игорь Слабневич годами отказывался от фильмов о войне, чтобы не погружаться в атмосферу военных действий. Но позднее зрители все-таки увидели снятую им кинокартину «У твоего порога» (СССР, 1962, режиссер Василий Ордынский) об обороне Москвы в 1941 году. После чего режиссер Юрий Озеров пригласил Игоря Слабневича оператором в легендарную киноэпопею «Освобождение» (1969–1971), а также иные фильмы о Великой Отечественной войне, в том числе «Сталинград» (1989) и «Солдаты свободы» (1977).
Игорю Слабневичу удавались не только масштабные батальные сцены, но и лирические портреты героинь. В фильме «У твоего порога» зрители прониклись судьбой матери. В «Крыльях» (СССР, 1966, режиссер Лариса Шепитько) — одиночеством бывшей летчицы Надежды Петрухиной, которая не понимает, как ей жить после войны без неба. В «Москва слезам не верит» (СССР, 1979, режиссер Владимир Меньшов) — стойкостью и обаянием матери-одиночки и директора завода Катерины Тихоновой.
При подготовке статьи об Игоре Слабневиче использовали архивы «Мосфильм-Инфо», ВГИКа, Министерства обороны России, Саратовской универсальной научной библиотеки, сообщила пресс-служба киноконцерна «Мосфильм».
Ранее сообщалось, что специалисты киноконцерна «Мосфильм» к маю 2025 года представят отреставрированную киноэпопею «Битва за Москву» (СССР — Чехословакия — Германия (ГДР) — Вьетнам, 1985, режиссер Ю. Озеров).
Также сообщалось, что благодаря проекту «Герои-фронтовики Мосфильма» зрители могут узнать на сайте киноконцерна о подвигах заслуженных советских кинематографистов во время Великой Отечественной войны. В новой статье описан фронтовой путь кинорежиссера Григория Чухрая, автора кинокартин «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо».
#аг
- 16.04.1975. Режиссер Юрий Озеров (справа) и оператор Игорь Слабневич (слева) на съемках фильма «Освобождение». Фото: В. Уваров / РИА Новости
- 01.02.1976. Лев Дуров (слева) в роли Георгия Дмитриевича и Владимир Басов (справа) в роли Стрешникова в фильме Наума Бирмана «Шаг навстречу». РИА Новости / РИА Новости
- 02.09.1973. Артист Владимир Басов (справа) в роли папаши, Роман Мадянов (слева) в роли Гека на съемках кинофильма «Совсем пропащий». Фото: Мурашко / РИА Новости
- 01.10.1971. Режиссер Юрий Озеров и кинооператор Игорь Слабневич во время съемки киноэпопеи о Великой Отечественной войне «Освобождение» на киностудии «Мосфильм». Фото: Н. Никольский / РИА Новости