2 февраля 2024 года исполняется 120 лет со дня рождения легендарного летчика-испытателя Героя Советского Союза Валерия Чкалова.
Он родился в селе Василево Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск, Нижегородская область). Его настоящее имя — Чкалов Валериан Павлович. Он окончил 4 класса школы, затем учился в Череповецком ремесленном училище. С 14 лет служил в армии — работал слесарем по ремонту и сборке самолетов.
Отучившись на летчика, Валерий Чкалов поступил на службу в Военно-воздушные силы, за летную карьеру освоил более 30 типов самолетов. Он работал летчиком-инструктором, а также летчиком-испытателем, первым поднимал в небо бомбардировщики и истребители.
Валерий Чкалов получил звание Героя Советского Союза и всенародную известность в СССР после того, как 20 июля 1936 года в качестве командира экипажа он совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва — Северный Ледовитый океан — Камчатка — Николаевск-на-Амуре. Полет продолжался 56 часов до приземления на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Протяженность рекордного маршрута составила 9375 километров.
Второй рекордный перелет, на этот раз из Москвы в США, Валерий Чкалов начал 18 июня 1937 года на самолете АНТ-25. Полет через Северный полюс проходил в сложных условиях, но 20 июня самолет благополучно приземлился в городе Ванкувер (штат Вашингтон, США). Протяженность маршрута составила 8504 километра. За этот перелет экипаж был награжден орденами Красного Знамени.
В августе 1937 года поселок Василево, где летчик родился, переименовали в Чкаловск (ныне город), там открыт мемориальный музей В. П. Чкалова. Также с 1956-го по 2016 год имя Чкаловск носил город Бустон (Таджикистан). Именем летчика названы несколько поселков, остров на Дальнем Востоке, горный пик в Дагестане, станции метро в Москве и других городах, а также площади, улицы и организации. Во многих городах установлены бюсты и памятники легендарному летчику.
Последний раз Валерий Чкалов поднялся в небо при испытаниях одномоторного истребителя-моноплана И-180. Первый полет этой машины 15 декабря 1938-го завершился катастрофой.
В тот день столбик термометра не поднимался выше 25 градусов мороза, но, несмотря на это, взлет прошел неплохо. Истребитель набрал высоту 100—120 метров и с виражом сделал первый круг над аэродромом. Далее поднялся на высоту 500—600 метров. Завершив второй круг, летчик повел машину на посадку, но при снижении двигатель внезапно заглох. Чкалов смог отвести неисправную технику от жилых домов, однако И-180 зацепился крылом за линию электропередачи и разбился.
Трагическая смерть Героя Советского Союза немедленно обросла множеством версий, догадок и теорий заговора, но официальной стала версия о том, что самолет был недоработан. В Москве на месте крушения самолета и гибели легендарного летчика установлен памятный знак.
#ес