Главный ученый секретарь Академии криптографии, доктор физико-математических наук Владимир Сачков в интервью агентству РИА «Победа РФ» рассказал о значении криптографических подразделений, дешифрования, радиоразведки, радиоконтрразведки на фронтах Великой Отечественной.
— Какие функции выполняла криптография в ходе проведения боевых операций?
Значение криптографии было огромно. Вот вы представьте, идут боевые действия, и надо передать информацию между штабами. Как ее сообщить? По телефону напрямую нельзя, потому что все разговоры прослушивались стороной противника. Нужны были шифры. Можно сказать, что параллельно бою шла не менее важная война криптографических подразделений. В общем, эти части так и назывались — скрытое управление войсками.
Немцы сражались за нашу информацию, а мы — за их. И с той и с другой стороны были подготовлены квалифицированные шифровальщики. Но, надо сказать, что шифр, который был разработан для связи уровня командующих фронтами, для немцев был недоступен. В течение войны они так и не смогли его разгадать. Шифры для более низовых подразделений были попроще. Их, бывало, раскрывали. Все-таки у них были очень хорошие специалисты.
— Какая информация шифровалась прежде всего?
Шифровалось практически все. Не только текстовая информация, но и указания по картам, сводки погоды, документы — на случай потери или захвата противником, что неизбежно в ходе войны. Скрывались личные данные командиров. Им присваивались различные фамилии. Например, Кузнецов мог называться то Ивановым, то Петровым, то Сидоровым — не было одного закрепленного позывного. Естественно, шифровались сообщения о планах операции. А вот во время боя шифрами уже пренебрегали. Потому что все-таки, чтобы закодировать, а потом раскодировать информацию, нужно время. А когда решение надо принимать оперативно, то секретностью уже отходила на второй план. Конечно, это было рискованно, но случалось, что воевали «с открытым забралом».
— Можете привести пример влияния криптографов на ход боевых действий?
Во время Битвы на Волге нам угрожало отсечение наших войск от Закавказья. И для того чтобы это не произошло, нужно было установить телефонную связь для нашего высшего командования. Советскими криптографами был разработан шифратор для засекречивания речевых сигналов с повышенной стойкостью к дешифрованию для правительственной связи. Так безопасная связь была установлена с войсками Закавказья.
Второй яркий пример был связан с Финляндией. В 1944 году руководство этой страны решило выйти из войны. Вопрос обсуждался с помощью засекреченных речевых сигналов с повышенной стойкостью к дешифрованию. Немцы не смогли узнать о планах финского командования. Конечно, это очень повлияло на расположение сил на арене Второй мировой. Выход этой страны из войны стал полной неожиданностью для германского руководства.
Как показали в дальнейшем захваченные немецкие архивы, системы советской связи не читались. По тем временам они действительно были достаточно уникальные.
Большое значение имели сведения, добытые с помощью радиоразведки. Разведчики анализировали перемещение противника, скопление войск. Все это анализировалось на основе трафика противника — по перехваченному радиоизлучению.
— У советских шифровальщиков получалось разгадывать немецкие шифры?
Не сразу. Только к 1942 году мы разобрались, как там все у немцев устроено.
— В каком ведомстве работали дешифровальщики?
Шифры низового уровня разрабатывались в штабах армии. А более высокими — уровня ставка-фронт — занимались специальные подразделения — отдельные радиодивизионы особого назначения. Они входили в состав Народного комиссариата государственной безопасности, пятое отделение.
Долгое время после войны все сведения о работе шифровальных подразделений были строго засекречены. Спустя 50 лет после Победы слегка приоткрылись архивы. В 2007 году было рассекречено много документов, но до сих пор многие архивы остаются закрытыми.
— Сейчас используется система шифрования?
Да, все это есть, но, надо сказать, что Великая Отечественная стала последним периодом, когда шифровки были доступны для понимания людям без специального образования. Сейчас все происходит внутри устройств.
#от