Заместитель директора по воспитательной работе и руководитель музея в школе № 10 города Балашихи, участница курсов повышения квалификации «Школьный музей: современные тенденции в развитии» Академии Музея Победы Надежда Гурко в интервью РИА «Победа РФ» рассказала о важности образовательной программы и о своем вкладе в сохранение исторической памяти.
— Надежда Александровна, эта программа курсов насколько для вас актуальна и полезна?
Я руководитель школьного музея с 2019 года, он называется «Рыцари в мундирах». Музей посвящен сотрудникам правоохранительных органов. У нас есть два выпускника, которые, к сожалению, погибли, были сотрудниками тогда еще милиции. Есть мемориальные доски. Одну мы открыли в 2017 году, а вторую вчера буквально. У нас пока, что скромный музей. И сюда, на курсы, как раз я приехала за новыми идеями, потому что хочется создавать новое и современное, чтобы это привлекало детей в музей. Просто выставить какие-то экспонаты на витринах — это уже не работает.
— Расскажите о работе вашего музея.
Ну, как и в каждом школьном музее, у нас есть актив. Это ребята, группа детей, которые занимаются какой-то работой в музее, исследовательской например. Ну ее не очень много, потому что, как правило, много времени для этого требуется. Еще мы участвуем в конкурсе «Профессионалы» с ребятами. Раньше только для студентов это было, а теперь и школьники могут участвовать в категории «Профессионалы-юниоры». И уже четвертый год мы участвуем в компетенции по музейной педагогике. Я готовлю ребят в музейной педагогике и еще ряд компетенций по дополнительному образованию. Вот если говорить о музейной педагогике, как раз все, что мы здесь узнали на курсах, очень актуально: и как себя представлять, как придумать историю целую на основании двух-трех предметов или, может, квест разработать. Очень полезно.
— А в чем, с вашей точки зрения, главное преимущество этой образовательной площадки?
Я думаю, это общение — мы друг другу рассказали, что у нас работает. Вот я как раз поделилась опытом участия в «Профессионалах». Это общероссийское движение. И в этом году моя девочка, которую я готовила, и я — мы заняли третье место на межрегиональном этапе. Это высокий результат. Это, конечно, нелегко, мы ездили в Оренбург, там проводился чемпионат. По Московской области мы были первые, и нас выставили на межрегиональный уровень. И это интересно. Ну вот, оказывается, из всей группы никто не знал о «Профессионалах»! А в школы это спускается как обязательное участие. Правда, компетенции школы выбирают сами. И многие даже не видели, что есть компетенция «музейная педагогика». Вот я таким опытом поделилась, и, надеюсь, это было полезно для коллег.
— А от коллег, что-то новое узнали?
Я узнала о проектах, в которых они участвуют. Директор школы № 1164 рассказал, как они сделали из своего музея большое образовательное пространство, не просто закрытая комната. Вот если эти идеи, которые я услышала, попробовать реализовать, я думаю, что это для нас будет очень полезно. Плюс идея сотрудничества с другими школами. Они сотрудничают со школой Донбасса, со школой Беслана. Вот, видимо, нам пора наводить такие контакты, мне эта идея очень понравилась. И ребятам, я думаю, эта идея тоже понравится. Плюс еще идея привлекать в музей волонтеров, у нас отдельно существует музей и отдельно волонтерская организация. Но почему бы не сделать так, чтобы волонтеры в рамках музейной программы или проекта что-то реализовывали совместно с кем-то. Эту идею я услышала здесь, и она мне очень пригодится.
— В Музее Победы вы впервые или нет? Что произвело наиболее глубокое впечатление?
Мне очень понравилось, что в рамках курсов, нам представляли экспозиции. То есть мы ходили на экскурсии и слушали экскурсоводов, разглядывали экспонаты и изучали процесс оформления экспозиций. Вот это очень бесценно! Когда мы были на экспозиции, посвященной Битве за Москву, эти фрагменты театрализации, когда нам один из ребят, которые собирают снаряды, от себя рассказал, потом оператор, который снимал видеохронику боя, тоже от себя что-то рассказал, да еще и дал потрогать, — вот это такое погружение! И вот это как раз дало идеи новые. Надо в экскурсиях вводить именно театрализацию. Вот это очень полезно.
— Как я понимаю, вы получили здесь и вдохновение, которое пригодится в реализации планов?
Вдохновение, да! Я очень устала, потому что три дня интенсивно посещали и занимались, но это приятная усталость! Я так рада! Ну а насчет планов, знаете, у школ есть такая проблема, что не хватает сотрудников, то есть один человек выполняет много функций. И я в том числе, чем только не занимаюсь, и от этого, конечно, где-то что-то упускается или затягивается и приходится то ночами что-то делать, или в выходные дни.
— А насколько легко ребят вовлечь вот в эту музейную деятельность?
Вот что касается ребят, я тут тоже услышала такую интересную вещь. На самом деле, когда дети видят, что ты «горишь» идеей, когда они видят, что у тебя «горят» глаза, у них тоже они загораются и они за тобой идут. У меня как раз так. Мне стоит только сказать, что у меня есть идея, и они заряжаются тут же. Вот как раз так получилось и со второй мемориальной доской, от этого и пошло еще несколько предложений, и мы сделали этот проект.
— В Музее Победы есть также проект «Школьный Музей Победы». Вы участвуете? Насколько важны, с вашей точки зрения, такие проекты?
Да, мы с первых дней в этом проекте. Такие проекты, как «Школьный Музей Победы», они очень нужны. Мы же общаемся и обмениваемся опытом также. И мы периодически обращаемся в Музей Победы, чтобы спикеры приезжали к нам. И много других нюансов мы узнаем в рамках таких проектов. Вообще мы с детьми активно участвуем в разных проектах Музея Победы, и я рада, что приняла участие еще в этих курсах. Я очень благодарна всему коллективу, все спикеры интересные. И все экскурсоводы, я отметила, здесь высокого уровня профессионализма, они четко расставляют акценты. И я обязательно привезу сюда еще своих ребят.
#ак