Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации



И женщины могут летать!

802

И женщины могут летать! 24.09.1938 Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова (слева направо) совершили рекордный беспосадочный перелет на самолете «Родина» по маршруту Москва — Дальний Восток. Перед полетом. Архив. Фото: Иван Шагин / РИА Новости

117 лет назад 8 октября родилась знаменитая летчица, Герой Советского Союза Полина Денисовна Осипенко (в девичестве — Дудник). Родное село Полины Осипенко сегодня носит ее фамилию — село Осипенко Бердянского района Запорожской области.

Путь в авиацию Полины Осипенко — пример воли и целеустремленности, пробивного характера. Девушка выросла в многодетной семье, окончила три класса начальной школы, а после работала батрачкой. Окончила курсы птицеводов в городе Бердянске. Благодаря бойкому характеру стала заведующей колхозной птицефермой.

Как же Полине удалось стать летчицей? Позднее девушка вспомнит о встрече с первой советской летчицей Зинаидой Кокориной: «Я была птичницей. У нашей деревни сел самолет. Вышла женщина. Я вся загорелась: и женщины могут летать?!»

В 1931 году Полина Говяз (фамилия первого мужа) уехала к мужу в Качу. Степан подготовил жену к поступлению в Качинскую школу военных пилотов. Но поступить с первого раза не удалось, и Полина устроилась в эту же школу официанткой. Девушка самостоятельно освоила пилотирование самолета У-2 (По-2) и уже в 1933 году окончила Качинскую военную авиационную школу летчиков.

В последующие годы Полина служила летчиком, командиром звена в истребительной авиации. Осипенко отличалась упорством, трудолюбием, постоянным желанием совершенствоваться. Делала фигуры высшего пилотажа — «петли Нестерова», «бочки», «штопоры». В 1935 году Полина сменила фамилию на Осипенко, после того как второй раз вышла замуж.

В 1937 году Полина Осипенко установила ряд мировых рекордов, в том числе подъем на высоту 6000 метров, что являлось повторением рекорда итальянской летчицы Негрон. В мае этого года именно Осипенко поставила рекорд высоты для женщин в открытой кабине — 8804 метра на ненагруженном самолете, а спустя два дня — мировой рекорд — 7000 метров с грузом 1 тонна.

Летом 1938 года, во время подготовки к рекордному полету на гидросамолете МП-1, выяснилось, что Полина не умеет плавать, и она научилась за два дня. Беспосадочный перелет Севастополь — Архангельск, идея которого была выдвинута Осипенко, должен был связать Черное и Белое моря.

Гидросамолет МП-1 («летающая лодка») вылетел 2 июля 1938 года. Летели над сушей, что исключало возможность вынужденной посадки, в густой облачности, почти все время «вслепую». Несколько раз за время полета наступало обледенение самолета. В результате был установлен мировой рекорд: за 10 часов 33 минуты самолет П. Д. Осипенко (командир), М. М. Расковой (штурман) и В. Ф. Ломако (второй пилот) преодолел 2416 километров с грузом 5,5 тонны.

Вскоре после перелета Севастополь — Архангельск был осуществлен беспосадочный перелет Москва — Комсомольск-на-Амуре на самолете «Родина». На этот раз командиром стала В. С. Гризодубова, М. М. Раскова снова была штурманом, а П. Д. Осипенко — вторым пилотом.

Полет проходил 24–25 сентября 1938 года в трудных условиях: густая облачность, отсутствие видимости давали возможность определять направление только по приборам. За Уралом оборвалась связь, и была пропущена заправка топливом в Комсомольске-на-Амуре. Топлива оставалось на 30 минут. Летчицы приняли решение о посадке в тайге, причем в целях безопасности М. М. Раскова приземлилась на парашюте. Сели у реки Амгунь. Поиски самолета велись от Байкала до Охотского моря и местными жителями, и силами ВВС. 3 октября отважный экипаж был обнаружен. Девушки установили мировой женский авиационный рекорд дальности полета по прямой — всего за 26 часов 29 минут пройдено расстояние в 6450 километров. За этот подвиг членам экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза.

