117 лет назад 8 октября родилась знаменитая летчица, Герой Советского Союза Полина Денисовна Осипенко (в девичестве — Дудник). Родное село Полины Осипенко сегодня носит ее фамилию — село Осипенко Бердянского района Запорожской области.
Путь в авиацию Полины Осипенко — пример воли и целеустремленности, пробивного характера. Девушка выросла в многодетной семье, окончила три класса начальной школы, а после работала батрачкой. Окончила курсы птицеводов в городе Бердянске. Благодаря бойкому характеру стала заведующей колхозной птицефермой.
Как же Полине удалось стать летчицей? Позднее девушка вспомнит о встрече с первой советской летчицей Зинаидой Кокориной: «Я была птичницей. У нашей деревни сел самолет. Вышла женщина. Я вся загорелась: и женщины могут летать?!»
В 1931 году Полина Говяз (фамилия первого мужа) уехала к мужу в Качу. Степан подготовил жену к поступлению в Качинскую школу военных пилотов. Но поступить с первого раза не удалось, и Полина устроилась в эту же школу официанткой. Девушка самостоятельно освоила пилотирование самолета У-2 (По-2) и уже в 1933 году окончила Качинскую военную авиационную школу летчиков.
В последующие годы Полина служила летчиком, командиром звена в истребительной авиации. Осипенко отличалась упорством, трудолюбием, постоянным желанием совершенствоваться. Делала фигуры высшего пилотажа — «петли Нестерова», «бочки», «штопоры». В 1935 году Полина сменила фамилию на Осипенко, после того как второй раз вышла замуж.
В 1937 году Полина Осипенко установила ряд мировых рекордов, в том числе подъем на высоту 6000 метров, что являлось повторением рекорда итальянской летчицы Негрон. В мае этого года именно Осипенко поставила рекорд высоты для женщин в открытой кабине — 8804 метра на ненагруженном самолете, а спустя два дня — мировой рекорд — 7000 метров с грузом 1 тонна.
Летом 1938 года, во время подготовки к рекордному полету на гидросамолете МП-1, выяснилось, что Полина не умеет плавать, и она научилась за два дня. Беспосадочный перелет Севастополь — Архангельск, идея которого была выдвинута Осипенко, должен был связать Черное и Белое моря.
Гидросамолет МП-1 («летающая лодка») вылетел 2 июля 1938 года. Летели над сушей, что исключало возможность вынужденной посадки, в густой облачности, почти все время «вслепую». Несколько раз за время полета наступало обледенение самолета. В результате был установлен мировой рекорд: за 10 часов 33 минуты самолет П. Д. Осипенко (командир), М. М. Расковой (штурман) и В. Ф. Ломако (второй пилот) преодолел 2416 километров с грузом 5,5 тонны.
Вскоре после перелета Севастополь — Архангельск был осуществлен беспосадочный перелет Москва — Комсомольск-на-Амуре на самолете «Родина». На этот раз командиром стала В. С. Гризодубова, М. М. Раскова снова была штурманом, а П. Д. Осипенко — вторым пилотом.
Полет проходил 24–25 сентября 1938 года в трудных условиях: густая облачность, отсутствие видимости давали возможность определять направление только по приборам. За Уралом оборвалась связь, и была пропущена заправка топливом в Комсомольске-на-Амуре. Топлива оставалось на 30 минут. Летчицы приняли решение о посадке в тайге, причем в целях безопасности М. М. Раскова приземлилась на парашюте. Сели у реки Амгунь. Поиски самолета велись от Байкала до Охотского моря и местными жителями, и силами ВВС. 3 октября отважный экипаж был обнаружен. Девушки установили мировой женский авиационный рекорд дальности полета по прямой — всего за 26 часов 29 минут пройдено расстояние в 6450 километров. За этот подвиг членам экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза.
В мае 1939 года майор Осипенко, работая инспектором Военно-воздушных сил при Генеральном штабе, участвовала в сборах командиров для тренировки слепых полетов на Курсах усовершенствования начальствующего состава. 11 мая, совершая учебно-тренировочный полет в Рязанской области с начальником Главной летной инспекции ВВС РККА Анатолием Серовым, Осипенко находилась во время полета в закрытой кабине, вела машину вслепую. Серов в передней открытой кабине корректировал полет. Затем летчики поменялись местами. Машину, врезавшуюся в землю, нашли у села Высокое, пилоты погибли. Причиной катастрофы признали ошибки Серова в пилотировании при полете на малой высоте, при этом Осипенко не смогла скорректировать действия Серова и вмешаться в управление самолетом (из политдонесения начальнику Политуправления РККА Л. З. Мехлису). Так трагически оборвалась жизнь двух замечательных летчиков. Прах Серова и Осипенко помещен в урнах в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.
Автор: методист научно-методического отдела Музея Победы Евгения Тарнягина
#ак