В ноябре 1943 года вместе с маршальским орденом «Победа» учреждена еще одна награда - орден Славы. В противовес высшей генеральской награде эта предназначалась для рядовых и сержантов РККА, а также для лейтенантов ВВС СССР.
Орден Славы – это пятиконечная звезда, в центре которой расположен круг с изображением Спасской башни Московского кремля, в нижней части ленточка с надписью «СЛАВА», по краям круга лавровый венок, лента и звезда на башне эмалированы красной эмалью. Орден при помощи кольца крепится к пятиугольной колодке, обтянутой шелковой муаровой лентой с тремя черными и двумя оранжевыми полосами равной ширины.
Этот орден стал символом солдатского героизма. Именно солдата, рядового воина, вынесшего все тяготы войны и проявившего массовый героизм и несгибаемую волю к победе в борьбе с врагом. Таким он навсегда остался в памяти народной.
По официальной информации, идея учреждения ордена была высказана Верховным главнокомандующим Сталиным еще 20 июля 1943 года в ходе обсуждения проекта главного полководческого ордена «Победа» в наркомате обороны. В августе Техническому комитету Главного интендантского управления Красной Армии, возглавляемого генерал-лейтенантом Агинским, поручено разработать проект ордена. Первоначально его предполагалось назвать именем Багратиона – героя Отечественной войны 1812 года, человека легендарной храбрости и любимого солдатами.
Ответственным за разработку проектов назначили Начальника тыла РККА генерала армии Хрулёва. За месяц группа из девяти художников создала 26 эскизов будущей награды, из которых только четыре 2 октября были представлены на утверждение Верховному главнокомандующему. И Сталин остановился на эскизе Николая Москалева. Сорокашестилетний художник-график к тому времени уже был автором проектов ордена Кутузова, медали «Партизану Отечественной войны» и всех медалей за оборону городов СССР. Его эскиз представлял пятиконечную звезду, в центре которой было помещено изображение профиля генерала Петра Багратиона.
Поначалу планировалось, что орден будет иметь четыре степени, столько же имел орден Святого Георгия – знаменитый Георгиевский крест. Потому что будущая награда изначально и планировалась как преемница именно Георгиевского креста. Колодка, обтянутая георгиевской лентой - с тремя черными и двумя оранжевыми полосами равной ширины, становилась своеобразной связью поколений и солдатского героизма.
Правда это или красивая легенда - сегодня сказать сложно, но точно известно, что Сталин принял решение сократить число степеней до трёх, как у орденов Суворова и Кутузова. Колодка, обтянутая чёрно-жёлтой лентой цветов дыма и пламени – ему понравилась. В связи с тем, что в то же время утверждался и эскиз ордена «Победа», он будто бы и заявил, что «победы без славы не бывает».
Верховный вроде бы и предложил назвать новую солдатскую награду орденом Славы, и в центре звезды изобразить Спасскую башню, а под ней на красной ленточке поместить надпись «Слава». Доработанный эскиз 23 октября был одобрен.
Пробный экземпляр ордена был изготовлен к 5 ноября и представлен на утверждение Президиуму Верховного Совета СССР. 8 ноября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР орден Славы был утверждён, в тот же день был утвержден и орден «Победа».
Здесь необходимо привести перечень заслуг, за которые по статусу награждали этим орденом. Вот только некоторые из них: ворвавшись первым в расположение противника, личной храбростью содействовал успеху общего дела, меткой стрельбой уничтожил от 10 до 50 солдат и офицеров противника, ручными гранатами уничтожил от одного до трёх танков, в результате личной разведки смог установить слабые места обороны противника, лично захватил в плен вражеского офицера, лично пробравшись к позиции противника, уничтожил его пулемёт или миномёт, сумел захватить неприятельское знамя, проявив при этом личное мужество и отвагу. Это далеко неполный список.
Для более оперативного награждения в условиях боевых действий, право награждать орденом Славы третьей степени было передано командирам соединений, от бригады и выше, орденом Славы второй степени - командующим армиями, а первой степени - исключительно Президиуму ВС СССР. После окончания войны, с 26 февраля 1947 года, правом награждения всеми степенями ордена Славы обладал исключительно ВС СССР.