В мае 1939 года майор Осипенко, работая инспектором Военно-воздушных сил при Генеральном штабе, участвовала в сборах командиров для тренировки слепых полетов на Курсах усовершенствования начальствующего состава. 11 мая, совершая учебно-тренировочный полет в Рязанской области с начальником Главной летной инспекции ВВС РККА Анатолием Серовым, Осипенко находилась во время полета в закрытой кабине, вела машину вслепую. Серов в передней открытой кабине корректировал полет. Затем летчики поменялись местами. Машину, врезавшуюся в землю, нашли у села Высокое, пилоты погибли. Причиной катастрофы признали ошибки Серова в пилотировании при полете на малой высоте, при этом Осипенко не смогла скорректировать действия Серова и вмешаться в управление самолетом (из политдонесения начальнику Политуправления РККА Л. З. Мехлису). Так трагически оборвалась жизнь двух замечательных летчиков. Прах Серова и Осипенко помещен в урнах в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

Автор: методист научно-методического отдела Музея Победы Евгения Тарнягина

#ак

Столетие человека-легенды
Столетие человека-легенды

Ровно 100 лет назад, 5 декабря 1924 года, родился ветеран Великой Отечественной войны, дважды...

05.12.2024

Имена в летописи

Герой советской разведки
Герой советской разведки

Один из основателей советской военной разведки Ян Карлович Берзин родился 25 ноября 1889 года...

25.11.2024

Имена в летописи

115 лет со дня рождения Михаила Миля
115 лет со дня рождения Михаила Миля

Человек давно начал стремиться к полетам, что, в свою очередь, породило множество мифов и...

22.11.2024

Имена в летописи

День рождения великого оружейника
День рождения великого оружейника

105 лет назад, 19 ноября 1919 года, в селе Курья Алтайского края родился великий...

10.11.2024

Имена в летописи

Легендарный военачальник
Легендарный военачальник

8 ноября, ровно 100 лет назад, родился последний маршал и министр обороны Советского Союза...

08.11.2024

Имена в летописи

120-летие конструктора легендарного танка
120-летие конструктора легендарного танка

Советский инженер-конструктор Александр Морозов родился 29 октября 1904 года в городе Бежица — ныне...

29.10.2024

Имена в летописи

Столетие человека-легенды
Имена в летописи
Столетие человека-легенды
05.12.2024
Герой советской разведки
Имена в летописи
Герой советской разведки
25.11.2024
115 лет со дня рождения Михаила Миля
Имена в летописи
115 лет со дня рождения Михаила Миля
22.11.2024
День рождения великого оружейника
Имена в летописи
День рождения великого оружейника
10.11.2024
Легендарный военачальник
Имена в летописи
Легендарный военачальник
08.11.2024
120-летие конструктора легендарного танка
Имена в летописи
120-летие конструктора легендарного танка
29.10.2024
110 лет со дня рождения советского танкового аса
Имена в летописи
110 лет со дня рождения советского танкового аса
14.10.2024
Героическая судьба Марата Казея
Имена в летописи
Героическая судьба Марата Казея
10.10.2024
Героический оружейник
Имена в летописи
Героический оружейник
04.10.2024
Путь легенды разведки
Имена в летописи
Путь легенды разведки
04.10.2024
Истребители Семена Лавочкина
Имена в летописи
Истребители Семена Лавочкина
11.09.2024
Военный музыкант спас боевое знамя полка НКВД
Имена в летописи
Военный музыкант спас боевое знамя полка НКВД
29.08.2024
Пример для офицеров
Имена в летописи
Пример для офицеров
21.08.2024
Легенда флота
Имена в летописи
Легенда флота
22.07.2024
Первый дважды Герой
Имена в летописи
Первый дважды Герой
06.07.2024
Век Василя Быкова
Имена в летописи
Век Василя Быкова
19.06.2024
50 лет назад не стало Маршала Победы
Имена в летописи
50 лет назад не стало Маршала Победы
18.06.2024
Маршал, освободивший пять европейских столиц
Имена в летописи
Маршал, освободивший пять европейских столиц
16.06.2024
Век Юлии Друниной
Имена в летописи
Век Юлии Друниной
10.05.2024
Первая женщина — Герой Советского Союза
Имена в летописи
Первая женщина — Герой Советского Союза
10.05.2024