Старший паровозный машинист депо Вологда, Герой Социалистического Труда Василий Иванович Болонин родился 21 декабря 1901 года на вологодской земле, в Тотьме, в семье ремесленника.
В 15-летнем возрасте он устроился на работу учеником слесаря в паровозное депо Вологда, через три года стал помощником машиниста, спустя несколько лет уже водил паровозы самостоятельно.
Во время Великой Отечественной войны Василий Иванович водил тяжеловесные маршруты, боролся за быстрый оборот паровоза, максимально использовал мощность своего локомотива. Болонин, его напарник Баженов и машинист Вологодского депо Тюнин стали инициаторами безостановочного сквозного вождения тяжеловесных поездов. В.И.Болонин положил начало новому патриотическому движению — вождению сдвоенных составов.
В первую военную зиму он стал во главе колонны паровозов имени Государственного Комитета Обороны. Василий Иванович сумел сплотить машинистов, научить их преодолевать трудности в условиях зимы, вёл за собой коллектив и на личном примере показывал образцы трудовой доблести в военное время. Когда в марте 1942 года на железной дороге была учреждена дорожная «Доска почёта», первым на неё был занесён В.И. Болонин.
В сложное военное время он был инициатором использования дров вместо угля, запасы которого в условиях военного времени сокращались. Отличным содержанием паровоза и освоением техники дровяного отопления он добился большой экономии топлива. Только за 10 месяцев 1942 года им было сэкономлено 1700 кубометров дров, а в апреле 1943 года — 308 кубометров. Это было достигнуто путём внедрения рациональных методов сжигания дров, в зависимости от профиля пути и веса поезда.
Используя его опыт, коллектив депо в короткий срок сумел высвободить и поставить в резерв тринадцать паровозов. НКПС приказом от 20 июня 1943 года обязал начальников дорог внедрить метод В.И. Болонина во всех паровозных депо.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Болонину Василию Ивановичу присвоено звание «Героя Социалистического Труда» с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
После войны работал на руководящих должностях — заместителя и начальника Вологодского отдела паровозного хозяйства. В 1946 году избирался депутатом в Верховный Совет СССР 2-го созыва (1946—1950). Вышел на пенсию в 1958 году.
Был награждён орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями, двумя знаками «Почётному железнодорожнику».
Жил в Вологде, скончался в 1964 году.
В память о трудовом подвиге В.И.Болонина его именем названы паровоз СО-18-3100, установленный на вечную стоянку возле локомотивного депо в Вологде, и улица в этом же городе.
О самоотверженном труде, о личных достижениях советских людей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывают материалы информационного экрана «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».
#еу