При этом удостоенные орденов Славы всех трёх степеней рядовые, ефрейторы и сержанты имели право на присвоение воинского звания старшины, имеющие звание старшины — младшего лейтенанта, а младшие лейтенанты в авиации — лейтенанта.
Уже после войны статут ордена был частично изменен Указами Президиума Верховного Совета от 26 февраля и 16 декабря 1947 года, и от 8 августа 1957 года.
Известно, что первый указ о награждении датируется уже 13 ноября 1943 года, первым кавалером ордена Славы III степени стал Василий Малышев. Скрытно подобравшись к вражескому пулемету, не дававшему своим огнем продвигаться нашим войскам вперед, Малышев уничтожил его гранатой вместе с расчетом. Позднее он был удостоен и ордена Славы II степени.
Первое вручение ордена Славы произошло 17 ноября 1943 года. Награду получил Георгий Исраелян. На войне так случается. Информация о награждении появилась 20 декабря 1943 года в газете «Красная Звезда». Ранее фронтовые успехи Исраеляна были отмечены орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». К концу войны стал одним из полных кавалеров ордена Славы.
Первое награждение орденом Славы II степени состоялось 10 декабря 1943 года, кавалерами стали саперы 10-й армии Западного фронта, рядовые Сергей Баранов и Андрей Власов, которые в ночь на 28 ноября 1943 года в группе сапёров-разведчиков 665-го отдельного сапёрного батальона незаметно проделали в многорядных проволочных заграждениях шесть проходов. В результате 385-я Кричевская стрелковая дивизия прорвала оборону противника с наименьшими потерями. Оба бойца закончили войну полными кавалерами ордена Славы.
Первое представление к ордену Славы I степени состоялось 22 июля 1944 года. То есть в тот день страна узнала первого полного кавалера орденов Славы. Так случилось что это были сразу два человека - старший сержант Константин Шевченко и ефрейтор Митрофан Питенин.
Здесь история с фактическим вручением ордена повторилась, и орден Славы I степени под номером 1 получил командир пехотного отделения гвардии старший сержант Николай Залетов по Указу Президиума ВС СССР от 5 октября 1944 года.
Из-за путаницы и сроках утверждения наградных документов, известны случаи повторного награждения орденом одной и той же степени (чаще всего третьей), одного человека. Василий Христенко был награжден орденом Славы III степени 22 февраля 1944 года, а потом повторно 4 ноября 1944 года. Позже он стал полным кавалером Ордена славы (II степени - 24 января 1945 года и I степени - 15 мая 1946 года).
Есть еще три кавалера ордена Славы трех степеней, которые имели по четыре награждения орденом. Это Алимурат Гаибов, разведчик 128й горно-стрелковой дивизии (два ордена Славы II степени), Василий Налдин, наводчик орудия 1071 истребительного противотанкового артиллерийского полка и Алексей Петрукович, старшина 35-й гвардейской стрелковой дивизии.
Среди почти трех тысяч полных кавалеров ордена Славы, четверо удостоены звания Героя Советского Союза. Артиллерист, гвардии старший сержант Андрей Алешин, летчик-штурмовик, младший лейтенант авиации Иван Драченко, морской пехотинец, гвардии старшина Павел Дубинда и артиллерист, старший сержант Николай Кузнецов. Орден I степени нашел его только в 1980 году.
Не обошла эта награда и воевавших женщин. Полными кавалерами ордена Славы стали снайпер старшина Нина Петрова (она погибла в бою 1 мая 1945 года), пулеметчица 16-й литовской дивизии сержант Дануте Станилиене, медсестра старшина Матрёна Нечепорчукова и воздушный стрелок-радист 99-го отдельного Гвардейского разведывательного авиаполка 15-й воздушной армии гвардии старшина Надежда Журкина.
Всего было проведено награждений орденом Славы 1й степени – 2674 (по другим источникам 2 620), 2й степени - 46473, 3й степени - 997815.
Андрей Купарев,
член Союза российских писателей, режиссер документального кино, журналист