Координатор программы «Школьный музей Победы» в Приморском крае, руководитель музея школы № 17 имени Василия Константиновича Блюхера города Владивостока, заместитель директора по учебно-воспитательной работе и управляющий детским оздоровительным лагерем «Юнга» Кирилл Самойлов в интервью РИА «Победа РФ» рассказал о развитии школьных музеев на Дальнем Востоке и о подготовке к выставке «Часовые Родины», которая стартовала в Музее Победы.
— Кирилл Юрьевич, впервые школьные музеи Приморского края представили свои экспонаты на выставке в Музее Победы. Какая работа предшествовала этому события?
Мы шли к этому три года, была проделана колоссальная работа. Это и командная работа, и работа по присоединению к программе «Школьный музей Победы». Этому предшествовали и победы наших ребят на федеральных конкурсах. Это огромный труд всего региона: и детей, и руководителей, и поддержка правительства Приморского края в лице губернатора Олега Кожемяко. Если говорить о моих личных эмоциях после открытия нашей выставки в Музее Победы, то для меня самым важным является выполненное обещание. Я дал его брату своей жены, с которым мы были как кровные братья. Он погиб в ходе специальной военной операции. Уходя на фронт, он меня поддержал: «Все получится, ты это сделаешь, и это будет правильно по отношению к нашим предкам». Я очень рад, что мы довели это дело до конца. И это очень символично, что мы выставляемся в зале «Школьный музей Победы», который находится рядом с залом «Zаветам Vерны», посвященным участникам специальной военной операции, где в том числе есть наши ребята-дальневосточники. Но мы не останавливаемся, не ставим точку, а ставим запятую. Дальше наша работа продолжится.
— Поделитесь вашими дальнейшими планами.
Мы собираемся провести Дальневосточный съезд школьных музеев. На территории Приморского края соберем музеи Дальнего Востока. Потому что не все дальневосточные школьные музеи могут приехать в Москву на Всероссийский съезд школьных музеев. В этом году три наших музея вошли в сотню лучших российских школьных музеев в рамках программы «Школьный музей Победы». В школьных музеях запада страны собрано огромное количество уникальных экспонатов, но и у нас есть своя великая история. Становление прославленных полководцев, наших маршалов — Георгия Константиновича Жукова, Ивана Степановича Конева — начиналось на Дальнем Востоке в боях у реки Халхин-Гол.
— Какие ценные экспонаты вы с ребятами привезли в Музей Победы на выставку школьных музеев?
Мы привезли личное дело и письменный набор первого директора школы — документы датируются 1900 годом. Мы привезли школьную книгу 1933 года с сохранившейся печатью школы, где указано имя Василия Константиновича Блюхера. (Дело в том, что после ареста Блюхера в школьной библиотеке все печати в книгах выводили и замазывали.) Мы привезли письма-«похоронки» с известием о погибших на фронте выпускниках школы. Один из них — Виктор Убираев. Золотой медалист нашей школы. В 1941 году он ушел на фронт и погиб. Сегодня мы общаемся с его племянником. Помимо этого, мы привезли экспонаты общественной организации «АвиаПоиск», ребята которой занимаются раскопками на озере Хасан. Они поднимают бойцов, проводят огромную работу. В нашей части экспозиции — найденные ими каска-халхинголка (СШ-36), компас, ремень, который был снят с бойца. Он сохранился в застегнутом виде. Его небольшой обхват поражает — насколько худеньким был солдат! Кроме того, мы привезли на выставку письма Зои Блюхер — дочери маршала. Конечно, это лишь малая часть наших экспонатов. Отдаленность играет свою роль, самолетом мы не все могли перевезти. Например, у нас в музее хранится печатная машинка, подаренная лично Василием Блюхером ученикам нашей школы. Но она весит 30 килограмм.
— Интересно, как история вашей школы связана с именем Василия Блюхера?
Наша школа работает с 1921 года. В 1929 году школе было присвоено имя командующего дальневосточной народной армией Василия Константиновича Блюхера, еще не маршала. В 1935 году Василию Блюхеру присвоили звание Маршала Советского Союза. В 1938 году он был арестован. Позже погиб. Имя у школы тогда забрали. В 1956 году Василия Константиновича реабилитировали. И в 1986 году нашей школе вернули имя Блюхера. Дальнейшая судьба имени очень интересная. С 1986 по 2000 год имя у школы есть, но потом оно теряется в связи с переименованием и длинным названием. В документах она оставалась школой имени Василия Константиновича Блюхера, но на печати школы имя уже не помещалось. Имя маршала убрали с печати. И с течением лет имя просто потерялось. Мы подняли все архивы и к столетию школы вернули школе имя Блюхера. Для нас было важно именно вернуть школе имя, а не присвоить его снова с ноля. И это тоже наш большой рубеж. Это то, что мы сделали для того, чтобы восстановить историю. Ребята — активисты нашего школьного музея — выбрали своим девизом высказывание Михаила Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». И ребята ответили на это таким тезисом: «Мы знаем. Мы помним. Мы сохраним». Сегодня мы поддерживаем общение с потомками Василия Блюхера.
— Расскажите о ваших ребятах, активистах музея.
Ребята, с которыми мы начинали наш музей в 2021 году, уже окончили школу. Но другие наши школьники — младшие — продолжили это дело. Сегодня они среди лучших активистов школьных музеев страны по результатам конкурса. Это очень важно. Они стали участниками тематической смены «Школьный музей Победы», которая состоялась во Всероссийском детском центре «Океан». Сегодня мы с ребятами начали работу по созданию в музее экспозиции, посвященной участникам специальной военной операции. Важно, чтобы дети ими гордились.
#мп