Главный хранитель Музея Театра Образцова Гордий Салтыков рассказал об уникальном фронтовом театре, придуманном и исполненном бойцом Красной армии Евгением Кобытевым.
— Как Евгению Кобытеву пришла идея создать фронтовой кукольный театр?
Евгений Кобытев ушел на фронт молодым человеком. Он только что закончил Киевский художественный институт. А одном из первых боев был ранен в ногу и не смог выбраться из окружения. Попал в плен в печально известный концлагерь «Хорольская яма». Лагень представляла из себя действительно яму, в которой узники добывали глину для кирпичного завода. В таких местах пленные, конечно, думают только о выживании, но Евгений Кобытев все-таки был художник. Он постоянно носил с собой блокнот и делал шаржи на немецких охранников. И хотя образы нацистов были гротескными, совсем не лестными, портреты немцам нравились. Они даже отправляли их домой. И вот, заслужив доверие и усыпив бдительность охранников, Кобытеву удалось бежать из плена. Он вернулся в действующую армию и продолжил воевать. И тут он вспомнил свои шаржированные образы и решил сделать кукол на главных действующих лиц гитлеровской Германии.
— Евгений Кобытев занимался раньше созданием кукол?
Удивительно, но нет. Он делал кукол по наитию, и сейчас, если посмотреть на эти изделия с современной точки зрения, они отвечают всем технологическим приемам этого ремесла. А надо понимать, что театр создавался в походных условиях, из того, что попадалось под руку. Так, основа кукол сделана в технике папье-маше. Для нее использовались старые немецкие газеты. Костюмы кукол сшиты из гимнастерок, как советских, так и немецких. Есть куски шинели, кирза сапог. Награды кукол вырезаны из жестянки, видимо, оставшейся после консервы. Есть на груди кукол и настоящие немецкие награды — видимо, они были сняты с мундиров убитых солдат. На кукле Геринга, например, надеты настоящие немецкие очки тех времен. Так что сами экспонаты представляют из себя исторический документы.
— Как разыгрывались спектакли Евгения Кобытева?
Кобытев носил с собой чемодан с куклами. Свои спектакли играл в перерывах между боями или на передислокации — на привалах. Пьесы писал сам. Даже сохранились сценарии. Написаны они прекрасным литературным языком в жанре русского народного балагана. Среди персонажей были куклы «Геббельс», «Риббентроп», «Муссолини», «Премьер-министр Лаваль», «Гроссадмирал Дениц», «Фельдмаршал Кейтель», «Маршал Петэн». Самой нелепой и большой была кукла Гитлера, которая в конце представления, получив удар солдатским штыком в горло, танцевала свой последний танец.
На мой взгляд, в этом порыве — сделать страшное смешным — проявилась сила духа русского человека.
— Как куклы попали в театр Сергея Образцова?
Тот самый чемодан с куклами, который носил за собой Евгений Кобытев, в 1945 году, чуть позже Великой Победы, принес в театр его друг. Куклы были в хорошем состоянии. Не сохранилась только кукла Гитлера.
— Как дальше сложилась судьба Евгения Кобытева?
Он продолжил заниматься своей профессией. Переехал в Красноярск и работал там по специальности монументалиста.. Одной из достопримечательностей Красноярска до сих пор является «Красноярская Мадонна» — мозаичное полотно, созданное Кобытевым для оформления кинотеатра «Родина». Молодая женщина высоко поднимает над собой малыша, чтобы тот увидел бескрайние просторы своей огромной Родины. В 2019 году здание кинотеатра перестроили, но произведение Кобытева сохранили. В конце жизни Евгений Степанович издал зарисовки лагерного быта, сделанного в концлагере «Хорольская яма». На них, конечно, страшно смотреть. Это зафиксированный ужас войны.
Выставку «Фронтовой театр Евгения Кобытева» можно увидеть в Музее Победы.
#от