Советский инженер, строитель железных дорог, Герой Социалистического Труда, почётный железнодорожник СССР Михаил Леонтьевич Бондаренко родился 21 ноября 1897 в селе Ламша, Рязанской губернии в семье машиниста.
После окончания Рузаевского высшего начального училища он работал помощником слесаря в депо на станции Рузаевка, затем прорабом, техником, заместителем начальника Рузаевской дистанции пути. В 1923 году получил специальность «инженер-дорожник», окончив Нижегородский высший практический институт.
Работал в Алатыре, Пензе, Казани. Строил вагоноремонтный пункт на станции Сарапул, железнодорожные линии Тула — Сухиничи, Красный Лиман — Купянск. Был участником стахановского движения. Стоял во главе строительно-монтажного треста «Южтрансстрой» Южной железной дороги.
В начале Великой Отечественной войны инженер-строитель сооружал земляное полотно Московского окружного кольца, ликвидировал последствия бомбардировок Харьковского узла.
А затем Бондаренко возглавил строительство основного пути, который сыграл огромную роль в победе Красной Армии в Сталинградской битве. Под его началом было 25 тысяч человек. За полгода было построено 180 км железной дороги, причем десятки искусственных сооружений, подчас при нехватке инструментов, материалов и рабочих рук. Они связали Сталинград и Владимировку через паромную переправу с временным выходом к тракторному заводу и постоянным — на станцию Гумрак.
Решение о строительстве этой железной дороги было принято 29 декабря 1941 года после доклада начальника строительства Наркомата путей сообщения №10 Михаила Бондаренко на бюро Сталинградского обкома партии. Эта работа продолжалась до июня 1942 года. Общий объём выполненных земляных работ составил два миллиона кубометров. В марте 1942-го также была построена знаменитая Волжская рокада на участке Иловля — Петров Вал (1 тыс. км), а также железная дорога Чапаевск — Пугачёвск — Урбах — Верхний Баскунчак.
Почти шесть лет Михаил Бондаренко был заместителем начальника Южной дороги — начальником Управления строительно-восстановительных работ. Руководил строительством корпусов Днепропетровского автомобильного завода (позже преобразован в Южный машиностроительный завод, он же «Южмаш» по производству ракетно-космической техники) и железной дороги Фёдоровка — Каховка к Кременчугской ГЭС.
В послевоенное время был начальником строительства вокзалов в Полтаве, Белгороде, Харькове, Лозовой.
За личные заслуги в обеспечении перевозок для фронта в тяжелых условиях военного времени удостоен звания Героя Социалистического Труда. Награжден орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и Отечественной войны I степени, многими медалями.
Умер Михаил Леонтьевич 13 января 1959 года. Похоронен в Харькове.
О самоотверженном труде, о достижениях советских людей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывают материалы информационного экрана «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».
#еу